Урок по окружающему миру в 3 классе «Листья растений»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе,
проведенного учителем начальных классов
Макаровой Мариной Владимировной
Тема: Листья растений.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемно-диалоговая.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием листьев их функциями.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, расположению на стебле, различать простые и сложные листья;
Развивающая: продолжить развивать воображение, умение моделировать невидимые природные процессы;
Воспитательная: воспитывать интерес к исследовательской и экспериментальной работе; продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.
Познавательные: извлечение информации, представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.
Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Методы обучения на уроке:
методы исследования – целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие тетради; фотографии листьев; текст о листьях.
Описание урока
1. Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2. Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
3. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения. На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
Стимулирование учащихся к высказываниям;
Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
4. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения. Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда;
групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ. Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Этап занятия |
Ход занятия |
Деятельность учащихся |
УУД |
Самоопределение к деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Приветствие, эмоциональный настрой |
Учащиеся приветствуют учителя и садятся на свои места. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. |
Организует проверку домашнего задания |
В парах проверяют домашнее задание и оценивают друг друга |
Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника. |
Постановка учебной задачи. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Согласовать цель и тему урока. |
Отгадав загадку, узнаете тему урока: летом зеленеет, осенью желтеет, потом опадает, весной новый вырастает. |
Отгадывают, называют тему урока и ставят цели высказывают предположения анализируют, делают выводы наблюдений. |
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
«Открытие» нового знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения новых знаний |
Возмутился Лист: «Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам». Просмотр видео ролика и работа с текстом учебника и ответы на вопросы |
попробуют добавить свои соображения о важности листьев для растений, животных и человека. Из чего состоит лист? Какие бывают листья? Как дышит лист? Что защищает лист от высыхания? Виды листьев. Что придаёт листьям форму и прочность? Для чего нужны жилки? Для чего нужны листья? |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
Физминутка. Снятие усталости |
Организует выполнение зарядки |
Выполняют гимнастику |
|
Первичное закрепление |
Работа с текстом Отгадайте, от каких частей листа можно услышать такие слова: Я хочу больше захватить солнечного света. (Листовая пластинка.) Я стараюсь предохранить лист от повреждения и высыхания. (Кожица листа.) Я прикрепляю лист к стеблю; во мне проходят трубочки-сосуды, по которым поступает в лист вода и минеральные соли, а от листа к другим органам растения поступают органические вещества. (Черешок.) Мы располагаемся по краям листа и хотим, чтобы листу дышалось легко, было прохладно, когда наступает жаркий день. (Маленькие устьица.) |
Удивительные листья – работа в группах Отвечают на вопросы |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Познавательные: преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: оформлять мысли в устной форме. |
Самостоятельная работа в парах по закреплению изученного материала. Цель: зафиксировать открытые знания в новой ситуации |
Разложите листочки на две группы, в одну группу сложные листья, а в другую простые. Листья каких растений вы отнесли к простым? Листья каких растений вы отнесли к сложным? Молодцы! |
Работа в парах. Дуб, береза, липа, клен. Каштан, рябина, клевер. |
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
Рефлексия. Цель: зафиксировать новое содержание урока. Оценить результаты учебной деятельности. Согласовать домашнее задание. |
Что нового мы узнали с вами на уроке? Д.з: ПТ № 37-39, У. пересказ с. 90-93 |
Учащиеся высказывают свои предположения (фронтальная работа) |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
самостоятельная работа
DOC / 110.5 Кб
к уроку
PPT / 14.25 Мб
все файлы к уроку
ZIP / 16.05 Кб