Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Способы размножения растений» (3 класс)
Тема урока: способы размножения растений
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений.
Планируемые результаты
Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.
Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.
Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Орг. момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать,
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
- Определим наши действия на уроке. К каждой букве слова «урок» подберём слова - название действия.
У- учиться позвать окружающий мир
Р- рассуждать, рассказывать
О- открывать для себя новое, обсуждать
К- коллективно работать
-Зачем мы с вами будем выполнять эти действия? (Эти действия будем выполнять для того, чтобы познакомиться с новым учебным материалом)
Проверка домашнего задания
- На уроке будем работать по маршрутному листу, и оценивать работу сигнальными карточками: карточка зелёного цвета – работа выполнена без ошибок, карточка жёлтого цвета – работа выполнена с 1-2 ошибками, карточка красного цвета – 3-4 ошибки.
- Выполните задание №1 в маршрутном листе: тестовую работу по теме «Растение – живой организм». К каждому вопросу – заданию выберите правильный ответ или ответы и подчеркните.
1. Растение – живой организм, потому что…
А) оно служит пищей для животных
Б) у него есть органы, которые осуществляют питание, дыхание, размножение
В) оно выделяет кислород
2. Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя – это…
А) части водорослей
Б) органы цветкового растения
В) части хвойных растений
3. Листья необходимы растению ...
А) только для испарения влаги
Б) для создания органических веществ
В) для создания минеральных солей
4. Почка – это будущий …
А) плод
Б) цветок
В) лист
5. Какие части цветка являются органами размножения?
А) пестик и тычинки
Б) чашелистик и цветоножка
В) цветоножка и пестик
6. Стебли необходимы растению …
А) для добывания питательных веществ
Б) для добывания воды
В) для транспортировки воды и питательных веществ
- Проверьте правильность выполнения работы: сравните выбранный вами ответ и правильный ответ на доске. Поставьте знак + или – рядом с номером данного задания.
- Оцените свою работу.
- Тестовая работа по теме «Растение – живой организм» выполнена хорошо.
Формулирование темы и цели урока
- Наш класс получил задание от директора школы озеленить классные комнаты начальной школы, но у нас всего 3 цветка – герань, фиалка, хлорофитум. Подумайте и предложите варианты выполнения данного задания. (Дети предлагают способы решения проблемы, среди которых размножение данных растений.)
- Какой из вариантов подходит больше всего? Почему?
- Назовите тему сегодняшнего урока. (Размножение растений)
- На нашей планете растёт примерно 500 тысяч различных видов растений. У разных растений свои способы размножения, поэтому тема сегодняшнего урока – способы размножения растений.
- Определите цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с разными способами размножений растений)
- С каким способом размножения уже знакомы? (Размножение семенами)
- Зачем на уроках окружающего мира мы изучаем тему «Способы размножения растений»? (Не всегда растение можно размножить семенами, поэтому необходимо знать и другие способы размножения растений)
Ознакомление с новым материалом
- Назовите лексическое значение слова размножение? (Чтение учащимся значения слова «размножение» по словарю С. И. Ожегова)
- Знакомиться с разными способами размножения растений будем по группам. Вспомним правила работы в группе.
- Каждая группа получает растение и набор карточек с названием способа размножения данного растения, этапами работы по размножению данного растения. Необходимо восстановить последовательность выполнения работы и подготовить сообщение о размножении данного растения.
- Наметим план выполнения работы.
- Оценивать работу будем по критерию: последовательность выполнения работы по размножению растения данным способом составлена правильно.
5. Практическая работа в группах
Карточка № 1 цветок фиалка: размножение листовыми черенками
Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель), который при хорошем уходе способен создать целое растение.
Полить почву в кашпо.
Сделать в почве углубление палочкой.
Взять целый лист с черенком.
Черенок поместить во влажную почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке кашпо, основание пластинки не должно касаться почвы.
Закрепить черенок.
Накрыть черенок стеклянным стаканом.
Поставить кашпо в светлое, теплое место.
Через 2-3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям кашпо, чтобы не размыть почву вокруг черенков.
Карточка №2 цветок герань: размножение стеблевыми черенками.
Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель), который при хорошем уходе способен создать целое растение.
Отрезать веточку наискось под четвертым листом длиной от 7 до 15 см.
Отрезать нижний лист.
Поставить черенок в воду до появления корней.
Сделать углубление в почве палочкой.
Черенок вставить в углубление.
Закрепить черенок в почве, присыпав землей. Полить.
Можно накрыть стеклянным стаканом и поставить в светлое место. Через 2-3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям кашпо, чтобы не размыть почву вокруг черенков.
Карточка №3. Цветок хлорофитум: размножение усами
Полить почву в кашпо, где будет находиться новое растение.
Не отрезая от куста ус, закрепить его в другом кашпо, присыпая землей.
После укоренения молодое растение необходимо отделить от материнского.
- Проверим правильность выполнения работы.
- Оцените выполнение работы каждой группы.
- С какими способами размножения растений вы познакомились?
- Помогут ли данные способы размножения растений выполнить задачу, поставленную директором школы? Если – да. Поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, если – нет, поднимите сигнальную карточку красного цвета.
- Выполните задание №2 в маршрутном листе: соедините название растения из первой колонки и способ размножения этого растения во второй колонке.
Усами |
Глоксиния |
Луковицами |
Земляника |
Листовым черенком |
Смородина |
Стеблевой черенок |
Лук |
- Назовите, как вы соединили название растения и способ его размножения.
- Проверьте правильность выполнения работы на доске.
- Оцените свою работу.
- Смородину можно размножить и другим способом: побег (ветку) смородины прижать к земле, прикопать и поливать, он даст дополнительные корни и побеги из боковых почек. Данный способ размножения получил название – размножение отводками. Объясните название данного способа размножения растений.
- Отводками можно размножить розу, крыжовник.
- Заполняя таблицу, с каким новым способом размножения растений познакомились?
- На луковице растения образуются мелкие луковички, или детки. Луковицу выкапывают, отделяют деток и доращивают в течение нескольких лет, пока они не достигнут нужных для цветения размеров. Луковицами можно размножать чеснок, цветы – лилии, тюльпаны.
- Откройте учебник на стр. 102, прочитайте текст и найдите название других способов размножения растений, которые мы не называли и не объясняли сегодня на уроке. (Корневая поросль, корневищами)
- Как можно объяснить способ размножения – корневой порослью? (Некоторые корни малины растут горизонтально, недалеко от поверхности почвы. На них образуются почки, из которых вырастают молодые растения. Облепиха тоже размножается корневой порослью.)
- Что общего во всех этих способах развития растений? (Растения развиваются частями растений)
- Где можно найти необходимую информацию по размножению растения? ( В интернете, в справочниках цветоводов и садоводов)
Физминутка
- Проведём физминутку – повторяем движения за мной, внимательно слушаем текст и думаем, каким способом размножается растение из песни.
- Как происходит размножение одуванчика? (У одуванчика есть семена - парашютики, от лёгкого дуновения ветерка они разлетаются, оседают на землю. Распространяются с помощью ветра)
- Растения не могут передвигаться, они отправляют в путешествие свои семена, снабжая их разными приспособлениями. Ветер является их распространителем. Откройте учебник на странице 101, прочитайте текст в парах по предложению и выполните задание № 3 в маршрутных листах: во второй колонке запишите название приспособления у семян для названия растения из первой колонки
ясень |
|
одуванчик |
|
осот |
|
липа |
|
лопух и череда |
- Прочитайте, как вы заполнили таблицу
- Проверим правильность выполнения работы на доске.
- Оцените свою работу.
- Легкие семена одуванчика благодаря своим парашютикам долго парят в воздухе и могут пролететь до 10 км, а семена ясеня – на 20 км. Семена клена улетают почти на 20 км - таким образом, он размножается и расселяется.
Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по обочинам дорог - везде, где ступает нога человека. Семена подорожника даже переправились даже из Европы через океан в Америку – на сапогах первых поселенцев.
- Есть семена растений, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами» - с громким щелчком раскрываются и разбрасывают свои семена.
- Рассмотрите иллюстрации ( фото - белка с шишкой в лапках, сойка с ягодами в клюве) и назовите другой способ размножения растений. (Растениям помогают размножаться животные)
- Каким образом размножаются семена?
- В начале урока мы поставили перед собой цель: познакомиться со способами размножения растений. Кто из вас считает, что запомнил все способы размножения растений, поднимите зелёный кружок, не все способы размножения запомнил – жёлтый, не запомнил ничего – красный.
- Продолжите предложения:
На уроке мне понравилось
Было интересно узнать
Мне было трудно выполнить
Дом. задание: вырастить цветок одним из изученных способов, предоставить отчёт о проделанной работе (фотоотчёт, текст – описание выполненной работы, выполнение рисунков с демонстрацией этапов работы)