Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Техника рисования "Зентангл" как средство релаксации»

4
0
Материал опубликован 9 October 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
 г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»

 Методическая разработка мастер-класса 

для педагогических работников «Техника рисования Зентангл как средство релаксации»

 

Сильвиной Елены Ивановны, педагога дополнительного образования МАУДОД «ДТДиМ», руководителя объединения «Дизайн+»

 

 

 
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
 

В методической разработке представлено описание мастер-класса по организации творческой мастерской художественно-эстетической направленности с использованием приемов ТРИЗ-педагогики.

Контингент участников: слушатели курсов повышения квалификации ХКИРО, педагоги дополнительного образования.

Место проведения: МАУДОД «ДТДиМ» совместно с ХКИРО.

Продолжительность: 60 минут.

Дата проведения: 09.02.2017

При подготовке мастер-класса попыталась ответить на вопрос: Чем мастер-класс может быть полезен его участникам в психологическом, общеметодическом, частно-предметном плане?

Мастер-класс может быть интересен педагогическим работникам образовательных учреждений:

-       как средство релаксации для профилактики профессионального выгорания;

-       для демонстрации опыта с применением ТРИЗ – педагогики, организации рефлексии;

-       для демонстрации опыта обучения технике рисования Зентангл для педагогов ИЗО и ДПИ.

 

Занятия по технике рисования «Зентангл» провожу для учащихся на занятиях объединения «Дизайн+», для детей с ОВЗ, для родителей и педагогов.

 


МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: «ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЗЕНТАНГЛ КАК СРЕДСТВО РЕЛАКСАЦИИ»

 

Цель: Познакомить с техникой рисования Зентангл и научить применять как социально приемлемый выход негативным чувствам.

Задачи:

-       Познакомить с техникой рисования Зентангл как одним из способов арт-терапии;

-       Продемонстрировать использование технологии ТРИЗ;

-       Развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное, логическое мышление, самооценку.

 

Используемые оборудование и материалы: гелиевые ручки, квадраты белого цвета 9*9, темно-серые рамки для оформления готовых работ, презентация «Зентангл», презентация «Применение зентангла в жизни», проектор, компьютер, работы учеников, педагога, коллег, примеры работ из Интернета, корзина с картинками животных и растений.

Ожидаемые результаты:

-       участники научаться создавать рисунки в технике рисования зентангл;

-       возникновение у участников положительного эмоционального состояния, повышение интереса, раскрепощение;

-       проявление нестандартного подхода к выполнению поставленной задачи.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

      I.            Актуализация знаний и постановка цели мастер-класса (7 мин)

Приветствие. Знакомство с аудиторией, раздача пустых бейджиков.

Педагог: Уважаемые коллеги, на бейджиках прошу написать имя, как можно к Вам обращаться. Затем провожу рефлексию (Прием «Ассоциации):

- Выберите цвет лепестка, который передает Ваше настроение и эмоциональное состояние.

Слайд 2.

 

 

 

 

 

Слайд 1.

- Сегодня на занятии мы знакомимся с техникой рисования Зентангл, выберите человечка, с которым Вы ассоциируете уровень Вашей знаний, умений, навыков и компетенций по теме мастер-класса.

Прием «Самооценки»

 

 

 

Слайд 3.

Педагог: Как Вы справляетесь со стрессами?

Слушатели отвечают: шопинг; встреча с друзьями; можем уединиться и поплакать и др.

Педагог: Сегодня мы с Вами знакомимся с Зентанглом. (Слайд 4)

 

Задание: Слушателям предлагается таблица вопросов и терминов по новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя из двух столбцов таблицы вопросительные слова и термины. (Прием ТРКМ «Вопросительные слова»).

Таблица 1.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Слушатели составили вопросы:

- Что такое  зентангл?

- Как  это слово переводится?

- Каким образом зентанглы могут снять стресс?

- Что такое танглы?

- Как связаны танглы и зентангл?

- Через сколько занятий можно создать зентангл?

Педагог: В течение занятия мы с Вами познакомимся с теорией, выполним практическую работу и в конце урока попробуем найти ответы.

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Зентангл

Стресс

Техника рисования

Танглы

Релаксация

 

 

 

 

Педагог: На самом деле каждый из Вас на скучных занятиях, заседаниях непроизвольно рисовал какие-то линии, узоры, растительные и геометрические фигуры. Эти действия заложены в подсознании – как защитная реакция организма.

 

       I.            Теоретическая часть. Изучение нового материала (5 мин)

 

Педагог демонстрирует презентацию по Зентанглу (дает расшифровку названия, рассказывает, где и как возник, как воздействует зентанглы на человека, что такое танглы, знакомит с техниками, в которые впоследствии, развивались от Зентангл).

 

 

Слайд 5.                                                    Слайд 6.

 

 

Слайд 7.                                                    Слайд 8.

Слайд 9.                                                             Слайд 10.

Знакомство с понятием «Тангл»

Педагог: Танглы – произвольно скомпонованные линии, узоры, элементы.

Демонстрирует коллекцию танглов.  

Слушатели рассматривают коллекцию, выбирают для себя те танглы, которые они могут использовать на практике.

Педагог: Посмотрите на работу с разных сторон, какие ассоциации у Вас возникают? (Прием «Ассоциации»).

Слушатели: Я вижу печь, я вижу завод, я вижу комнату с ковром и др.

