Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Техника рисования "Зентангл" как средство релаксации»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»
Методическая разработка мастер-класса
для педагогических работников «Техника рисования Зентангл как средство релаксации»
Сильвиной Елены Ивановны, педагога дополнительного образования МАУДОД «ДТДиМ», руководителя объединения «Дизайн+»
В методической разработке представлено описание мастер-класса по организации творческой мастерской художественно-эстетической направленности с использованием приемов ТРИЗ-педагогики.
Контингент участников: слушатели курсов повышения квалификации ХКИРО, педагоги дополнительного образования.
Место проведения: МАУДОД «ДТДиМ» совместно с ХКИРО.
Продолжительность: 60 минут.
Дата проведения: 09.02.2017
При подготовке мастер-класса попыталась ответить на вопрос: Чем мастер-класс может быть полезен его участникам в психологическом, общеметодическом, частно-предметном плане?
Мастер-класс может быть интересен педагогическим работникам образовательных учреждений:
- как средство релаксации для профилактики профессионального выгорания;
- для демонстрации опыта с применением ТРИЗ – педагогики, организации рефлексии;
- для демонстрации опыта обучения технике рисования Зентангл для педагогов ИЗО и ДПИ.
Занятия по технике рисования «Зентангл» провожу для учащихся на занятиях объединения «Дизайн+», для детей с ОВЗ, для родителей и педагогов.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: «ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЗЕНТАНГЛ КАК СРЕДСТВО РЕЛАКСАЦИИ»
Цель: Познакомить с техникой рисования Зентангл и научить применять как социально приемлемый выход негативным чувствам.
Задачи:
- Познакомить с техникой рисования Зентангл как одним из способов арт-терапии;
- Продемонстрировать использование технологии ТРИЗ;
- Развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное, логическое мышление, самооценку.
Используемые оборудование и материалы: гелиевые ручки, квадраты белого цвета 9*9, темно-серые рамки для оформления готовых работ, презентация «Зентангл», презентация «Применение зентангла в жизни», проектор, компьютер, работы учеников, педагога, коллег, примеры работ из Интернета, корзина с картинками животных и растений.
Ожидаемые результаты:
- участники научаться создавать рисунки в технике рисования зентангл;
- возникновение у участников положительного эмоционального состояния, повышение интереса, раскрепощение;
- проявление нестандартного подхода к выполнению поставленной задачи.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:I. Актуализация знаний и постановка цели мастер-класса (7 мин)
Приветствие. Знакомство с аудиторией, раздача пустых бейджиков.
Педагог: Уважаемые коллеги, на бейджиках прошу написать имя, как можно к Вам обращаться. Затем провожу рефлексию (Прием «Ассоциации):
- Выберите цвет лепестка, который передает Ваше настроение и эмоциональное состояние.
Слайд 2.
Слайд 1.
- Сегодня на занятии мы знакомимся с техникой рисования Зентангл, выберите человечка, с которым Вы ассоциируете уровень Вашей знаний, умений, навыков и компетенций по теме мастер-класса.
Прием «Самооценки»
Слайд 3.
Педагог: Как Вы справляетесь со стрессами?
Слушатели отвечают: шопинг; встреча с друзьями; можем уединиться и поплакать и др.
Педагог: Сегодня мы с Вами знакомимся с Зентанглом. (Слайд 4)
Задание: Слушателям предлагается таблица вопросов и терминов по новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя из двух столбцов таблицы вопросительные слова и термины. (Прием ТРКМ «Вопросительные слова»).
Таблица 1.
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Слушатели составили вопросы: - Что такое зентангл? - Как это слово переводится? - Каким образом зентанглы могут снять стресс? - Что такое танглы? - Как связаны танглы и зентангл? - Через сколько занятий можно создать зентангл? Педагог: В течение занятия мы с Вами познакомимся с теорией, выполним практическую работу и в конце урока попробуем найти ответы. |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? |
Зентангл Стресс Техника рисования Танглы Релаксация
|
Педагог: На самом деле каждый из Вас на скучных занятиях, заседаниях непроизвольно рисовал какие-то линии, узоры, растительные и геометрические фигуры. Эти действия заложены в подсознании – как защитная реакция организма.
I. Теоретическая часть. Изучение нового материала (5 мин)
Педагог демонстрирует презентацию по Зентанглу (дает расшифровку названия, рассказывает, где и как возник, как воздействует зентанглы на человека, что такое танглы, знакомит с техниками, в которые впоследствии, развивались от Зентангл).
Слайд 5. Слайд 6.
Слайд 7. Слайд 8.
Слайд 9. Слайд 10.
Знакомство с понятием «Тангл»
Педагог: Танглы – произвольно скомпонованные линии, узоры, элементы.
Демонстрирует коллекцию танглов.
Слушатели рассматривают коллекцию, выбирают для себя те танглы, которые они могут использовать на практике.
Педагог: Посмотрите на работу с разных сторон, какие ассоциации у Вас возникают? (Прием «Ассоциации»).
Слушатели: Я вижу печь, я вижу завод, я вижу комнату с ковром и др.
Просмотр презентации «Применение Зентангла в жизни» (Приложение 2. «Презентация Зентангла в жизни» на диске DWD-RW)
I. Беседа (статические и динамические композиции) – 5 минут
Деление на группы с помощью корзины квадратами синего и красного цвета. Работа в группах.
- Рассмотрим работы, выполненные в статике и динамике. Распределите, пожалуйста, работы на статические и динамические, учитывая, что статика – спокойствие, динамика - движение. Статические работы выбирает группа синего цвета, динамичные- красные. Объясните ваш выбор?
II. Выставка работ (визуальное вовлечение) – 5 минут
Демонстрация распечатанных работ учеников, педагога, коллег, работ из Интернета. (Приложение 1.)
Слушатели знакомятся с работами; анализируют работы, рассматривают под разным углом, с разных сторон.
III. Практическая часть – 25 минут
Раздаем гелиевые ручки, квадраты белого цвета 9*9, темно-серые рамки для оформления готовых работ.
Создаем эмоциональный фон. Включаем музыку «Энигма», «Dorime». Педагог акцентирую внимание слушателей: «Зентангл – графическая миниатюра, не несущая смысловой нагрузки, не обязывает ни к чему».
Задание для самостоятельной работы:
Создайте свой Зентангл, можете использовать коллекцию танглов.
Слушатели выполняют самостоятельную работу, педагог помогает, консультирует и направляет. Участники оформляют работы в рамки.
IV. Подведение итогов – 8 минут
Придумайте название своим работам. (Метод развития творческого воображения - РТВ)
Слайд 11. Сравните свое эмоциональное состояние «До-после». Сравнение показывает, что эмоциональный фон и настроение улучшилось.
Рефлексия. Прием «До-после»: Оцените свои знания и умения после проведения мастер-класса.
Слайд 12.
В начале мастер-класса Вы сформулировали вопросы:
- Что такое зентангл?
- Как это слово переводится?
- Каким образом зентанглы могут снять стресс?
- Что такое танглы?
- Как связаны танглы и зентангл?
- Через сколько занятий можно создать зентангл?
Сможете сам ответить на вопросы и рассказать о зентангле, показать выполнение техники другим?
Слушатели: Да! Молодцы!
Педагог: Спасибо за совместное творчество и внимание!