12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Светлана Алексеевна193
Россия, Челябинская обл., Южноуральск
1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Южноуральский энергетический техникум»

ГБПОУ ЮЭТ





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»








Разработчик: преподаватель физики первой квалификационной категории С.А. Иванова




2022






В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения образовательных технологий, направленных на визуализацию информации в урочной деятельности на всех этапах занятия. Материалы разработки предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1.Методы и приемы визуализации учебного материала на занятиях физики 4

2. Хронокарта мастер-класса 14

3. Технологическая карта мастер-класса 16

4. План-конспект мастер-класса 22

Заключение 26

Библиографический список 27

Приложения 29































ВВЕДЕНИЕ



В современной педагогической науке образовательные технологии представлены как механизм реализации содержания. Содержание и технологии оказываются взаимосвязанными органически: если содержание «питает» развитие личности, ее смысловые структуры, то технологии включают, запускают развитие. Оказавшись неадекватной содержанию, технология как запускающий инструментарий не работает.

За последние годы содержательный компонент в обучении становится более личностно насыщенным, ориентированным на развитие смысловой сферы обучения студентов. В связи с этим возникают вопросы: как актуализировать уже имеющиеся у обучающихся знания, как научить его размышлять и анализировать свой собственный компетентностный рост, как побудить его к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ? Перед преподавателем возникает проблема, связанная с пересмотром используемых в учебном процессе технологий. Одним из вариантов решения этой проблемы видится рекомендация использования в обучении образовательных технологий, направленных на визуализацию информации в урочной деятельности.




Методы и приемы визуализации учебного материала на занятиях физики


В образовательном стандарте отмечен ряд требований к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, одним из которых, является «умение использовать различные источники информации в учебно-познавательных целях, выделять главное, существенные признаки понятий, работать с текстовой и графической информацией» [1].

Реализация Стандарта предполагает подготовку обучающихся, которые обладают не только определенным уровнем предметных знаний и умений, но и способностью использовать свои знания при решении проблем, возникающих в учебной деятельности или в практической жизни, продуктивным мышлением. Обучающиеся должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно добывать информацию, выбирать, систематизировать, анализировать ее и использовать для максимальной самореализации.

Опыт показывает, что на занятиях физики обучающиеся часто испытывают затруднения при объяснении педагогом абстрактных понятий, им сложно читать графики и диаграммы и наоборот, представлять информацию в графическом виде. Увеличение объема учебной информации приводит к проблемам в запоминании, структурировании и анализе информации. Всё это свидетельствует о необходимости поиска приемов и методов обучения, направленных на визуализацию информации в урочной деятельности.

Визуализация информации мощный инструмент донесения мыслей и идей до учащихся, помощник в восприятии и анализе данных [2].

Психологи считают, что современные обучающиеся это, как правило, визуалы. Наверное, это логично, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, и поэтому так важно учитывать этот аспект в образовательном процессе.

Визуализация на занятиях физики – очень важный элемент учебной работы, который способствует не только более глубокому и прочному усвоению физических законов и вызывает интерес к физике, но и развитию логического мышления, анализа и сообразительности, инициативы, настойчивости в достижении поставленной цели, помогает в формировании навыков самостоятельной работы.

На занятиях физики возможно применение различных методов визуализации на разных этапах занятия, некоторые из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Методы и приемы визуализации учебной информации

Методы

Этапы занятия

Приемы

Кроссенс

Целеполагани е

Найти связь между изображениями и определить тему занятия, определить, что будем делать на занятии.

Актуализация

знаний

С помощью кроссенса рассказать о материале прошлого занятия.

Контрольно-

коррекционны й

Кроссенс состоит из изображений,которые появились в ходе занятия на разных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал и делают вывод.

В группах обучающиеся составляют кроссенс на заданную тему из предложенных изображений.

Рефлексия

Опираясь на изображения кроссенса, обучающиеся используют прием «Плюс –минус интересно». Обучающиеся прикрепляют к кроссенсу на доске карточки “+” “–” “?” (“+” прикрепляется к тому факту, который понятен; “–” прикрепляется к тому факту, который остался непонятным, “интересно” (?) обучающиеся прикрепляют к тому факту, о котором хотелось бы узнать подробнее.

