Методическая разработка литературной викторины «Я снова здесь, в семье родной…», посвященной 125-летию С.А.Есенина

Лебедева Т.Н.
Методическая разработка литературной викторины «Я снова здесь, в семье родной…», посвященной 125-летию С.А.Есенина.
Цель: помочь обучающимся уловить неповторимые черты личности поэта, его: характер, способность увлекаться; любить Родину и свой народ.
Задачи:
Образовательные:
Систематизация и обобщение знаний по творчеству С.Есенина,
Формирование представления о роли Родины в поэтическом творчестве,
Обучение выразительному чтению лирических произведений.
Развивающие:
Развитие творческой деятельности, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная викторина.
Развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
Формирование дружеских отношений между обучающимися;
Формирование умения быстро принимать решения;
Формирование навыков публичного выступления.
Форма проведения: литературная викторина.
Возраст участников: 15- 16 лет. 2 команды из одной или разных групп ( классов)
Время проведения: 60-80 минут.
Место проведения: аудитория ( класс)
Оформление: портреты Сергея Есенина, живописные полотна художников (Россия).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические
слайды, выставка книг, портрет поэта, информационные буклеты.
Ход мероприятия:
(Перед началом звучат песни на стихи С.Есенина)
Преподаватель:
3 октября 1895г.-28декабря 1925. Первая – дата рождение, вторая – смерть поэта. 30 прожитых на этой земле лет... Много это или мало? На Кавказе говорят: 30 лет человек должен учиться,30 лет- жить и работать 30 лет – писать и рассказывать людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба подтверждение другого старого изречения: “Жизнь ценится не за длину”. “Ведь я мог дать не то, что дал”, – это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Эта задушевная песнь о великом и вечном – о России. Сегодня мы будем вспоминать Сергея Есенина и его творчество.
Викторина проводится по плану.
План проведения викторины.
1. Представление команды капитаном.
2. Представление эмблемы.
3. Презентация о жизни и творчестве С.А Есенина.
4. Конкурсы:
1)Тест по биографии.
2) Конкурс- выразительное чтение стихотворения.
3) Конкурс «Знаете ли вы?»
4) Конкурс «Откуда эти строки?»
Подведение итогов (жюри).
Преподаватель: Стихи Есенина …. Он сказал о душе своего народа самое сокровенное. Его поэзия – поэзия добра. Он стал сердцем, неотделимой частью народа. Его поэзия живет в каждом из нас. Она и очень личная, и в то же время стала достоянием всех.
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы – сестры русского рассвета
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить, до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия-
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя, -
России стихотворная душа…
Награждение победителей.
Материалы к проведению викторины.
Тест по творчеству С.А. Есенина
1.Укажите годы жизни С.А. Есенина
а) 1895-1925 гг.
б) 1890-1921 гг.
в) 1893-1930 гг.
г) 1868-1936 гг.
2. С.А. Есенин был родом из
а) Таганрога
б) села Константиново Рязанской губернии
в) села Багдади
г) Москвы
3. Какое прозвище получил С.А. Есенин в писательских кругах?
а) деревенский поэт
б) Рязанский Лель
в) Московский хулиган
г) последний поэт деревни
4. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?
а) «Явь»
б) «Персидские мотивы»
в) «Москва кабацкая»
г) «Радуница»
5. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина
а) тема любви
б) тема Родины, России
в) тема красоты и гармонии природы
г) тема революции
6. Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С.А. Есенина
а) герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками
б) герой ощущает враждебность окружающего мира
в) герой находится в гармонии с окружающим миром
г) герой протестует, бунтует против сложившегося порядка
7. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С.А. Есенина
а) «железный конь»
б) жеребёнок, бегущий за поездом
в) железный Миргород
г) агитки Бедного Демьяна
8. Определите художественный приём в выделенной строке
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
а) гипербола
б) олицетворение
в) метафора
г) аллегория
9. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?
а) Айседора Дункан
б) Анна Изряднова
в) Зинаида Райх
г) Галина Бениславская
10. Назовите стихотворение С.А. Есенина, которое является его своеобразным завещанием и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице «Англитер»
а) «Цветы мне говорят: прощай…»
б) «Русь советская»
в)»До свиданья, друг мой, до свиданья»
г) «Отговорила роща золотая…»
11. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»?
а) тема революции
б) тема юношеской любви
в) тема преобразований в деревне
г) тема крестьянского быта в послереволюционное время
12. Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике
а) «Русь уходящая»
б) «Не жалею, не зову, не плачу…»
в) «Хороша была Танюша»
г) «По-осеннему кычет сова…
Ответы на тест
Ответы: 1. а, 2. б , 3. б, 4. г, 5. б, 6. в, 7. а, 8. в, 9. в. 10. в, 11. б, 12. в.
Конкурс «Знаете ли вы?»
1.Какая поэма Есенина посвящена бакинским комиссарам?«Баллада о двадцати шести»
2.Какой из этих поэтических сборников входит в число первых, изданных автором?«Радуница»
3.Кто является главным героем поэмы «Страна негодяев»?Номах.
4.На какой земле происходит действие поэмы «Анна Снегина»?На рязанской
5.Какой город предложил захватить Хлопуша в поэме «Пугачёв»?Уфа
6.Первая публикация какой поэмы состоялась в первом номере журнала «Новый мир» в январе 1926 года?«Чёрный человек»
7.Кто из атаманов переманивал новые войска на сторону Пугачёва в поэме «Пугачёв»?Зарубин
8.Сколько стихотворений включал в себя цикл «Москва кабацкая»?4
9.Из какого произведения эти строки:«Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад»?
«Кобыльи корабли»
10.В какой цикл стихотворений входит произведение «Я обманывать себя не стану...»?«Москва кабацкая»
Конкурс « Откуда эти строки?»
1.Не жалею, не зову, не плачу…
Прислонясь к дверному косяку
Все пройдет, как с белых яблонь дым
Лучшее, конечно, впереди
Сквозь туман кремнистый путь блестит
2.Грубым дается радость…
В сердце — насмешки и яд
Там, за спиной, нет огня
Роковая о гибели весть
Нежным дается печаль
3.Ты жива еще, моя старушка?
Хорошо и беззаботно мне
Расцветай наперекор судьбе
Жив и я. Привет тебе, привет
Ночь печальна, как мечты мои
4.Пой же, пой. На проклятой гитаре…
И тебя не любить мне позволь
И пускай не светает подольше
Улыбаясь ошибкам своим
Пальцы пляшут твои в полукруг
5.Ты меня не любишь, не жалеешь…
Разве я немного не красив?
Я брожу, как охладелый труп
Есть на свете поважней дела
Есть любовь, похожая на тень
1.Друг мой, друг мой…
Я больше ее не люблю
Какая холодная осень
Я очень и очень болен
Ищу тишины и безлюдий
2.Отговорила роща золотая…
В его поместьях темные леса
Березовым, веселым языком
Меж нив златых и пажитей зеленых
Опять, опять нахмурилось, — опять
3.Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность
Со вздохом закрываю окна
Нам звезды видны даже днем
Погасло дневное светило
4.Низкий дом с голубыми ставнями…
Затихал пред твоими дверьми
Резво ласточки реют кругом
На земной материнской груди
Не забыть мне тебя никогда
5.Мы теперь уходим понемногу…
Как любовь, как солнце, как весна
В ту страну, где тишь и благодать
С чашкой сядь под ивовый плетень
Ночь зовет бессмертной красотой