Методическая разработка «Технология подготовки и проведения длительной досуговой познавательной программы "Космические игры"»

0
0
Материал опубликован 31 January 2019

Управление образования г. Калуги

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги НСП «Радуга»

Методическая разработка

Технология подготовки и проведения длительной досуговой познавательной программы «Космические игры»

Автор-разработчик:

педагог дополнительного образования

МБОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги НСП «Радуга»

Плющай Александр Иванович

Калуга

2016

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка представляет опыт работы педагога по подготовке и проведению длительной досуговой познавательной программы «КОСМИЧЕСКИЕ ИГРЫ».

Досуговые программы в системе дополнительного образования направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени, при этом реализуют как досуговый, так и образовательный потенциал учреждений. Участие детей в подготовке и проведении досуговых программ является фактором их социализации, формирующим навыки продуктивной организации свободного времени, опыт освоения культурно-образовательного пространства. При этом очевидно, что педагогическая эффективность игровой программы зависит от качества её разработки и реализации. Сценарий программы «КОСМИЧЕСКИЕ ИГРЫ» награждён дипломом Ш степени на VI Всероссийском конкурсе игровых программ «Созвездие игры», в номинации «Мир открытий», конкурс проводился в Санкт-Петербурге, в 2015 году. Также сценарий программы «Космические игры» апробирован в качестве культурно-досугового мероприятия открытого фестиваля школьных музеев космонавтики «Мы – дети Галактики», 5-10 дневных каникулярных смен оздоровительных лагерей Калужской области и 21-дневной профильной (специализированной) смены «Космические игры-2014» на базе ФДЦ «Смена» г. Анапа, п. Сукко.

Представленный опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, вожатым и воспитателям детских лагерных смен.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность методической разработки.

Актуальность обусловлена тем, что разработанная программа позволяет вовлечь учащихся в социально-значимую деятельность с использованием регионального компонента. Поскольку г. Калуга является колыбелью космонавтики, реализация данной программы также является социальным заказом Правительства Калужской области. Данная программа позволяет учащимся продолжить занятие аэрокосмическим образованием во время каникулярного отдыха, показать свои знания в области космонавтики, проявить лидерские и организаторские качества, приобрести новые знания, развить творческие способности. В этом заключается педагогическая целесообразность разработки программы.

Цель методической разработки: представить технологию подготовки и проведению длительной досуговой познавательной программы «КОСМИЧЕСКИЕ ИГРЫ».

Особенности реализации: по направлению деятельности разработанная досугово-игровая программа «Космические игры» является социально-педагогической. По педагогическим целям – познавательная, развивающая. По возрастным особенностям и контингенту воспитанников проводится для учащихся среднего и старшего возраста в смешанных группах. По продолжительности реализации игровая программа «Космические игры» проводится в рамках 5-7 дневной или 21- дневной профильной (специализированной) смены на базе стационарного детского оздоровительно-образовательного лагеря. Программа «КОСМИЧЕСКИЕ ИГРЫ» проводится в форме игры-путешествия. Возрастная категория детей-участников программы 12 – 17 лет. Также

Место проведения игровой программы: стационарный детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Материально-техническое обеспечение (реквизит) игровой программы:

1. Материалы для проведения творческих мастер-классов.

3. Канцелярские принадлежности.

4. Мультимедийное оборудование.

5. Телескоп.

6. Дипломы, грамоты и призы.

7. Атрибутика.

Методические рекомендации на подготовительный период.

При подготовке игровой программы необходимо уделить особое внимание проведению обучающих занятий с вожатыми и инструкторами, задействованными в реализации различных этапов игрового сценария.

Участие детей в программе предполагает наличие у них базовых знаний в области познания Вселенной, истории и развития Отечественной космонавтики и космической техники. Если таких знаний нет, следует провести ряд подготовительных мероприятий, это могут быть лектории, викторины, познавательные игры соответствующей тематики.

Особое внимание в ходе подготовки следует уделить разработке и подготовке игрового реквизита: карты-схемы, маршрутные листы, атрибутика этапов, призы дипломы, грамоты для награждения.

Методические рекомендации и советы организаторам по проведению каждого этапа игры представлены в сценарии (см. «Сценарный план и технология проведения игры»).

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСНОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«КосмическИЕ игрЫ»

Цель игровой программы: популяризация и развитие аэрокосмического образования, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, раскрытие индивидуального потенциала учащихся в соответствии с их возрастными особенностями в процессе организованного отдыха детей.

Задачи игровой программы:

1. Обучающие:

- приобретение и закрепление теоретических знаний в области истории Отечественной космонавтики и космической техники;

- расширение кругозора и всестороннее развитие личности в области познания Вселенной;

- привитие навыков и умений в применении полученных знаний;

- выработка у учащихся умения сопоставлять теоретические знания с практическим опытом;

2. Развивающие:

- выявление и развитие индивидуальных качеств, способностей и специализированных творческих и исследовательских навыков;

- развитие самостоятельности и познавательной активности при исследовании различного рода источников информации;

- привитие навыков по применению полученных знаний в практической деятельности;

- развитие памяти, логического и аналитического мышления, умения делать обобщения и выводы.

3. Воспитательные:

- воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции на основе исторической значимости достижений России в области освоения космоса;

- привитие основ культуры общения и правил поведения в обществе;

- развитие коммуникабельности, умения строить взаимоотношения на уровне взаимоуважения и делового партнерства;

- формирование собственного мнения, привитие интереса к избранному делу.

Участники игровой программы: учащиеся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений в возрасте от 12 до 17 лет.

Сценарный план и технология проведения игровой программы

1 этап «Подготовка к полету»

Ведущий 1: Еще 60 лет тому назад о космических полетах говорили как о фантастике.

И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. Сегодня и на протяжении всей смены «Полет во вселенную» мы предлагаем вам тоже пофантазировать и ощутить себя первыми участниками межгалактической экспедиции. Сегодня – это мечта, а через 15-20 лет, вы станете свидетелями первого межгалактического путешествия, а может быть….. и его участниками.

Ладонью заслонясь от света,

Сидит мальчишка… Тишина.
И вдруг волшебное:

- Ракета достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,

- Как будто, так и быть должно.
Должно быть так,

А не иначе. И удивительного нет,

Что это нами,

Нами начат штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:

Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий эпоха вверила ему!

Цель нашего виртуального межгалактического путешествия – проверить ваши творческие способности и познания в области покорения космоса.

Легенда игры: Вы – группа энтузиастов, которая решила совершить первый межгалактический полет по маршруту «Земля - Галактика - ….(название этого пункта вы придумаете сами) - Земля».

Наше путешествие состоит из следующих этапов:

«Подготовка к полету»

«Ключ на старт»

«Зажги свою звезду»

«Путешествие по Галактике»

«Это счастье - путь домой»

На протяжении всех этапов игры, за вашей работой будет наблюдать и оценивать выполнение полетного задания экипажей ЦУМП (Центр управления межгалактическими полетами) в составе:

- руководитель ЦУМП;

- адмирал космических дорог;

- астроном ЦУМП.

Команды получают листы предполетного задания.

Легенда первого этапа игры «Подготовка к полету».

Ведущий: Для того чтобы подготовиться к полету, экипажу необходимо:

- создать экипаж (выбрать капитана и его помощников, придумать всем членам экипажа космические профессии, которые они будут исполнять на протяжении всего полета);

- подготовить творческую визитную карточку (с представлением всех членов экипажа и профессий);

- придумать имя вашему летательному аппарату, которое и будет названием вашего экипажа;

- придумать девиз команды;

- придумать и изобразить эмблему экипажа;

- какой талисман вы возьмете с собой в полет (представить его);

- оформить обложку (обязательно: имя и эмблему) и первые страницы бортового журнала (обязательно: девиз, список экипажа с космическими профессиями, изображение талисмана).

Методические рекомендации для организаторов: бортовой журнал может быть оформлен в виде альбома или отрядного уголка.