Зент.jpg

Просмотр презентации «Применение  Зентангла в жизни» (Приложение 2. «Презентация Зентангла в жизни» на диске DWD-RW)

      I.            Беседа (статические и динамические композиции) – 5 минут

Деление на группы с помощью корзины квадратами синего и красного цвета. Работа в группах.

- Рассмотрим работы, выполненные в статике и динамике. Распределите, пожалуйста, работы на статические и динамические, учитывая, что статика – спокойствие, динамика - движение. Статические работы выбирает группа синего цвета, динамичные- красные. Объясните ваш выбор?

7eb0458d3bf138a8691c67589b298745.jpg  kompozicia_kostuma-37.png  

http://img12.deviantart.net/c86f/i/2012/229/d/b/zentangle_by_itti-d5bg6l1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/123/933/123933323_29.jpg http://img0.etsystatic.com/000/0/6416584/il_224xN.281160482.jpg

 

   II.            Выставка работ (визуальное вовлечение) – 5 минут

Демонстрация распечатанных работ учеников, педагога, коллег, работ из Интернета. (Приложение 1.)

Слушатели знакомятся с работами; анализируют работы, рассматривают под разным углом, с разных сторон.

 

III.            Практическая часть – 25 минут

Раздаем гелиевые ручки, квадраты белого цвета 9*9, темно-серые рамки для оформления готовых работ.

Создаем эмоциональный фон. Включаем музыку «Энигма», «Dorime». Педагог акцентирую внимание слушателей: «Зентангл – графическая миниатюра, не несущая смысловой нагрузки, не обязывает ни к чему».

Задание для самостоятельной работы:

Создайте свой Зентангл, можете использовать коллекцию танглов.

Слушатели выполняют самостоятельную работу, педагог помогает, консультирует и направляет. Участники оформляют работы в рамки.

IV.             Подведение итогов – 8 минут

Придумайте название своим работам. (Метод развития творческого воображения - РТВ)

Слайд 11. Сравните свое эмоциональное состояние «До-после». Сравнение показывает, что эмоциональный фон и настроение улучшилось.

 Рефлексия. Прием «До-после»: Оцените свои знания и умения после проведения мастер-класса.

 

 

 

Слайд 12.

 

В начале мастер-класса Вы сформулировали вопросы:

- Что такое  зентангл?

- Как  это слово переводится?

- Каким образом зентанглы могут снять стресс?

- Что такое танглы?

- Как связаны танглы и зентангл?

- Через сколько занятий можно создать зентангл?

 

Сможете сам ответить на вопросы и рассказать о зентангле, показать выполнение техники другим?

Слушатели: Да! Молодцы!

Педагог: Спасибо за совместное творчество и внимание!

Предварительный просмотр презентации

Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале занятия «Цветок чувств» Выберите цвет лепестка, который передает Ваше настроение и эмоциональное состояние: красный - восторженное;  оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное;  зеленый – спокойное;  синий - неудовлетворенное, грустное;  фиолетовый - тревожное, напряженное;  черный - упадок, уныние.

Техника рисования «Зентангл»

Выберите человечка, с которым Вы ассоциируете уровень Вашей компетенции по теме занятия.

Стрессы, стрессы, стрессы…

Зентангл — это медитативно-интуитивное рисование: Зентангл — это абстрактное художественное миниатюрное произведение, которое создается из узоров, не имеющих смысловой нагрузки, на листе бумаги для рисования размером 9 х 9 см.  Зентангл — это техника, позволяющая на основе повторяющихся элементов (танглов) создавать неповторимые творения 9*9 см. Интересна и тем, кто совсем не умеет (или считает, что не умеет) рисовать, и тем, кто владеет навыками изобразительной деятельности.

Возникновение зентангла Авторы идеи — Рик Робертс и Мария Томас: он — «Зен», она — «Тангл». Рик был таксистом, агентом по продажам, дизайнером флейти в стиле североамериканских индейцев и долгое время монахом. Мария — известный художник-шрифтовик. Штат Массачусетс, она занимается дизайном открыток и свадебных приглашений, продает канцелярские принадлежности. Зентангл — это возможность расслабиться, сбавить ритм сумасшедшей жизни, а также создать великолепные произведения искусства.

Воздействие техники Зентангл на человека Улучшает память, стимулирует творческие способности Поднимает настроение  Успокаивает в стрессовых ситуациях Зентангл помогает «перезагрузить» мозг Коррекция зрительно-моторной координации Зентангл помогает обрести уверенность в себе. 

А вот техники, которые впоследствии развились от Зентангла Дудлинг - процесс рисования простыми элементами. Попросту закорючки, рисунки на полях, то что мы рисуем неосмысленно, машинально во время телефонного разговора, скучной лекции, затянувшегося нудного совещания. Такие рисунки могут быть как абстрактными так и иметь определенную форму и даже сюжет.

Зендудлинг - это смесь зентангла и дудлов в той пропорции, которая вам нравится! Часто это все же зентанглы с отходом от рамок цвета-размера и формы. Основным, что здесь еще относится к зентанглу и что, на мой взгляд, является его основным отличием - это разбивание зоны рисунка на сектора.

Зендагла - рисуем зентанглы в круге, попросту мандалы в стиле зентангла.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния в конце занятия

В конце занятия: Выберите человечка, с которым Вы ассоциируете уровень Вашей компетенции по теме занятия.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации