Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений»
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема:
как размножаются и развиваются растения?
Задачи:
расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.
Предметные результаты
Научатся
-характеризовать условия, необходимые для размножения растений;
-выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
-характеризовать стадии развития растений из семени;
-работать с терминологическим словариком.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников
Личностные результаты
Ценностное отношение к природному миру.
Основные понятия и определения
Опыление растений. Плод. Семя .Вегетативное размножение
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, как из семян развиваются растения. Будем учиться выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.
Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цветов и бабочек. Какие условия нужны для прорастания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?
Изучение нового материала
Размножение и развитие растений
ОПЫЛЕНИЕ
Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.
На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.
На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком — нектаром. При этом они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена. Эта работа — опыление цветков.
Что такое опыление?
В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабочки — это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.
Осмысление и понимание полученных знаний
ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ
Практическая работа. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.
Череда Репейник Одуванчик
Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра. У плодиков репейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчиками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.
Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ
Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.
Как же развивается растение из семени?
Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника
Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.
Обсудим!
1.Семя — это живое или неживое тело?
2.Семена растений обычно хранят в пакетиках.
3.Почему семена при этом не прорастают?
4.Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1.Как происходит опыление у растений?
2. Что образуется на месте цветков после опыления?
3. Как распространяются плоды растений?
4.Какие условия нужны для прорастания семян?
5.Как развивается растение из семени?
Вывод
Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: опыление.
2.Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.
3.Приготовь рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).
Опыление растений насекомым
Опыление растений ветром
Опыление растений птицами
Опыление и оплодотворение цветковых растений.
Оплодотворение цветковых растений
Распространение плодов и семян
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html