В период подготовки первого этапа игры «Подготовка к полету» с членами экипажей проводится ознакомление с традициями отряда космонавтов, включающее:

- Просмотр фильма о традициях отряда космонавтов «Белое солнце Байконура»;

- Предстартовый просмотр фильма «Белое солнце пустыни»;

- Викторину по итогам просмотра фильмов «Белое солнце Байконура» и «Белое солнце пустыни».

Викторина «Белое солнце пустыни»

(Оценка итогов викторины: каждый правильный ответ 0,4 балла, максимальное количество баллов - 10).

1. Каким по счету был человек, выкопанный в пустыне красноармейцем Суховым?

А) первым;

Б) третьим;

В) четвертым.

2. Как звали жену красноармейца Сухова?

А) дорогая Клавдия Михайловна;

Б) уважаемая Надежда Константиновна;

В) разлюбезная Екатерина Матвеевна.

3. Чем и из какого сосуда напоил товарищ Сухов, найденного им в пустыне, Саида?

А) чаем из солдатской фляжки;

Б) молоком из солдатского котелка;

В) водой из чайника.

4. Назовите кличку Абдуллы?

А) Лютый;

Б) Беспощадный;

В) Черный.

5. Вспомните, что находилось при входе в помещение, где товарищ Сухов разместил гарем.

а) табличка «Добро пожаловать»;

Б) табличка «Не входить без разрешения товарища Сухова»;

В) табличка «1-е общежитие свободных женщин востока. Посторонним не входить»

6. Что собирался строить товарищ Сухов вместе со своей женой, вернувшись домой с войны?

А) русскую баньку;

Б) дом пятистенку;

В) новую жизнь.

7. Чем объяснил Петруха товарищу Сухову свою настойчивую просьбу к Гюльчатай открыть личико?

А) А вдруг это не Гюльчатай, а Абдулла в гареме спрятался;

Б) Вообще-то я брюнеток люблю, а рыжие меня настораживают;

В) А вдруг там крокодил, какой, томись потом всю жизнь.

8. От какого кушанья отказывался таможенник Верещагин, сетуя на отсутствие хлеба?

А) икра чёрная;

Б) соленые огурцы;

В) сало копчёное.

9. Перечислите гарем поименно, в том порядке как это делал товарищ Сухов.

10. Знаменитая фраза таможенника Верещагина, благодаря которой фильм «Белое солнце пустыни» стал любимым фильмом всех таможенников России.

11. Смотрят ли фильм «Белое солнце пустыни» перед полетом американские космонавты?

А) да;

Б) нет;

В) только при совместных полетах с российскими космонавтами.

12. Какая песня исполнялась на граммофоне, который принес Сухов женщинам?

А) По диким степям Забайкалья;

Б) Из-за острова на стрежень;

В) Ехал на ярмарку ухарь купец.

13. В каком году впервые космонавтам перед полетом показывали фильм «Белое солнце пустыни»?

А) 1961;

Б) 1968;

В) 1973.

14. Кому хотел отомстить Саид?

А) Абдулле;

Б) Джавдету;

В) Ибрагиму;

15. Каким образом нужно было поймать Абдуллу в старой крепости?

А) через трубу;

Б) через подземный ход;

В) через окно в гареме.

16. Что просил у Верещагина товарищ Сухов?

А) угнать баркас;

Б) вернуть Петруху;

В) одолжить пулемет.

17. Сколько секунд горел фитиль на заминированном баркасе?

А) 35;

Б) 42;

В) 46.

18. На что выменял Верещагин павлинов?

А) на пулемет;

Б) на коня;

В) на мундир.

19. Что, по мнению Гюльчатай, соответствовало должности старшей по общежитию?

А) Господин назначил меня любимой женой;

Б) Господин назначил меня старшей женой;

В) Господин назначил меня самой красивой женой.

20. Почему подпоручик не смог забрать гранаты у Верещагина?

А) они были не той системы;

Б) у них не было запалов;

В) он не умел ими пользоваться.

