Применение современных образовательных технологий на уроках математики

3
0
Материал опубликован 4 July 2020 в группе

Сегодняшнее время – это время перемен. Наше общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому, одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Качество образования - это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся, на их основе формируются ключевые компетенции выпускников. Выпускники школ должны быть в будущем конкурентноспособными на рынке труда.

Поэтому у учителей постоянно возникают вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?», но, вместе с тем, появляется еще другие: «Как учить результативно?», «Как повышать качество образования?», « Как развивать познавательный интерес учащихся?».

По моему мнению, одним из вариантов решения данных вопросов является использование современных педагогических технологий в образовательном процессе, в частности на уроках математики.

В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности».

На уроках математики школьники должны учиться рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом –думать и не просто думать, а думать логически. После многолетнего наблюдения за учениками я пришла к выводу, что необходимо включать в уроки, а так же и во внеурочную деятельность развивающие задания. Эти задания помогают удерживать интерес к математике,  что очень необходимо в современных условиях школьного обучения, а также важно направить ученика не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить.

Решить эту проблему старыми традиционными методами стало невозможно. Поэтому в своей работе я стараюсь  создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий,  таких как: проблемно-поисковые, компетентностно-ориентированные; информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие. Использование этих технологий в моей работе обосновано следующими факторами:  у учащихся слабо развита самостоятельность овладения знаниями; неумение анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы, доказывать или опровергать утверждения; неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему; неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в жизненной ситуации; снижение интереса к предмету; недостаток в разнообразии наглядности на уроке; возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Поэтому, использование современных образовательных технологий позволяет мне повышать эффективность учебного процесса.

  Использование проблемно-поисковой технологии в моей работе связано с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь строить урок так, чтобы ученики сами  старались открывать новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. При применении проблемной ситуации    на уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования «проблемных ситуаций».

Так при изучении темы по математике в 6 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», где учащиеся решают примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, я  включаю задание, где знаменатели разные. Создается проблема, дети сразу начинают думать: «почему не получилось?». Они начинают анализировать, сравнивать, обобщать, в итоге находят верное решение.

При изучении тем по геометрии в 7 классе «Симметрия относительно точки», «Симметрия относительно прямой» учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить, слепить из пластилина или нарисовать рисунки - симметрия в природе, архитектуре, искусстве. 

При изучении темы по математике в 5 класса «Прямоугольный параллелепипед» предлагаю следующую задачу: «Длина плавательного бассейна 100 м, а ширина 40 м. В бассейн налили 1 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?».  

Перед учащимися сразу возникает проблема: несоответствие  единиц измерения. Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о единицах измерения объемов.

Применение данной технологии не только помогает детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках математики. При использовании данной технологии у школьников  формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;  развиваются творческие способности.
          Одной из технологий компетентностно-ориентированного подхода, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности.

Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне создать условия для смены видов работы.

Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники.  Проекты позволяют ученику быть успешным. В результате выполнения проекта учащиеся видят связь полученных знаний с реальной жизнью. Например,  при изучении темы по геометрии в 8 классе «Площади плоских фигур» предлагаю группе учеников выполнить проект «Ремонт в школе». Учащиеся 6 класса работали над проектом «Обозначение чисел у разных народов», а затем защищали его на районной научно-практической конференции «Путь к успеху».          Для учеников работа над учебными проектами — это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей.

Учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счет, закрепление изученного материала, проверка домашнего задания, объяснение нового материала. Использую ИКТ на уроках при решении тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность Интернета в процессе обучения школьников. Я считаю, что использование Интернет-ресурсов на уроках не должно представлять собой самоцель. Для того, чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении математике, прежде всего, как я полагаю, необходимо найти для себя чёткие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объёме он должен использоваться.

Одним из образовательных ресурсов является  образовательный интернет-ресурс для школьников и учителей ЯКласс .  ЯКласс помогает учителю проводить проверочные, тестовые и контрольные работы, избавляет от списывания, помогает проводить диагностику знаний учащихся.
        Задания на данном портале имеют  множество вариаций, поэтому задание одного типа можно решать несколько раз, усвоив при этом ход его решения.
Я и мои ученики совсем недавно включились в работу на этом портале. Но многие из них загорелись желанием тренироваться при выполнении заданий не только по предмету, но с удовольствием посещают такие странички, как «Переменка». У них проснулся азарт, они соревнуются друг с другом, а затем с удовольствием делятся впечатлениями.

Еще одним образовательным интернет – ресурсом является МЭО. В МЭО к каждому блоку Интернет-урока уже составлены обширные подборки материалов, которые могут быть использованы не только для расширения знаний, но и для построения индивидуальной образовательной траектории. Многие задания в МЭО проверяются автоматически, с мгновенным занесением отметки в электронный журнал МЭО. Это экономит время учителя. Использование инструментария МЭО, например, матрицы назначения заданий, позволяет отчасти технологизировать процесс обучения и, как результат, повысить его эффективность. Данный ресурс позволяет учащимся 9-ых и 11-ых классов самостоятельно готовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Информационные технологии использую и во внеурочной деятельности. Важным направлением организации внеурочной деятельности является научно-практическая деятельность учащихся, т.е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации такой деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов учащимися выполняется в текстовом редакторе.

Применение данной технологии позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности, подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.

Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому на уроках соблюдаю требования САНПиНа; создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся.

Я считаю, что использование современных образовательных технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у учащихся появляется возможность исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Я думаю, что каждый педагог должен использовать современные образовательные технологии в воспитании детей. Ведь именно в школьном возрасте закладывается «фундамент», который в дальнейшем гарантирует, что выпускники школ станут  конкурентноспособными на рынке труда. Я планирую продолжать работу по использованию современных образовательных технологий в воспитании и образовании обучающихся, так как технология дает необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – учитель! Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Литература

1.Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения.-М.: ТК Велби, 2005.-247 с.

 2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003;


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации