Лекция на тему «Консультация для родителей: Работа с семьей при организации приема детей в период адаптации к детскому саду»
Карпеева Светлана Андреевна. Воспитатель
Методическая разработка:
Консультация для родителей «Работа с семьей по организации приема детей»
Работу с родителями в период организации приема детей нельзя ограничивать сбором сведений. Сначала необходимо проводить индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых родителям сообщают режим дня, соответствующий возрасту ребенка, объясняют , какие привычки являются вредными и почему, как они сказываются на характере поведения детей, рассказывают, какие навыки должен иметь ребенок данного возраста. Желательно вручить родителям памятки, в которых помещены рекомендации по методике кормления, укладывания спать, туалета детей, советы по расширению опыта общения и игровых действий у ребенка. Продублировать информацию в Интернет-ресурсах.
Необходимо обратить внимание родителей на то, что умение играть, общаться формируется детей под воздействием среды и для каждой возрастной категории имеет свои особенности. Родители не должны ограничивать круг общения ребенка, напротив, необходимо побуждать в нем желание общаться с другими людьми. Также необходимо, чтобы опыт общения с посторонними был положительным, поэтому так важно содержание этого общения. Некоторые родители боятся оставить своего ребёнка с другим взрослым даже на непродолжительное время, что совершенно неправильно. Чем богаче у ребенка будет опыт общения с другими людьми, чем проще ему будет привыкнуть к обстановке детского сада.
Родительские собрания также очень важны . Тематика собраний разнообразна: особенности возраста и особенности привыкания детей данной возрастной группы; особенности режима дня для детей и методика его организации; характер поведения детей при поступлении в детское учреждение и его зависимость от опыта общения ребенка; роль семьи в период привыкания ребенка к детскому учреждению….
После родительского собрания надо показать родителям группу, познакомить с условиями воспитания детей в ДОУ. Воспитатель в беседах с родителями выясняют, где и как спит, ест ребёнок, какие навыки уже сформированы, какие привычки сложились, как зовут ребенка дома, во что он больше всего любит играть . Возможно для дальнейшей работы провести анкетирование родителей, которое будет включать все эти вопросы.
Следует практиковать и день открытых дверей для родителей. Данный вид работы – форма распространения педагогических знаний, которая формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания. Родители смогут увидеть разницу в семейном воспитании и воспитании ДОУ, учесть некоторые моменты при воспитании своего ребенка.
Необходимо обратить внимание родителей на подбор игрушек, соответствующих возрасту ребёнка, принцип их расположения в группе, на обучение детей предметным действиям. Прекрасно, если родители увидят и специально организованные воспитателем занятия.
Также работниками детского сада может быть организована фотовыставка, отражающая содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду, уголок родителей, где помещаются материалы по вопросам воспитания ребенка в семье, даны рекомендации, как одеть ребенка в детский сад и на прогулку, подготовлен стенд с поделками, сделанными детьми.
В первый день посещения ребенком группы рекомендуется практиковать кратковременное повторное знакомство его с воспитателем. Оно должно проходить в присутствии близких и быть направлено на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой для него ситуации. Для этого рекомендуется провести экскурсию по группе для мамы и ребенка.
Часы посещения в первые дни лучше отводить на вечернее время, когда большинство детей уже уходят из группы домой. В эти первые посещения ребенок как бы оценивает обстановку, поэтому следует попробовать привлечь его, заинтересовать игрушками, остаться наедине на короткое время, понаблюдать за ним.
Согласованная с семьей система педагогических воздействий, которая опирается на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей и условий его воспитания до поступления в детский сад, позволит успешно решить проблему адаптации ребенка к детскому саду.