21. Знаменитая фраза товарища Сухова, которая не только стала афоризмом, но и звучала в одной из известных песен.

А) Север – дело холодное;

Б) Запад – дело тёмное;

В) Восток – дело тонкое.

22. Чем не советовал заниматься товарищ Сухов своей жене, считая, что напрасное это занятие?

А) наряжаться;

Б) убиваться;

В) горевать.

23. Где старейшины взяли взрывчатку?

А) они не помнили;

Б) дал Абдулла;

В) дал товарищ Сухов.

24. Что бандиты прокричали Абдулле с баркаса?

А) таможня даёт зеленый свет;

Б) таможня даёт добро;

В) таможня даёт баркас.

25. Сколько баранов взял Джавдет у Саида?

А) 4;

Б) 6;

В) 12.

В конце выступления команд ЦУМП объявляет итоги викторины, выдает задания второго этапа игры.

Легенда второго этапа «Ключ на старт».

Для осуществления своей мечты, вам необходимо:

- создать макет или эскиз вашего летательного аппарата и творчески его презентовать;

- творчески представить маршрут полета в Галактику, которую вы выбрали (придумали);

- определить без чего вы не сможете обойтись в космосе;

- обыграйте старт вашего летательного аппарата;

- оформить результаты второго этапа в бортовом журнале (приветствуется сопровождение текста рисунками, схемами и т.д.).

2 этап «Ключ на старт».

Ведущий: Жить и верить – это замечательно,

Перед Вами небывалые пути.

Утверждают космонавты и мечтатели,

Что на Марсе будут яблони цвести!

Быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий.

А поэтому перед полетом экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.

Игра «Допуск к полету»

1-й этап. Проверка физической подготовки (конкурс не оценивается).

а) по 2 члена экипажа кружатся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены экипажа.

б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обручи).

в) А сейчас проверим ваше внимание, наблюдательность. На подносе 10 предметов, через 5 секунд экипажи должны в течение 2-х минут перечислить на бумаге эти предметы.

г) Проверка реакции. Приглашаются командиры экипажей. Проводится игра «Музыкальный стул».

2 этап. Проверка «ай-кью» экипажей. Всем экипажам раздаются листы, на которых они записывают ответы на вопросы викторины (1 балл за каждый правильный ответ).

1. Кто первый разработал принцип реактивного движения? (Кибальчич Н.И.).

2. Малые планеты (астероиды).

3. Кому принадлежат слова "Я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, в отдаленном будущем - дадут горы хлеба, бездну могущества"? (К.Э. Циолковский).

4. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).

5. Загадка: Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).

6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

7. Сколько планет в Солнечной системе? Перечислите (8 планет).

8. Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле).

9. Загадка: Днем спит, ночью глядит. (Луна)

10. Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор).

11. По какой звезде путешественники в древности ориентировались на местности? (Полярная)

12. Шарада (повторяется 2 раза):

Планета Солнечной системы

Мое начало составляет.

Нет для фантастов лучшей темы,

Она их тайной привлекает.

А слог второй под Новый год

Любовно люди украшают

Что в целом, отгадает тот

Кто город Франции узнает. (Марсель)

Ведущий: Перед запуском космолета для поднятия боевого духа пилота сыграем в виртуальную игру «Запуск космической ракеты». Все присутствующие в зале слушают команды ведущего и выполняют их.

Ведущий: К запуску космической ракеты приготовиться!

Все: Есть приготовиться!

Ведущий: Включить контакты! (Соединяет над головой два больших пальца).

Все: Есть включить контакты!

Ведущий: Завести моторы!

Все: Есть завести моторы! (Играющие начинают жужжать и крутить руками перед собой).

Ведущий: Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один! Старт! Поехали!!!

Все: Ура! Ура! Ура!

Методические рекомендации. Далее запуск космолетов (выполнение задания этапа «Ключ на старт») и определение победителей.

ЦУМП подводит итоги этапа, вручает командам легенду 3 этапа.

Легенда 3 этапа «Зажги свою звезду».

Ведущий: для участия в игре необходимо:

- сконструировать макет Звезды открытой вами Галактики и творчески представить её. Это поможет Вам зажечь свою Звезду во Вселенной. (оценивается по 10 бальной системе).

- придумать для каждого экипажа других летательных аппаратов юмористические задания «Сквозь тернии к звездам», которое они смогут выполнить с минимальной подготовкой. Методические советы (оценивается подготовка заданий по 5-бальной системе, выполнение каждого задания по 3-х бальной системе).

А также путешествуя по своей придуманной Галактике, экипаж делает открытия и заполняет бортовой журнал, описывает и рисует Галактику, ее обитателей и многое другое, что экипаж видел на своем пути.

3 этап «Зажги свою звезду».

Ведущий: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -

Значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, это необходимо,

Чтобы каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Методические рекомендации. Ведущий приглашает экипажи для выполнения заданий третьего этапа игры.

ЦУМП оценивает работу экипажей и объясняет условия проведения 4 этапа «Путешествие во вселенной».

4 этап игра «Путешествие Во Вселенной».

Игра на этом этапе проводится в виде интеллектуальной игры «Десять ступеней в космос» и игры по станциям «Навстречу к звездам».

Интеллектуальная игра «Десять ступеней в космос».

На площадку вызываются капитаны команд.

Ведущий: Перед вами 10 ступеней космической лестницы, правильно отвечая на мои вопросы, Вы продвигаетесь на одну ступень и получаете 3 балла для командного рейтинга.

Если капитан не отвечает на вопрос или отвечает неправильно, право ответа получают капитаны команд соперников (правильный ответ приносит команде 2 балла, но не дает права продвижения).

Если на вопрос не отвечают капитаны, право ответа передается командам (правильный ответ приносит команде 1 балл, но не дает права продвижения).

Игра заканчивается, если один из капитанов продвинется на все десять ступеней и выйдет в открытый космос.

1. Какова была продолжительность полета первого космонавта Земли?

Ответ: 108 минут

2. Космонавты во время радиосвязи пользуются позывными. Какой позывной был у Ю.А.Гагарина?

Ответ: Кедр

3. Космонавт, первый вышедший в открытый космос?

Ответ: Леонов Алексей Архипович

4. Можно ли наблюдать на Луне "падающие звезды" обосновать ответ?

Ответ: Нет, это атмосферное явление.

5. К какому типу галактик относится наша звездная система?

Ответ: К спиральным.

6. Какое важное событие в истории космонавтики произошло 20 июля 1969 г.?

Ответ: Выход человека на поверхность Луны.

Бонусный вопрос: Как звали этого человека?

Ответ: Нейл Армстронг

7. Польский ученый – астроном, доказавший своим открытием, что Земля вращается вокруг Солнца?

Ответ: Николай Коперник

8. Кто изобрел первый телескоп и открыл Млечный путь?

Ответ: Галилео Галилей

Бонусный вопрос: В каком году это произошло?

Ответ: В 1610 году.

9. Кем открыты законы движения планет?

Ответ: Иоганом Кеплером.

10. Основоположник науки о Солнце – гелиобиологии?

Ответ: Александр Леонидович Чижевский.

11. Как различить на ночном небе звезду и планету?

Ответ: Планеты блуждают на небе в отличие от звезд.

12. Назовите первый межпланетный космический аппарат, достигший поверхности Марса?

Ответ: «Марс – 2».

Бонусный вопрос: Когда это произошло?

Ответ: 27 ноября 1971 года

13. Когда и где прекратила свое существование орбитальная космическая станция «МИР»?

Ответ: В 2001 году станция «МИР» была затоплена в Тихом океане.

14. Какое важное событие в истории космонавтики произошло 18 марта 1965г.?

Ответ: Алексей Архипович Леонов совершил первый выход в открытый космос.

15. Кому принадлежат слова «Он всех нас позвал в космос»?

Ответ: Американскому астронавту Нейлу Армстронгу.

16. Назовите дату рождения Константина Эдуардовича Циолковского.

Ответ: 17 (5) сентября 1857 г.

Бонусный вопрос: где родился Константина Эдуардовича Циолковского?

Ответ: село Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии.

17. В каком году произошло знакомство Александра Леонидовича Чижевского с Константином Эдуардовичем Циолковским?

Ответ: в 1914 году.

Бонусный вопрос: как это произошло?

Ответ: В 1914 году вместо урока рисования в частном реальном училище Ф. М. Шахмогонова, в котором учился А.Л. Чижевский в 6 и 7 классах, состоялась лекция учителя епархиального училища К.Э.Циолковского. После лекции Циолковский пригласил желающих посетить его в воскресенье, чтобы познакомиться с его моделями дирижабля. В ближайшее воскресенье к Циолковскому пришел один Чижевский.

18. Как звали ученого, впервые вычислившего первую космическую скорость?

Ответ: Исаак Ньютон. Закон всемирного тяготения.

19. Как долго длилось открытое пребывание на Луне первого человека, ступившего на ее поверхность?

Ответ: 151 минута.

20. Какая планета могла бы гордиться тем, что атмосферу на ней «открыл» сам М.В. Ломоносов?

Ответ: Венера.

21. Кто впервые измерил скорость света?

Ответ: Мейкельсон.

22. Зачем Циолковский в юности проводил опыты по увеличению веса рыжего таракана в 300 раз?

Ответ: Такие опыты он проводил, чтобы определить, какие перегрузки опасны для организма. Тараканы перенесли нормально перегрузки.

23. Как Циолковский в своих работах предлагал спасать космонавтов от перегрузок?

Ответ: В специальных ваннах, наполненных жидкостью, плотность которой равна плотности тела человека.

24. 12 апреля 1883 года Циолковский завершил научную работу, в которой говорилось о космосе. Как называлась эта работа?

Ответ: Работа называлась «Свободное пространство».

25. Назовите самый известный памятник Циолковскому в Москве?

Ответ: Памятник Циолковскому на Аллее космонавтов у Мемориального музея космонавтики.

26. Период обращения вокруг Солнца самой короткопериодической кометы Энке составляет 3,3 года. Почему условия ее видимости повторяются с характерным периодом в 10 лет?

Ответ: Через 10 лет комета сделает ровно 3 оборота по своей орбите, а Земля – ровно 10. Значит, оба небесных тела окажутся почти в тех же точках пространства. Такими же будут условия видимости кометы на Земле.

27. Чижевский писал и продавал картины, чтобы…?

Ответ: Осуществлять свою научную деятельность.

Методические рекомендации.По итогам игры «Десять ступеней в космос» определяется очередность старта команд в игре «Навстречу к звездам».

Игры по станциям «Навстречу к звездам».

Первая планета на вашем пути - Планета Пограничная. Чтобы продолжить путешествие, вам нужно выполнить следующее задание: перечислите 10 известных вам мифологических созвездий. Время - 2 минуты. За каждое правильно названное созвездие оценка - 0,5 балла.

Дальше наш путь лежит на Планету Звездных Легенд. На этой планете живут самые страшные существа во Вселенной - Космомонстры.

Задание: Изобразить всей командой космомонстра так, чтобы у него было 9 ног, 6 голов, 7 рук. Обсуждение 2 минуты, далее задание выполняется в условиях полной тишины. Задание выполнено за 1 минуту - 3 балла; за 2 минуты - 2 балла; 3 минуты и более -1 балл. За каждого незадействованного члена экипажа - 1 штрафной балл.

На Планете Потухшего Солнца вас ожидает вечная мерзлота. Для того, чтобы не замерзнуть и навечно не остаться на этой планете, вам необходимо согреть свой космический корабль.

Задание: всем экипажем в течение 3-х минут поставить фильтр, который не пропустит холодный воздух в отсеки вашего корабля, объяснить принцип его действия. Задание выполнено за 1 минуту - 3 балла; за 2 минуты - 2 балла; 3 минуты и более - 1 балл.

Впереди Планета Оранжевого Солнца. Ее яркий свет всех ослепляет. Только один член экипажа остается зрячим, он должен провести весь экипаж по этой планете. Все участники становятся в колонну друг за другом и закрывают руками глаза впередистоящего. Последний игрок в колонне остается зрячим, он и направляет экипаж своими командами по правильному пути.

Заранее готовится определенный участок, на котором расставлены кегли, бревна, лавки, стулья и т.д., т.е препятствия, которые необходимо преодолеть экипажу. Задание выполнено за 1 минуту - 3 балла; за 2 минуты - 2 балла; 3 минуты и более - 1 балл.

При посадке на Планету Вулкан ваш звездолет рассыпался на куски. Вам необходимо построить новый звездолет и проследовать на нем на следующую планету. Задание выполнено за 1 минуту - 3 балла; за 2 минуты - 2 балла; 3 минуты и более - 1 балл. За каждого незадействованного члена экипажа - 1 балл штрафа.

Вы прибыли на Планету Искусств. Это веселая планета, чтобы на неё приземлится, необходимо в течение 3-х минут спеть несколько космических песен.

За правильно выполненное задание команда получает 0,5 балла.

Планета Трех Солнц. Чтобы завершить полет и сдать отчет о путешествии по Галактике, вам необходимо сесть в машину времени всем экипажем.

Задание: создать круг единства (всей командой стать в круг, так, чтобы все вместились, и никто не остался за пределами круга). Задание выполнено за 1 минуту - 3 балла; за 2 минуты - 2 балла; 3 минуты и более - 1 балл. За каждого не вошедшего в круг единства - 1 балл штрафа.

Методические рекомендации. По окончанию игры ЦУМП подводит итоги, заполняется рейтинговая таблица. Командам выдается задание заключительного этапа игры «Это счастье - путь домой».

Легенда этапа «Это счастье - путь домой».

1. Подготовить для сдачи рапорт о межгалактическом полете в театрализованной форме (оценка по 10-бальной системе);

2. Сдать в ЦУМП полностью заполненный бортовой журнал с включением в него мнений каждого участника полета об игре (оценка оформления по 20-бальной системе).

5 этап «Это счастье путь домой».

Ведущий: Наше межгалактическое путешествие подходит к концу. Экипажи возвращаются на Землю.

Созвездия блуждали в вечной мгле,

Казалось им безмерный счет потерян…

Мы первые сумели на Земле

Открыть Вселенной запертые двери.

Когда последний закруглен виток.

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в свеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо, всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

Методические рекомендации Экипажи под руководством ведущего обыгрывают легенду этапа «Это счастье - путь домой».

ЦУМП подводит итоги этапа и всей космической игры, объявляет победителей, вручает награды.

Ведущий: Спасибо экипажам за активное участие в нашей Космической игре. Желаем дальнейших успехов в изучении Вселенной. И, наконец, можно подвести итог вашей совместной работы. Программу полета наши космонавты выполнили полностью.

Мы не говорим: «Прощайте!». Мы говорим Вам: «До новых встреч!».

Литература:

Е.Н.Арсенина Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия. – М.: Педагогическое общество России, – 2007 г.

Ю.Н. Балашова «Желаю вам доброго полета!..» - М.: РТСофт, 2010 г.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства.Учебно-методическое пособие. - М: Центр гуманной литературы, 2005 г.

Ю.Н. Григоренко «Дневник вожатого: практическое пособие». – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.

Я. К. Голованов «Дорога на космодром» - М.: «Детская литература», 1982 г.

П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп» - М.: «Детская литература», 1982 г.

И.В. Макаренко Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. - М: Центр гуманной литературы, 2003 г.

О. А. Скоролупова «Покорение космоса» - М.: «Скрипторий 2003», 2007 г.

Подвижная игра «Солнце и планеты»: моделирование в движении Солнечной системы. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 – 2000 г.

Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ (Кипарис-11). Учебно-методическое пособие./ Под ред. И.Н.Хуснутдиновой. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации