12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Посохова Юлия Сергеевна320
Закончила педагогический университет. Имею 2 высших образования: дошкольное образование и преподаватель английского языка. Работаю воспитателем уже 2 года. Очень люблю деток, люблю рисовать, конструировать и лепить с ними. https://infourok.ru/ur/cG9zb2hvd
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи ребенка с ОВЗ.

В наше время происходит множество изменений и преобразований не только в обществе, но и в детских садах. Существует большое количество форм и методов работы детского сада и семьи, но они постепенно утрачивают свою популярность, тем самым уступая место более новым.

На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой является проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьями детей с ОВЗ. Наша жизнь построена на взаимодействии с окружающим нас миром: объектами живой и неживой природы, государственными структурами, группами людей.

«Дошкольное детство» – это период в жизни каждого ребенка, на протяжении которого он полностью зависит от окружающих – взрослых: воспитателей, родителей, старших товарищей. И на протяжении данного периода воспитатель является первым помощником родителей. В руках воспитателя ребенок становится творческим, активным, любознательным. Воспитание, в свою очередь, как процесс целенаправленного формирования личности, реализуется под воздействием взрослых, где руководящую роль занимает семья. Именно поэтому существует потребность регулярного повышения уровня педагогической компетентности родителей, надобности и актуальности организации для них инновационных форм и методов образования [2].

Педагогам необходимо владеть современным запасом педагогических технологий, для четкого объяснения родителям их назначение, предпочтение и особенности. На основании этого педагоги и психологи выделяют следующие инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи:

Индивидуальные формы взаимодействия, к ним можно смело отнести:

  • «Служба доверия» - данную форму работы обеспечивает заведующий ДОУ и психолог. Такая служба работает с анонимными и персональными пожеланиями и желаниями родителей.
  • «Родительский час»- такая форма взаимодействия проводится учителем – дефектологом во второй половине дня, один раз в неделю. Специалист информирует родителей о ходе образовательной деятельности ребенка.
  • Беседы и консультации специалистов. Это помощь родителям детей с ОВЗ, занимающееся поиском решений какой – либо проблемной ситуации, воспитательно – педагогического, психологического,

медико – социального характера.

Коллективные формы взаимодействия, к ним относят:

  • Общие родительские собрания. Здесь осуществляется обсуждение с родителями задачи и содержание работы; информирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада с социальными службами и другими учреждениями; решение вопросов организации воспитательного процесса.
  • «День открытых дверей». Тут происходит знакомство родителей с ДОУ, его направлениями, условиями.
  • Тематические доклады, семинары, консультации. Данная форма взаимодействия отвечает за обучение родителей формам и методам оказания помощи детям у которых проблемы с развитием. Ознакомление с формами и задачами подготовки ребенка к школе.
  • Проведение праздников и развлечений. Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий [1].

Но для взаимодействия детского сада с семьями детей с ОВЗ одних форм не достаточно. Педагоги так же выделяют несколько групп методов взаимодействия:

Сказкотерапия;

Релаксация;

Элементы арт – терапии;

Визуализации.

Устные информационные сообщения;

Собрания;

Семинары;

Лекции.

Дискуссии;

Круглые столы;

Тематические недели семьи;

Детско – родительские мероприятия.

Информационные стенды;

Тематические выставки;

Открытые занятия специалистов и воспитателей;

Выставки детских работ [1].

  • Психотерапевтические методы:
  • Информационные методы:
  • Проблемные методы:
  • Методы наглядного информационного обеспечения:

Использование таких видов форм и методов взаимодействия с родителями детей с ОВЗ позволит укрепить доверие и расположение семьи к детскому саду [3]. Работая с разными семьями не нужно пользоваться одним и тем же методом. В зависимости от разноуровневого состава родителей , нужно варьировать формами и методами, искать новые пути приобщения семьи к работе с детским садом.

В заключении хотелось бы сказать, что взаимодействие детского сада и семьями детей с ОВЗ – это довольно длительный процесс, который требует от родителей и педагогов творчества, креативности, взаимопонимания и терпения. Взаимодействие будет более эффективным, если будут использоваться разнообразные формы и методы работы с родителями. В дальнейшем такая работа даст положительные результаты.

Список литературы

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

  • Ю.Е. Орлова. Ярославский педагогический вестник №3, 2012г.
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 03.03.18 в 20:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Сергеевна, за оригинальный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.