Методическая разработка для организации и проведения занятия «Правила игры в волейбол, перемещения, физическая и техническая подготовка»
Пояснительная записка к презентации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Методическая разработка
для организации и проведения занятия по Раздел 3. Волейбол
«Тема 3.1. Правила игры в волейбол, перемещения, физическая и техническая подготовка»
Разработал: Бесараб К.И.
преподаватель физической культуры
г. Белорецк
2018
I. Пояснительная записка
Физическое воспитание в ССУЗах является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически развитых, социально активных личностей. Большой популярностью в вузах пользуется такой вид спорта, как волейбол. Волейбол - игра увлекательная, динамичная, требующая от игроков хорошей физической подготовленности и технико-тактического мастерства. В основе игры волейбол на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, т.д.
Специфика двигательной деятельности игры в волейбол способствует рациональному физическому развитию студента, всесторонней физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укреплению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительному влиянию на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поле зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).
Волейбол - игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды. Таким образом, игра волейбол формирует у студентов ССУЗов умения и навыки оптимального участия в коллективной работе, так необходимой будущим специалистам любого профиля, а регулярные занятия - активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества. Учебная программа по волейболу обогащает и систематизирует теоретические и практические сведения вида спорта волейбол, позволяет рационально строить учебно-тренировочный процесс, получая положительные сдвиги в физическом развитие молодого организма и формировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (технико-тактическая подготовка).
II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Основной формой организации и проведения учебных занятий по волейболу в СПО является занятие. Урочная форма физического воспитания более вариативна и гибка, поэтому может быть использована в работе с любым контингентом.
В настоящее время в системе физического воспитания принята структура урока, состоящая из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной, заключительной. Продолжительность учебных занятий в СПО 90 мин.
Подготовительная часть (20 мин).
Задачи подготовительной части занятия:
·Организация занимающихся;
Подготовку их для наиболее успешного решения задач основной части занятия.
Средства подготовительной части занятия:
Строевые упражнения
Упражнения на внимание;
Различные виды ходьбы, бега, прыжков;
Общеразвивающие, подготовительные, подводящие упражнения;
Ранее изученные упражнения из техники волейбола.
При проведении подготовительной части урока необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения занятий;
2 Начинать занятие с построения и постановки задач;
3. Проводить подготовительную часть без значительных пауз;
4. При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой гимнастической терминологией;
5. Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц;
6.Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения;
7. Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к волейболу.
Основная часть (60 мин.)
Задачи основной части занятия:
· Изучение и совершенствование техники игры в нападении и защите;
· Освоение элементов тактики в нападении и защите;
· Повышение физической подготовленности занимающихся;
· Воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств;
· Обучение занимающихся применять приобретенные умения и навыки в различных условиях игровой деятельности.
Средства основной части занятия:
· Подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения;
· Подвижные игры;
· Учебные и двусторонние игры в волейбол.
Рекомендации по проведению основной части занятия:
1.Необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей;
2. Применять поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку;
3. При обучении элементам техники и тактики игры в волейбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых условиях.
Учебные игры должны носить целевую игровую направленность, строго регламентировать действия играющих. В двухсторонних играх занимающиеся выполняют все ране разученные технические приемы и тактические действия произвольно.
В процессе обучения игры в волейбол используются следующие методы: словесный (вербальный), наглядный (визуальный),словесно-наглядный, целостный (основной), расчленный, метод сопряженных воздействий, метод срочной информации, метод двигательной информации, соревновательный и игровой методы.
Заключительная часть (10 мин) предназначена для завершения работы преподавателя, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности состояния.
Для решения данных задач используются следующие упражнения:
· Имитационный;
· На внимание;
· На координацию движений;
· На дыхание и расслабление;
· Малоподвижные игры.
Игнорировать заключительную часть занятия не рекомендуется.
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.
Задачи:
- совершенствовать технику приёма и передачи мяча сверху и снизу двумя руками,
- совершенствовать нижнюю прямую подачу,
- учебно-тренировочная игра с заданиями (приём мяча с подачи , передача в 3 зону , из 3 зоны – во 2 или 4 зону.
- развивать координационные способности: ориентирование в пространстве, быстроту реакции.
Части урока |
Содержание |
Дозировка |
ОМУ |
I. Подготовительная часть (7 мин.) |
1. Построение, сообщение задач урока. 2. Повороты на месте. 3. Ходьба: – на носках 4. Беговые упражнения: – приставными шагами 5. Общеразвивающие упражнения на месте без предмета. |
30 сек. 1,5 мин. 2,5 мин. 2,5 мин. |
Следить за осанкой. Слайд 1 /data/files/i1531297829.pptx (презентация Волейбол) Бег с отведением бедра назад и захлестыванием голени Быстрыми поочередными движениями голень захлестывается назад с касанием ягодиц пятками. Туловище прямо или слегка наклонено вперед. Руки согнуты в локтях. Бег прыжками с ноги на ногу Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, посылается коленом вперед-вверх до горизонтального положения. Туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях и двигаются вперед-назад. В момент отталкивания туловище, бедро, голень, стопа составляют прямую линию. Отталкиваться под острым углом, т.е. вперед, а не вверх. Темп выполнения быстрый. |
II. Основная часть (30 мин.) |
Тема урока, задачи |
3 |
Слайд 2, 3 |
История волейбола |
5мин. |
https://www.youtube.com/watch?v=_by_Wyy0ons |
|
Правила игры |
5 |
Слайд 4 |
|
Техника передачи мяча сверху двумя руками . Объяснение и показ техники передачи сверху Передача мяча сверху двумя руками в парах. Передача мяча в тройках с перемещением по часовой стрелке. Передача мяча сверху над головой в тройках со сменой мест с последующим поворотом на 180 градусов. Техника нижней прямой подачи 1. Объяснение и показ техники выполнения. 2. Имитация удара: И.П. –лицом к сетке, левая нога впереди. Мяч подбрасывается левой рукой вверх у правого плеча. Туловище отклоняется назад (замах). Подбросив мяч последовательным разгибанием сзади стоящей ноги, с движением туловища вперед и кистью руки вперед-вверх имитировать удар по мячу выпрямленной рукой ладонью со сжатыми пальцами. 3. Имитация подачи. 4. Верхняя прямая подача в зоны 1, 5,6. Совершенствование техники приема мяча снизу двумя руками Имитация приема мяча снизу. Передача мяча в парах в глубину площадки. Передача мяча в парах с отклонениями вправо и влево. Двусторонняя игра в волейбол с заданиями |
2 мин. 3 мин. 3 мин. 4 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 2 мин. 2 мин. 7 мин. |
Слайд 5 Техника выполнения передачи мяча сверху двумя руками Встреча рук с мячом над лицом несколько впереди. Разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук придать мячу нужное направление. После передачи мяча учащийся бежит и занимает место соседа слева. Техника выполнения нижней прямой подачи Стоя лицом к сетке, мяч удерживается на уровне груди, одна нога впереди. Подбрасывая мяч над правым плечом и несколько перед собой, игрок выполняет замах вверх – назад, прогибается и отводит правое плечо назад – вверх. Удар производиться несколько впереди игрока выпрямленной рукой ладонью со сжатыми пальцами. Техника выполнения приема мяча снизу двумя руками Туловище слегка наклонено вперед, прямые руки опущены вперед– вниз, локти сближены, кисти вместе. Мяч принимается на внутреннюю часть сближенных предплечий, ближе к кистям рук. В момент приема руки не должны сгибаться в локтях. Руки в плечевых суставах поднимаются навстречу мячу, ноги в момент приема выпрямляются. Чем выше скорость полета мяча, тем меньше должно быть встречное движение рук. |
|
III. Заключительная часть (3 мин.) |
Построение. Подведение итогов. Методические указания. Выставление оценок. Домашнее задание.. |
3 мин. |
Отметить наиболее активных учащихся. Имитировать верхнюю прямую подачу, соблюдая технику выполнения (обучающиеся). |