Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности – «квест-игры», на старшем дошкольном возрасте, по ознакомлению с окружающим миром. по теме: «Где живет медведь?»
Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности – «квест-игры»,
на старшем дошкольном возрасте, по ознакомлению с окружающим миром.
по теме: «Где живет медведь?»
Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма в детском саду.
Задачи:
Обучающие. Познакомить детей с основным неофициальным символом России. Донести до детей, что медведь не случайно выбран символом-животным нашей страны.
Развивающие. Развивать познавательный интерес детей, развивать речь.
Воспитательные. Воспитывать любовь и уважение к Родине, национальным обычаям, культуре.
Интеграция образовательных областей: Познание (ознакомление); речевая, физическое (физкультминутка); ХЭР (моделирование )
Предварительная работа: Выставка книг о Родине, о животных, рассматривание иллюстраций о стране, дид/пособия, чтение стихов и разучивание игр о животных, геральдика.
Методы и приемы: наглядные (ИКТ); практические (игровые упражнения); словесные (рассказ)
Материал и оборудование: ИКТ, карточки – задания, игровое пражнение «Соедини по точкам», «Собери герб», следы, стрелки, игра «Поле чудес» (барабан со стрелкой), картинка «Где живет медведь?», сундук, символы: валенки, шапка-ушанка, русская тройка, балалайка, выставка книг по р.н.сказкам; выставка «Гербы», зона «Музей медведей», презентация «медведи-циркачи», зона «Лес», «Город», «Зоопарк», простые карандаши.
Ход совместной организованной деятельности
Организационная часть – Мотивационный момент
Педагог: Сегодня мы отправимся на поиски важных «символов», которые очень популярны и известны не только в России, но и во всем мире.
Мотивация на деятельность:
Кто-то здесь следы оставил, и мы отправимся по его следам (показ следов медведя)
Воспитатель: соедините все цифры по порядку и узнаете, с каким главным символом мы сегодня будем путешествовать.
Задание: «Соедини точки» (коллективное выполнение задания).
Кто получился?
Дети: Медведь
Познакомься, я — Медведь,
Я могу рассвирепеть.
Только не пугайся зря,
Лучше уважай меня!
Я — Медведь! Я — царь зверей,
Нет в тайге меня важней.
Я могучий, сильный зверь
Мне ты на слово поверь!
Основная часть
Проблемная ситуация: Медведь просит нас узнать, где он живет?
-) А где еще живет медведь, попробуем найти:
Перед нами Развилка трех дорог: (колесо со стрелкой)
Прямо пойдешь – в Сказку попадешь!
Налево пойдешь – в Город попадешь!
Направо пойдешь – в Лес попадешь!
Раз, два, три – стрелку раскрути! (показ направления движения)
Первая остановка: «Сказка»
В каком направлении двигаемся? ( Прямо)
Превращение: Чтобы в сказку попадать – нужно маску надевать! (дети надевают маски медведей)
Идем на цыпочках, чтобы не спугнуть сказку…(по следам медведя)
Перед нами галерея Сказок, присядем на сказочной поляне, поиграем в игру «Угадай сказку?»:
А) Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)
Б) Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
В) Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
Г) Дом растаял ледяной –
Попросилась в лубяной.
Приютил ее зайчишка,
Сам остался, без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)
Д) Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки? (Три медведя)
Педагог: «От книжки к книжке прошагали Мишки», раньше на Руси носили лапти – летом, а зимой – валенки. Вот и наш первый символ – это «Валенки» (валеная из шерсти зимняя обувь), заберем его с собой в «сундучок».
Народная примета: чтобы жизнь была богатой и удачной, в доме должны быть валенки, в один из которых необходимо вложить монету, а в другой конфету, (показ экспонатов, примерка и помещение символов в «сундук»)
Под.итог: Где живет медведь? (в книжке, в сказке)
(кодировка изображений на таблицу-лесенку)
2) Раз, два, три – стрелку раскрути! (показ направления движения)
Вторая остановка: «Город»
Налево пойдем – в «Город» попадем!
А) Главный символ – города - Герб
Что такое герб? (это символ, это щит, на котором при помощи разных знаков отмечали главные богатства этого края, места).
Щит – это доспех, защита от меча, копья, пули. Делали щиты из дерева и металла. (фото щита) На щите часто изображали – Медведя.
Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.
На Руси Медведя считали царем зверей, хозяином тайги, леса.
Педагог: Ребята, а какой медведь для вас?
Ответы детей.: сильный; храбрый, смелый, добрый; способный на защиту своих детенышей, своего дома.
Именно медведь изображен на разных гербах нашей страны. (Фото гербов Новгородской обл., Саратовской обл., Ярославской обл., Пермского края, Республики Карелия), гербы с «вензелем» - медведь.
Продуктивная коллективная деятельность «Найди одинаковые гербы» (в цветном и черно-белом изображении)
Под.итог: Где живет медведь? (на гербе, с кодировкой)
Б) Следы ведут – в «Музей Медведя» (рассматривание экспонатов)
-И вот наш мишка стал сильным и ловким, и на лесных играх занял 1-ое место. И не зря его выбрали символом Олимпиады, в 1980 году, в Москве.
В 2014 году в Сочи (Мишка, Заяц и Леопард)
Вот вы и познакомились с мишкой - спортсменом. (фото)
-В) А еще высоко в небе есть «небесный» медведь. Его можно увидеть в ночном небе. Посмотрите, как выглядит созвездие «Большой и Малой медведицы. /Фото созвездий «Большой и Малой медведицы»/.
Речевая игра: «Какие бывают медведи?» (подбор прилагательных)
Педагог: Ноги наши в тепле, в валенки обуты, чтоб не замерзла голова , надеваю шапку, домой беру «Ушанку»
Подвижная игра: «Мишка бурый»
Г) Зона «Цирк» (презентация «Зачем медведь в цирке?»)
Медведь может и на велосипеде ездить и на балалайке играть.
Физкультминутка.
Я Мишутка –не топчумба, /ходьба на месте, высоко поднимая колени/
Я гимнамбо –научумбо! /ноги на ширине плеч/
Намбо, томбо, захотембо , /поднимаясь на носки, руки через стороны вверх/.
И немного попотембо. /опустить руки вниз/.
Наклонямбо, наклонямбо /наклоны вперед/.
Приседамбо, приседамбо. /приседания/.
Будет Мишка здоровембо! /кулаки к плечам, «силачи»/.
Педагог: В цирке с мишкой побывали «Балалайку» с собой взяли (кодировка)
Третья остановка: «Лес»
А домчит нас в лес русская «Тройка» (музыка)
Педагог: Наши леса богаты разными животными, большими и не очень. Здесь живут и зайцы со своими врагами лисами, и вечно голодные волки бок о бок с белками, куницами, ежами и барсуками.
Но главным символом России стал Медведь.
В России обитает бурый и белый медведь.
На крайнем Севере обитает его родственник – белый медведь. Он очень сильный и умеет плавать (плакаты с животными).
Игра: « Угадай, какой из этих медведей бурый, а какой белый?» (моделирование при помощи кругов двух цветов способом наложения на изображение)
Под.итог: Где живет медведь? (в лесу, на юге, на севере…)
Заклячительная часть.
Ребята получилось у нас узнать, где живет медведь?
Мы по лесенке пройдем и где были, назовем: (ответы детей)
Какие символы мы сегодня собрали в наш «Сундучок»?
(валенки, шапка-«ушанка», балалайка, тройка)