Методическая разработка мероприятия в рамках внеурочной деятельности «Посвящение в историки»

0
0
Материал опубликован 20 April 2020

Методическая разработка мероприятия в рамках внеурочной деятельности

«Посвящение в историки»

Чупрова Елена Валентиновна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №31» г.Сыктывкара


Пояснительная записка

В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса.

Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная деятельность по истории может явиться для учащегося первым этапом углубленного изучения истории и привести к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала.

Она определяется как деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, направляется учителем. Поэтому перед внеурочной деятельностью по истории стоит целый комплекс задач. Прежде всего, углубить и расширить знания, полученные школьниками на уроках, пробудить интерес к предмету и сделать процесс познания увлекательным. Большое внимание уделяется воспитанию чувств, нравственному развитию личности, воспитанию трудолюбия, ответственности за порученное дело, взаимопомощи и дисциплинированности. Появляется возможность формировать умения работать со справочной литературой, рецензировать и реферировать, обобщать собранный из разных источников материал, выступать с сообщениями и докладами перед аудиторией. Открываются широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений школьников.

Самыми распространенными формами внеурочной деятельности, которые применяются мною в педагогической практике, являются: кружковая работа (например, кружок по истории развития кадетского движения в России «Ими гордится Россия»), организация и проведение предметных недель, массовых мероприятий (вечера, конференции, дискуссии, дебаты, встречи с интересными людьми, олимпиады, конкурсы, театральные постановки, экскурсии в музеи и т.д.).

Очень важно привить интерес к истории начиная с 5 класса (первый год изучения предмета). И для реализации этой цели мною было организовано и проведено мероприятие «Посвящение в историки».

Цель: формирование интереса к изучению истории.

Задачи:

1. Проверить у учащихся знание исторических фактов, имен по истории Древнего Мира.

2. Развивать логическое мышление, умение применять полученные знания на практике;

3. Укреплять дружбу и взаимопомощь ребят на основе общего дела и сопереживания за свою команду;

4. развивать навыки публичного выступления;

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Целевая аудитория мероприятия:

учащиеся 5 классов

Предварительная подготовка:

составление с обучающимися проектов - стенгазет:

«Первобытные люди»

«Древний Египет»

«Вавилония»

«Библейские сказания»

выбор команды – 7 человек.

Сценарный ход мероприятия:

Добрый день, ребята. Сегодня у нас состоится необычное мероприятие – посвящение в историки. В пятом классе у вас появился новый предмет – история. Вы будете изучать ее до 11 класса и узнаете много интересного о том, что происходило в мире и у нас в стране. Но чтобы стать настоящим историком необходимо пройти обряд посвящения в историки. Сделать это не так-то легко. Необходима будет выполнить ряд заданий. А оценивать вас будет наше компетентное жюри в составе:_____________________________ Приложение 1.

Итак, приступим к нашему конкурсу. Ну, а для начала проведем жеребьевку. (Приглашаются капитаны команд, которые выберут номер, под которым будут выступать. Можно это делать перед каждым конкурсом.)

1 конкурс «Название и девиз команды».

(Команды по очереди представляются. Жюри оценивает. Максимальный бал – 3)

2 конкурс «Узнать картинку»

(Каждая команда должна отгадать, что изображено на экране. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае если у команды нет ответа им могут помочь болельщики, затем право ответа переходит к другим командам).

Ответы: Бог Солнца Амон Ра, способы овладения огнем; появление земледелия (женщина с мотыгой); суд Осириса; Ноев ковчег (библейские сказания); царь Хаммурапи получает от бога Солнца Шамаша жезл – знак власти над людьми; египетский писец; линия времени.

3 конкурс интерактивная игра «Своя игра» (Приложение 2, приложение 3)

(Проводится интерактивная игра. Команды в порядке очереди выбирают вопрос определенной стоимости и отвечают на него).

4 конкурс «Изображалки»

(каждая команда на сигналу ведущего должна будет изобразить:

Как ходили первобытные люди (руки висели ниже колен)

Как египетские художники изображали человека (верхняя часть тела – плечи, руки – выглядят так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку. Голова повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы смотрим человеку прямо в лицо).


Жюри оценивает правильность изображения. Максимальный балл – 3)

5 конкурс «Домашнее задание - защита проектов».

(Каждая команда в качестве домашнего задания должна была выполнить проект по определенной теме. Жюри оценивает соответствие проекта указанной теме, качество выполнения проекта, его защиту, оригинальность. Максимальный балл – 4).

- Молодцы, ребята. Вы доказали на практике, что можете называться историками. Пока жюри подводит итоги конкурса, вы сейчас дадите клятву юного историка. Я буду зачитывать текст клятвы, а вы в нужных местах должны говорить: «Клянемся!».

Клятва

Мы, принимаемые в братство людей, возрождающих вечность.

Тех, для кого свои тайны истории муза открыла,

Тех, кого именем гордым – историком называют.

Стать собираемся таким же и клятвенно обещаем


Честно трудиться на благо священной науки.

Клянемся!

Вечно искать и найти, никогда не сдаваться,

Клянемся!

Древних богов, что за нами с небес наблюдают,

Славить мы будем.

Клянемся!


Клятву даем хранить верно традиции.

Клянемся!

Жить, словно греки на этой земле благодатной.

Клянемся!

Щедрую землю беречь от нечестных людей и вандалов

Клянемся!

Древних следы отыскав, - сохранить их на память потомкам!

Клянемся!

Если ж на земле этой древней, священной

Клятву нарушим мы и преступим ее, то за это

Молнией пусть поразит нас Зевс – громовержец.

В Тартарары наше тело падет, а душа унесется к Аиду!

Клянемся!

Итак, клятва произнесена, вы достойно прошли посвящение и стали юными историками. Поздравляю вас с этим знаменательным событием.

Жюри уже подвело итоги и я предоставляю им слово.

(поведение итогов, награждение победителей и участников)


Приложение 1

Таблица оценивания:

Название конкурса

1

Название и девиз команды

(макс. 3 балла)





2

Узнать картинку

(за каждый правильный ответ – 1 балл)





3

Своя игра







4

Изображалки

(макс. балл – 3)





5

Защита проектов

(макс. балл – 4)






итог






Ответы к конкурсам:

Конкурс «Узнай картинку» - 1. Бог Солнца Амон Ра, 2. способы овладения огнем; 3. появление земледелия (женщина с мотыгой); 4. суд Осириса; 5. Ноев ковчег (библейские сказания); 6. царь Хаммурапи получает от бога Солнца Шамаша жезл – знак власти над людьми; 7. египетский писец; 8. линия времени.

Конкурс «Изображалки» -

Как ходили первобытные люди (руки висели ниже колен, прыгающая походка)

Как египетские художники изображали человека (верхняя часть тела – плечи, руки – выглядят так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку. Голова повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы смотрим человеку прямо в лицо).

Конкурс «Защита проектов» - стенгазет - Жюри оценивает соответствие проекта указанной теме, качество выполнения проекта, его защиту, оригинальность.

Названия проектов:

5г - «Первобытные люди»

5в - «Древний Египет»

5б- «Вавилония»

5а - «Библейские сказания»


Приложение 2

Методические рекомендации проведения интерактивной игры

«Своя игра»

Игра “Своя игра” создана с использованием, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Word с гиперссылками. Данную игру можно использовать как в воспитательных целях при проведении внеклассных мероприятий, так и в образовательных на разных уроках.

Перед началом игры формируются команды. Команды придумывают названия, девиз, выбирают капитанов.

Игра запускается открытием файла Презентация. Открывается слайд, на котором название игры, следующий слайд – цель игры.

Учитель озвучивает правила игры. Следующий слайд открывает игровое поле, представляющее собой номинации игры. Всего 5 номинаций, из которых командам необходимо выбрать вопрос и на него ответить: «Первобытные люди», «Счет лет истории», «Древний Египет», «Древнее Двуречье», «Библейские сказания». При нажатии на кружки с написанным количеством балом за вопрос, открываются гиперссылки на таблицу с вопросами игры, соответствующие данной предметной области. Количество баллов зависит от уровня сложности вопроса (всего по 4 вопроса в каждой номинации). Чем выше баллы, тем сложнее вопрос. Команды вправе выбирать вопрос любой степени сложности. По очереди называют выбранную ими цифру, учитель наводит курсор мыши на эту цифру и нажимает на неё, на экране появляется вопрос, который зачитывается. (Обратите внимание! После открытия вопроса ни каких щелчков мышью не должно быть, иначе на экране появится ответ). Команде даётся время на обдумывание, в зависимости от сложности вопроса (1 минута), далее команда озвучивает ответ. Если команда ответила правильно, то жюри записывает количество балов и фамилию игрока команды кому принадлежал этот ответ в бланк ответа. В противном же случае, этот вопрос задается другим командам. Затем по щелчку мышью появляется слайд с правильным ответом, учитель зачитывает полный правильный ответ и на слайде нажимается кнопка «к таблице» (в нижнем правом углу слайда), на экране появляется таблица с вопросами, при этом вопрос, который был выбран исчезает.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Правила игры:

1. Каждая команды выбирает себе название, девиз и капитана.

2. За правильный ответ участники игры получают то количество баллов, которое соответствует выбранному вопросу.

3. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа предоставляется другой команде .

4. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, выигрывает.

Вопросы и ответы интерактивной игры:

1. Где жили древнейшие люди? (Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке).

2. Назовите не менее 5 отличий древнейших людей от людей нашего времени:

Грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка прыгающая. Длинные руки свисают ниже колен. Люди еще не умели разговаривать.

3. Что такое родовая община? то общество людей связанных кровным родством)

4. Найдите ошибки тексте: «Около 90 тысяч лет назад в Западной Африке начали обрабатывать металл. Первым металлом было железо.

(Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии начали обрабатывать металл. Первым металлом была медь).


1. Жители какой страны первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток)

(Древнего Египта)

2. Счет лет, которым мы пользуемся связан с именем___________

(Иисуса Христа)

3. Какой счет лет существовал у древних египтян и у древних римлян?

(В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. В древнем Риме счет лет велся со дня основания Рима).

4. Решите задачу: Сколько лет прошло со дня основания Рима (753 год до н.э.) до основания Сыктывкара (1780г.)

(2533 года)


1. Назовите основное занятие египтян:

(Земледелие)

2. Где расположен Египет? (Египет – это страна, которая располагалась в северо-восточной Африке на берегах Нила от первого порога до средиземного моря).

3. Куда и зачем египтяне совершали военные походы? (На юг в Нубию за золотом, на западе жили племена ливийцев, обладавших большими стадами коров, коз, овец, на северо – востоке находился Синайский полуостров, богатый залежами медной руды).

4. Найдите ошибки: Амон Ра – бог бури и пустынь, Осирис – бог тьмы, Сет – брат Амона Ра, бог солнца; Апоп – бог плодородия, судья в царстве мертвых.

(Амон Ра – бог Солнца, Осирис - бог плодородия, судья в царстве мертвых; Сет – брат Осириса, бог бури и пустынь, Апоп – бог тьмы).


1. Между каких рек лежит Двуречье? (Между Евфратом и Тигром)

2. Как называется особое письмо Двуречья? (Клинопись)

3. Как звали самого могущественного царя Вавилонского царства, утверждавшего, что он получил власть от богов. Он написал законы.

(Хаммурапи)

4. Какими изобретениями ученых-жрецов Двуречья мы пользуемся сейчас?

(Мы делим час на 60 минут, а окружность - на 360 градусов).


1. На какие части делится Библия? (Библия делится на Ветхий Завет и Новый Завет).

2. Каменные доски, которые Бог Яхве вручил Моисею. На них были записаны десять заповедей.крижали).

3. Назовите лишнее слово в ряду и объясните почему вы выбрали именно его.
Саул, Соломон, Тутанхамон, Давид

(Тутанхамон – это фараон Египта, а все остальные – цари Древнееврейского царства).

4. В чем главное отличие религии евреев от религии других древних народов? (Евреи почитали одного Бога Яхве. У них было единобожие. А египтяне, вавилоняне поклонялись многим богам – многобожие).



Список источников:

1. https://science-education.ru/

2. http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/ipisgd_03_06_2019_03_49_17.pdf

3. https://urok.1sept.ru/статьи/575879/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.