Статья на тему «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи»

5
1
Материал опубликован 19 October 2019

«Стратегия взаимодействия детского сада и семьи»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья  заставляет искать новые формы взаимодействия. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и  поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.


Формы организации работы с родителями:

- информационно – аналитическая;

- досуговая;

- познавательная

- наглядно – информационная. 

- индивидуальная                              


                        

Информационно – аналитическая.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

Досуговая

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п..


Познавательная.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической  гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрывания проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т.п..


Наглядно- информационные.

Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту  «Вы спрашиваете - мы отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера,  с пропагандой определенных идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.


Индивидуальные формы

Возможность установить отношения с родителями, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителем конкретные советы.:

Беседы

Консультации

Посещение семей

Поручения родителям


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вы описали все возможные варианты взаимодействия с родителями. А сами Вы что чаще используете? Что считаете наиболее эффективным? На что родители хорошо откликается, а что остаётся без их внимания? Выскажите своё мнение пожалуйста.

20 October 2019