Интеллект- карта







Операционно- познавательный

Карта рисуется совместно с педагогом по мере объяснения нового материала.

Контрольно-

коррекционны й

Заполнить недостающие пробелы в готовой карте.

Найти ошибки или лишние связи, в представленной интеллект-карте.

Обучающимся предоставляются уже готовые понятия, которые нужно соотнести между собой и расставить связи, т.е. создать свою интеллект-карту по заготовкам.

Рефлексия

Опираясь на составленную ранее интеллект-карту, продолжить незавершенную фразу, предложенную преподавателем. С одной и той же фразой

педагог может обращаться к 2-3 обучающимся.

Продолжение таблицы 1

Графические задачи

Актуализация знаний

По предложенному графику описать процессы, происходящие с телом/величиной.

Сравнить графики для разных тел/случаев, сделать выводы.

Операционно- познавательны й

Построить график по табличным данным.

Построить график по формуле, выражающей физическую зависимость.

На основе одного графика построить другой график.

Рефлексия

Отметить на общих графиках собственное мнение («Мое настроение», «На сколько мне понятна суть темы», «Я оцениваю свою работу на занятии на …»).


Домашнее

задание

Провести домашнее исследование, а результаты представить в виде графика.

Видео-

демонстрац ии

Организацион но-

мотивационны й

Демонстрация педагогом видеосюжета, который отражает необходимость получения новых знаний или ставит перед обучающимися проблему,

которую они пока не могут решить.

Операционно- познавательны й

Преподаватель дополняет демонстрацию опыта видеороликом в замедленной съемке или наоборот ускоренной.

Обучающимся предлагается самостоятельно найти в видеосюжете ответы на вопросы, предварительно поставленные педагогом перед просмотром.

Контрольно-

коррекционны й

Обучающимся предлагается озвучить, просмотренный видеофрагмент.

Просмотрев видеосюжет, обучающиеся ищут в нем ошибки или отвечают на вопрос «Возможно ли увиденное в сюжете?»

Интерак- тивные модели

Операционно- познавательны й

Обучающиеся самостоятельно проводят небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получают необходимые результаты.

Изучив строение устройства необходимо объяснить принцип его работы при помощи интерактивной модели.

Контрольно-

коррекционны й

Обучающимся поручают задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент.


Что же представляют собой эти методы?

Кроссенс это метод, который является ассоциативной головоломкой нового поколения. Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления [3].

Данный метод можно использовать на этапе целеполагания учебного занятия для выведения темы и цели занятия, постановки проблемы. Так, например, при объяснении темы «Электризация тела.

Взаимодействие зарядов» предлагается рассмотреть кроссенс (рис. 1), определить тему и цели занятия опираясь на изображения. Затем ставится проблемный вопрос: «Замечали ли вы, что когда снимаете свитер или футболку, летят искры и слышны потрескивания? С чем связанно данное явление?»

t1655611730aa.gif

Рисунок 1– Кроссенс «Электризация тел. Взаимодействие зарядов»

К этому же кроссенсу можно вернуться на контрольно- коррекционном и рефлексивном этапах занятия. Теперь же кроссенс нужно разгадать, установив логические связи между соседними картинками. Например: 1-2 янтарь в переводе на греческий означает электрон; 2-3 при трении тела приобретают или теряют электроны; 3-4 при электризации трением оба тела заряжаются; 4-5-6 заряженные разноименными зарядами тела притягиваются, а одноименными отталкиваются; 6-7 явление отталкивания зарядов лежит в основе устройства прибора электрометра; 7-8 электрометр прибор, который определяет сообщен телу электрический заряд или нет; 8-9 процесс сообщения телу электрического заряда электризация.

Использование кроссенсов на занятиях физики развивает воображение и креативность у обучающихся, способствует развитию навыков работы с информацией.

Интеллект-карта оригинале Mind map) это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее, и представляющий собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

t1655611730ab.gif
Использование данного средства визуализации крайне актуально на операционно-познавательном этапе занятия. При объяснении темы, составленную заранее интеллект-карту, следует демонстрировать полностью не сразу. Сначала идет слайд, показывающий общую структуру (основные ветки). Дальнейшее ветвление добавляется по мере изучения материала.


Рисунок 2– Интеллект-карта по теме «Трение. Сила трения»

Так, при составлении карты «Трение. Сила трения» (Рис. 2) быливыделены ключевые ветки: «виды Fтр», «причины трения», «Fтр зависит», «способы уменьшения трения». Для ветвления линии «виды трения» обучающиеся могут использовать наглядные картинки и названия видов трения, которые они должны соотнести, тем самым выполнив классификацию. Для заполнения ветки «причины трения» учитель предоставляет право самостоятельно выдвинуть предположения. Для большей наглядности демонстрируется картинка с неровностями поверхностей и проводится опыт с цинковыми цилиндриками, который доказывает, что одной из причин силы Fтр будет сила притяжения между молекулами. Ветка «Fтр зависит» заполняется в результате проведения эксперимента учащимися в парах. Последняя ветка «Способы уменьшения Fтр» заполняется в ходе работы учеников с параграфом учебника [4].

Постепенное разворачивание интеллект-карты обеспечивает активизацию деятельности учащихся, создание проблемных ситуаций, в которых обучающиеся высказывают свои предположения о том, что должно находиться на следующем уровне ветвления. Этому способствуют и вопросы, поставленные на первом уровне ветвления.

Данная структура – не просто копирование структуры учебного материала, она оптимизирована для уровня подготовленности учащихся, которые не имеют обширных теоретических знаний, но вполне могут опереться на свой опыт, выстраивая ассоциативные связи.

На этапе обобщения и систематизации знаний можно предложить обучающимся составить рассказ по готовой карте.

Данное задание позволяет выстроить логические цепочки, ассоциативные связи, быстро и системно повторить учебный материал, увидеть информацию целостно. После внимательного изучения карты, обучающиеся также предлагается выписать ключевые слова, которые они смогут воспроизвести по памяти, что тем самым также позволит выяснить степень умения оценивать значимость информации.

При составлении интеллект-карт, обучаемые проделывают большую мыслительную работу: усваивают информацию, анализируют ее, выделяют главное, существенное. В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с источниками информации.

t1655611730ac.pngГрафические задачи являются важной частью обучения по физике и играют определенную роль в реализации процесса визуализации информации. К графическим, относят такие задачи, в условиях которых или в процессе решения используются графики. По роли графиков в решении их можно разделить на два вида: задачи, ответ на вопрос которых может быть найден в результате построения графика; задачи,

ответ на вопрос которых может быть

найден с помощью графика.

Использование графических задач с целью визуализации информации возможно на разных этапах занятия физики (Таблица). Так, например, при изучении силы упругости актуально использование графической задачи на операционно-познавательном этапе: перед тем, как дать определение силы упругости, обучающимся предлакспериментальным данным, представленным в таблице (Рис. 4), построить график зависимости изменения длины l пружины от деформирующей силы F [4]


t1655611730ad.png



Рисунок 4 – График зависимости

деформирующей силы F от удлинения пружины Δl

Обучающиеся строят график (Рис. 4), после построения отвечают на следующие вопросы: 1. Какая зависимость между данными величинами? 2. Сжимается или растягивается пружина под действием силы? 3. Чему равно изменение длины пружины под действием на нее деформирующей силы 2,5 Н? Только после этого задания дается определение силы упругости, и обучающиеся могут уже сказать, от чего зависит сила упругости, чему равен ее модуль, как она направлена, к чему приложена.

При закреплении знаний и умений предлагаются такие задания, в которых с помощью графика можно наглядно представить функциональную зависимость численных значений физических величин, где график дает возможность описать, как протекает тот, или иной физический процесс, изобразить наиболее его существенные стороны, обратить внимание обучающихся на то, что является более важным в изучаемом явлении.

Видеодемонстрации - данный вид визуализации основан на использовании видеоматериалов (видеозаписей опытов, фрагментов научно-популярных, художественных фильмов и телепередач, роликов из сети Интернет), в которых иллюстрируется физическое явление, процесс, опыт. Некоторые варианты использования видеосюжетов на разных этапах занятия представлены в таблице 1.

Видеодемонстрации могут использоваться как дополнение к проводимому на занятии демонстрационному эксперименту. Во-первых,

мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, которые плохо различимы с рабочих мест учащихся можно при необходимости показать на весь экран (демонстрация магнитного поля прямолинейного проводника и катушку с током при помощи опилок). Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т. е. растянуть быстротекущий процесс (падение тел), или значительно сократить растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях). В- третьих, можно продемонстрировать природные явления, недоступные непосредственному наблюдению на занятии: разряд молнии, приливы и отливы и т. д.

Видеосюжеты воздействуют также на эмоциональном уровне, создают высокую степень мотивации и, как следствие, способствуют эффективному усвоению новой учебной информации. Одновременное воздействие видео и звука способно существенным образом повысить уровень восприятия учебной информации, эффективность учебного процесса.

Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения физических систем. Компьютерные модели, зачастую, проще и удобнее исследовать, они позволяют проводить вычислительные эксперименты, реальная постановка, которых затруднена или может дать непредсказуемый результат.

Очень актруальны с этой точки зрения интерактивные модели программно-методического комплекса «Наглядная физика» Инфотриумф. К примеру, модель «Построение изображений в тонких линзах» (рис. 5) позволяет детально рассмотреть разные случаи построений для собирающей и рассеивающей линзы. Изучая данную модель обучающиеся заполняют таблицу, где дают характеристику изображениям при разных расположениях предмета относительно линзы.

t1655611730ae.jpg

Рисунок 5– Модель «Изображение в тонких линзах»

Разумное использование компьютерной модели может не только дать возможность качественно визуализировать и/или проанализировать какое-либо физическое явление, проверить решение расчетной задачи, поставив компьютерный эксперимент, но и может являться стимулом к творческой исследовательской деятельности, которая потребует актуализации знаний не только из области физики, но и целого ряда других предметов.

Визуализация помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию:

диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;

дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;

быстро охватить большой объем информации; воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;

изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.

Самое важное для учителя физики в применении различных методов визуализации это рациональное их использование с максимальным положительным результатом.

ХРОНОКАРТА МАСТЕР-КЛАССА

п/п

Этапы мастер-класса

Продолжительность этапа

Методы и формы работы

Средства обучения

Формы и методы контроля


Организационный момент

(1 мин)

Приветствие, подготовка рабочего места, психологический настрой

презентация

Оценка активности студентов


Целевая установка


(1 мин)

Вопросно-ответный метод

презентация

Оценка активности студентов, правильность ответов


Актуализация знаний

(3 мин)

Кроссенс, метод мозгового штурма, вопросно-ответный метод

Презентация, доска, корзина знаний

Оценка активности студентов, правильность и полнота ответов, зрительный контроль качества ведения конспекта


Изучение нового материала

(7)

Частично -поисковый,

практический, экспериментальный, , заполнение опорного конспекта

Ноутбук с выходом в интернет, лабораторное оборудование, учебники, пластилин, опорные конспекты

Наблюдение за работой групп,

Оценка правильности выполнения


Применение (закрепление, развитие, углубление) усвоенных знаний и освоенных умений

(5мин)

Информационно –сообщающий, интеллект-карты, кубик «Блума»

Карточки, магнитная доска, кубик Блума

Оценка активности студентов, правильность ответов


Выдача домашнего задания

(1 мин)

Объяснительный

презентация

зрительный контроль качества ведения конспекта


Подведение итогов занятия

(2 мин)

Информационно-сообщающий, ИКТ

Мобильные устройства, презентация

Итоговый контроль и оценивание


Итого

20 мин






























3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА



Учебная дисциплина

Физика

Дата занятия


Группа, специальность


Раздел,

Молекулярная физика и термодинамика

Тема занятия

Агрегатное состояние вещества

Цели и задачи занятия

Цели занятия: ознакомление обучающихся с физическими свойствами веществ различных агрегатных состояний

Задачи:

Обучающая: формировать представления о свойствах твердых тел, жидкостей, газов.

Развивающая: создать условия для развития умений обучающихся наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы

Воспитательная: воспитывать коммуникабельность при коллективной работе, самостоятельность, уверенность

Здоровьесберегающая: эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты(оздоровительные паузы)


Тип занятия

Урок усвоения новых знаний

Основные образовательные принципы занятия

Доступность, практичность, природосообразность, научность

Технологии, методы, приёмы

Основные: словесный, наглядный, практический, экспериментальный, информационно-сообщающий (объяснительный, иллюстративный).

Интерактивные: частично-поисковый, метод мозгового штурма.

Инновационные: составление интеллект-карты, заполнение опорного конспекта, , прием "Кубик Блума", кроссенс, корзина знаний

Формы организации деятельности

обучающихся

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия, термины

Агрегатные состояния, вещества, жидкое, твердое, газообразное, свойства

Оснащение занятия

Электронная презентация Microsoft PowerPoint, опорные конспект, раздаточный материал, учебная литература, лабораторное оборудование, ноутбук с доступом в интернет

Внутрипредметные связи

Динамика, законы динамики

Межпредметные связи

Химия, литература, обж

Источники информации

1.Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля / В. Ф. Дмитриева. — 6-е изд. — Москва : Академия, 2013. — 448 c. — ISBN 978-5-7695-9932-3. — Текст : непосредственный.

2. Самойленко, П. И. Сборник задач и вопросов по физике: Учебное пособие дл студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2004. — 176 c. — ISBN 978-5-7695-8221-9. — Текст : непосредственный.

Планируемые результаты

Компетенции

личностные:

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности


Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

Уметь планировать деятельность, распределять реурсы




умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать свою точку зрения






метапредметные:


Контроль и коррекция

амостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельностью.

Оценка

-Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательная рефлексия

-Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Работа с информацией

- Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач;

-Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

-Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность;

-Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов;

- Уметь ориентироваться в различных источниках информации.

Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности

- Искать и находить обобщенные способы решения задач;

-Владеть навыками разрешения проблем;

-Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;

предметных:



самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;


Владеть навыками проведения физических экспериментов, определять необходимые ресурсы

уметь формулировать вывод по результату физического эксперимента

описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;

понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями;

-Уметь составлять таблицу свойств, используя текст учебника

Уметь составлять таблицу свойств, используя интернет-ресурсы




Владеть навыками сравнения и обобщения материала

Ход занятия

Элементы внешней структуры занятия

Элементы внутренней (дидактической) структуры занятия

Задачи этапа

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающегося

1.Подготовительный этап

Организационный момент (1 мин)

Определить готовность группы к занятию. Создание благоприятной психологической обстановки.

Приветствие студентов, проверка

присутствующих и готовности к занятию.

Приветствие

преподавателя и друг друга.

2. Основной этап

Целевая установка

(1 мин)

Мотивация

обучающихся на продуктивную

деятельность

Предлагает студентам прочитать эпиграф и обосновать предстоящую деятельность

Читают эпиграф,

воспринимают информацию


Актуализация знаний (3 мин)

Создание условий для восприятия и первичного

осмысления

обучающимися

материала.



Сообщение темы и раскрытие цели занятия

Подводит студентов к теме занятия, предложив решить кроссенс

Исходя из понятий вместе со студентами формулирует тему






Предлагает обучающимся вспомнить, на каких предметах еще они встречаются с данными понятиями




Показывает корзину знаний и просит вспомнить все понятия, которые они знают по данной теме


Предлагает обучающимся вспомнить, где в повседневной жизни они встречаются с этим


Инструктирует обучающихся по предстоящей работе



Подводит обучающихся к основному понятию темы

Предполагают

Ищут обобщающее слово

Формулируют тему занятия





Называют предметы, на которых рассматриваются данные состояния


Участвуют в беседе

Помогают сформулировать цели занятия


Приводят примеры из повседневной жизни


Записывают тему и цель занятия в опорном конспекте


Формулируют и записывают определение


Изучение нового материала (7)

Формирование новых знаний

Еще раз напоминает алгоритм работы, обращая внимание на инструкционные карты

Проводит инструктаж по технике безопасности


Во время выполнения задания инструктирует обучающихся


Предлагает вспомнить эпиграф занятия и обобщить материал, составив совместную интеллектуальную карту


Задает уточняющие вопросы

Корректирует ответы обучающихся

Ответы студентов:


Рассказывают правила работы



Работа в группах



Обучающиеся из каждой группы строят

интеллект-карту на доске, рассказывая

основные наблюдения и выводы, сформулированные ими во время работы в группах:


Применение (закрепление, развитие, углубление) усвоенных знаний и освоенных умений (5 мин)

Проверка усвоения нового материала

Предлагает обучающимся ответить на вопросы, с помощью кубика «Блума»

На гранях кубика написаны слова, с которых начинаются вопросы:

Назови? Почему? Объясни? Предположи. Приведи пример, Поделись.


Обучающиеся каждой группы кидают кубик, отвечают на выпавший вопрос






Выдача домашнего задания (1 мин)

Создание условий для усвоения обучающимися содержания домашнего задания и требований к его выполнению.

Выдает домашнее задание и инструктирует о правилах выполнения


Записывают домашнее задание, по необходимости задают вопросы

3.Заключительный этап

Подведение итогов занятия (2 мин)

Озвучить полученные обучающими оценки. Провести рефлексию.

Озвучивает оценки

Предлагает воспользоваться телефоном, для того чтобы оценить степень удовлетворенности занятием

Спасибо за занятие.

До свидания!

Оценивают занятие с помощью онлайн-сервиса




ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

Организационный момент

Преподаватель Здравствуйте, ребята. Меня зовут Иванова Светлана Алексеевна. Сегодня у нас необычное занятие мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента.

Целевая установка (слайд1)

Преподаватель Сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать с высказывания, лауреата нобелевской премии (1943г.) Георга Хевеши «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Попробуем и мы связать факты, которые изучаем на разных предметах.

Актуализация опорных знаний

Преподаватель Для начала предлагаю вам самим определить тему занятия, найдя обобщающее слово на кроссене. (Слайд2) Вам необходимо найти связь между изображениями и определить тему занятия.

Ответы обучающихся (вещества, состояние, лед, дождь)

Совершенно верно, итак, сегодня речь пойдёт о агрегатных состояниях вещества.

Открыть доску, на которой прикреплена тема занятия.

Давайте сделаем записи в ваших опорных конспектах. Запишите фамилию и имя.

Впишите тему нашего занятия.(слайд 3)

На каких предметах вы еще рассматриваете разные состояния вещества? (химия, обж, литература и т.д.)

Давайте в корзину знаний поместим все, что вы знаете по данной теме (Приложение А) (Слайд4)

Ответы обучающихся (вещества, состояние, лед, дождь, пар, газ, испарение, конденсат)

Посмотрите, одно знание осталось у меня в руках. Назовите его.

Сегодня на занятии мы будем с вами рассматривать свойства агрегатных состояний веществ

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела.

Целью занятия будет: определение физических свойств вещества в разных агрегатных состояниях(Слайд 5)

Где вы в повседневной жизни встречаетесь с разными состояниями вещества

Ответы обучающихся (дождь, туман, иней, лед)

А кто вы будете в будущем пот профессии? А где вы в своей профессии встретитесь с агрегатными веществами?

Ответы обучающихся

Работать сегодня вы будите в группах, каждая группа будет выполнять индивидуальное задание, после чего вместе составим Интеллект-карту или другими словами схематичный опорный конспект.

Выполнять задания в группах будите согласно инструкционным картам. Проанализировав полученный результат каждая группа создаст свою часть Интеллект-карты. Интеллект-карта –древовидная схема, которая изображает некие объекты и связи между ними. Для её построения вам помогут таблицы. Полученные знания предлагаю вам оформить в виде опорного конспекта, который также находиться на ваших столах

Но прежде. чем вы приступите к выполнению задания, давайте вспомним и напишем в опорных конспектах, что такое агрегатное состояние вещества(Приложение Б). Сделайте записи определения (слайд 6)

Изучение нового материала

Сейчас вам предстоит работа в группах (Приложение В)(слайд7)

Группа 1: согласно инструкционной карте и теоретического материала изучает свойства твердых веществ

Группа 2: согласно инструкции будет изучать физические свойства газов

Группа 3: экспериментальным путём определит физические свойства жидкостей

Перед началом работы необходимо вспомнить о правилах работы с лабораторным оборудованием. (Слайд 8) Отлично!

Напоминаю, что вы заполняете таблицу. Распределите обязанности в группе, для того, чтобы рационально использовать время. Кто то ищет информацию, кто то делает модель, третий заполняет таблицу. Не забывайте правила работы в группе. Слушать и слышать другого, уважайте друг друга.

Можете приступать к выполнению задания. Обращаю ваше внимание: на работу отводиться 5 минут!(слайд9) Во время выполнения задания инструктирует обучающихся

Применение (закрепление, развитие, углубление) усвоенных знаний и освоенных умений

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» и проверить уложились ли в вашей голове разрозненные факты, и исследуемые опыты. (слайд 10)

Итак, время работы закончилось. Давайте составим общую интеллект карту по сегодняшней теме. Группы представьте свои результаты, заполнив на доске интеллект карту (Приложение Г)

И так представители первой группы, выходите к доске, используя карточки и мел, опишите свойства вашего агрегатного состояния.

Пока ребята работают у доски, давайте рассмотрим молекулярную структуру вещества.

Два вида молекул, но по разному расположены и на разном расстоянии. Все верно. От расположения молекул и расстояния между ними зависят свойства веществ в разных агрегатных состояниях.

Представители второй группы, составляют свою часть интеллект-карты.

А мы рассматриваем молекулярную структуру. Чем они похожи? Чем они отличаются? Два вида молекул, но по разному расположены и на разном расстоянии. Все верно.

Ребята третьей группы представляют свои результаты.

Вы большие молодцы, посмотрите какая интеллект-карта у нас получилась. По ней мы можем рассказать материал, который сегодня рассматривали.

Для того чтобы понять, что вы сегодня запомнили на занятии предлагаю воспользоваться кубиком Блума. На гранях кубика написано: Назови? Почему? Объясни? Предположи. Приведи, Поделись. (слайд 11) – это те слова, с которых будет начинаться вопрос для каждой группы. Вопрос вы будете определять с помощью броска кубика. Какой термин выпадет, с него и начнется вопрос (Приложение Д)

Выдача домашнего задания ( слайд 12)

Вам необходимо найти занимательные факты переходов одного агрегатного состояния в другой.

Большинство людей с легкостью назовут три классических состояния вещества: жидкое, твердое и газообразное. Те, кто немножко знает науку, добавит к этим трем еще плазму. Но со временем ученые расширили список возможных состояний вещества свыше этих четырех. В процессе поиска этой информации вы многое узнаете о Большом Взрыве, световых мечах и секретном состоянии вещества, скрытом в скромной курочке.

Подведение итогов занятия

Сегодня вы работали очень хорошо. За работу на занятии вы получаете отлично. В заключении хочу предложить вам оценить степень удовлетворенности собой, группой, общей деятельностью. Для этого возьмите свои телефоны и перейдите по ссылке на сайт, который указан на слайде, введите код мероприятия и оцените наше занятие.

Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за работу. До свидания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Практический опыт показывает, что применение представленных выше методов визуализации учебной информации позволяет решить ряд педагогических задач:

повышение визуальной грамотности и визуальной культуры,

формирование и развитие критического и мышления, зрительного восприятия, образного представления учебных действий, передача знаний и распознавания образов, как следствие, эффективному усвоению знаний, повышению мотивации обучения,

развитие интереса к предмету и познавательной активности обучающихся,

способствует формированию самостоятельной, творческой деятельности, развитию метапредметных компетенций в целом.

















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af9e7628dab70844966 / (дата обращения: 11.04.2022)

2. Средства визуализации информации. — Текст : электронный // aduoby : [сайт]. — URL: https://e- asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii (дата обращения: 18.04.2022)

3. Васильева, И. А. Мастер-класс «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления» / И. А. Васильева. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https:// nsportal.ru /shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/08/31/master-klass-krossens-kak-metod (дата обращения: 16.04.2022)

4. Михайлина, С. В. «Применение технологии интеллект-карт для систематизации и обобщения учебного материала на уроках физики» / С. В. Михайлина. — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-intellektkart-dlya-sistematizacii-i-obobscheniya-uchebnogo-materiala-na-urokah-fiziki-3017027.html (дата обращения: 19.04.2022).

5.Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля / В. Ф. Дмитриева. — 6-е изд. — Москва : Академия, 2013. — 448 c. — ISBN 978-5-7695-9932-3. — Текст : непосредственный.

6. Самойленко, П. И. Сборник задач и вопросов по физике:Учебное пособие дл студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев. — 2-е изд. — Москва : Академия, 2004. — 176 c. — ISBN 978-5-7695-8221-9. — Текст : непосредственный.

Дополнительные источники:

7.Рябоволов Сборник дидактических заданий по физике: Учеб. Пособие для техникумов / Рябоволов, И. Г, Н. Р. Дадашева, В. А. Курганов. — 2-е изд. — Москва : Высшая школа, 1985. — 416 c. — ISBN В пер. (В пер.) : 85 к. — Текст : непосредственный.

8.Кабардин, О. Ф. Физика: Учеб. Для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изучением физики / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Е,Эвенчие,и Э. — 6-е изд. — Москва : Просвещение, 2001. — 415 c. — ISBN978-5-09-025616-2. — Текст : непосредственный.

Рекомендуемая литература:

9.Дмитриева, В. Ф. Физика / В. Ф. Дмитриева. — 5-е изд. — Москва : Академия, 2010. — 464 c. — ISBN 978-5-7695-9466-3. — Текст : непосредственный.

10.Жданов, Л. С. Физика для средних специальных учебных заведений / Л. С. Жданов. — 6-е изд. — Москва : Академия, 2010. — 512 c. —  ISBN 978-5-903034-61-1. —  Текст : непосредственный.

Электронные издания:

11.Бесплатный решебник по физике. — Текст : электронный // Решения из новых изданий Иродова : [сайт]. — URL: http://irodov.nm.ru /




Приложение А

t1655611730af.jpg

пар















газ















вода















молекулы





















кристалл

























плазма























решетка

















атом





















свойства







































Опорный конспект

ФИ:

Тема занятия:


_____________________ —___________ состояние вещества, зависящее от соответствующего сочетания ____________ и ________________.

Вид вещества


Форма


Объем


Расположение молекул


Взаимодействие между молекулами



Дt1655611730ag.gif

Приложение Б

омашнее зание:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение В

Карта – инструкция «Экспериментальная»

экспериментальное исследование физических свойств жидких веществ

Инструктаж

1. При сборке изделий из стекла применять повышенные усилия запрещается.

2. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края.

3. Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищенными руками! Осколки необходимо убирать с помощью щетки и совка.

Задание:

Выполнение исследования:

Перед вами стакан с водой и мензурки разной формы

Опыт: Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. И каждый раз замеряем объем

Перед вами стакан с с моющей жидкостью

Опыт: Переливаем одну и ту же моющую жидкость в прозрачные сосуды разной формы. И каждый раз замеряем объем

Сделайте вывод о физических свойствах жидких веществ, заполнив таблицу.

Составьте молекулярную структуру жидкого вещества




Карта – инструкция «Конструкторская»

Задание

Прочитайте текст учебника

Заполните в таблице графу физические свойства твердых веществ

Составьте молекулярную структуру твердого вещества

Карта – инструкция «Информационная»

Инструктаж

1.Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

2 За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

3. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.


Задание:

С помощью интернет - ресурсов заполните таблицу о физических свойствах газа

2. Составьте молекулярную структуру газообразного вещества


Приложение Г

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

t1655611730ah.gif















Агрегатные состояния вещества













газообразное













t1655611730ai.gift1655611730ai.gif









t1655611730ai.gif























твердое











жидкое











t1655611730ai.gift1655611730ai.gif





























t1655611730ai.gif







Сохраняют форму















Сохраняют объем





















Не сохраняют форму

























t1655611730aj.gif









t1655611730ak.gif





























Не сохраняют объем

















t1655611730al.jpg

Приложение Д



Группа

Почему

Придумай

Поделись

Назови

Объясни

Предложи

1

Почему вещества кажутся нам сплошными?

Придумайте пословицы про агрегатные состояния вещества

Поделитесь знаниями о том, как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?

Назовите три агрегатных состояния вещества(твердое, жидкое, газообразное

Объяснить увеличение объема тела при нагревании с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.

Предложите какие тела легко изменяют свой объем?

2

Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

Снега зимой выпадает много. Придумайте как его использовать, чтобы не вывозить с улиц города?

Поделитесь знаниями о силах взаимодействия между молекулами

Назовите процессы конденсации воды в атмосфере (дождь, ливень)

Объяснить увеличение объема тела при охлаждении с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.

Предложите, каким термометром померить температуру в холодном районе

3

Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?

Придумайте, где в профессии вы встретитесь с агрегатными состояниями

Поделитесь знаниями о диффузиях

Назовите процесс кристаллизации воды в атмосфере (град)

Объяснить уменьшение объема тела при нагревании с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.

Предложите как перенести воду в решете








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.