Методическая разработка внеурочного мероприятия «Экскурсия-игра в школьном историко-краеведческом музее "История рядом"»
Методическая разработка
внеурочного мероприятия
«Экскурсия-игра в школьном историко-краеведческом музее «История рядом»
Актуальность разработки
Экскурсия-игра «История рядом» разработана на использовании краеведческого материала школьного историко-краеведческого музея. Игра составлена и организована на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС. Игра состоит из двух частей: первая часть – работа с материалами музея (экспонатами) в форме игры «Узнай», 2 часть – творческая мастерская (создание продукта самостоятельной творческой деятельности на основе полученных впечатлений). Наряду с рассказом об экспонатах музея, в них присутствуют материалы, создающие определенный исторический контекст и воспитывающие музейную культуру. Разработка из серии «Краеведение для самых маленьких» или «Приобщаем к традиционной культуре с детства». Методическая разработка создана разработчиком в 2015 году, апробирована в 2015 году, ежегодно используется в рамках проведения недели краеведения. Игра проводиться с привлечение родителей, бабушек и дедушек воспитанников.
Цель игры:
Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры, сотрудничество с семьями детей.
Задачи игры:
повышение мотивации к познавательной деятельности;
активизация интереса воспитанников к отечественной и местной истории, истории семьи;
формирования навыка поиска необходимого ответа при смысловом восприятии полученной информации об экспонате музея;
развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы: знакомство с историко-культурной средой школьного музея;
создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства между школой и семьёй;
формирование у молодого поколения представления об историческом времени и пространстве;
формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, музейным ценностям;
развитие творческих и коммуникативных способностей детей, проведение полезного досуга детей с родными.
Место проведения игры: школьный историко-краеведческий музей.
Форма занятия: музейно-педагогические занятие в форме экскурсии-игры.
Участники: воспитанники ГДО, обучающиеся 1-4 классов, родители, бабушки и дедушки детей.
Педагогические приемы и методы:
- интерактивные методы: интерактивная технология направлена на включение ученика в музейную реальность. Главный принцип этой технологии в том, что человек усваивает только то, что делает сам. Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем школьном музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, то есть быть соавтором экспозиции. Детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Дети при этом не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Они могут попробовать выпутать рыбку из сети, перенести чугуны на ухватах, «погладить» белье рубелем и каталкой, полистать старые учебники, помахать казачьей плеткой и т.д.
- проектно-исследовательская: проектно-исследовательская технология является ведущей и результативной в работе нашего школьного музея. Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей к взрослой жизни и способствует развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, создают непосредственно творческий проект, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения;
-игровая технология: соревновательный момент и погружение в историю организовано в форме игры;
-информационные технологии;
- технология критического мышления;
- эвристический метод работы;
-диалоговая технология;
- технология сотрудничества и коллективно-творческого дела.
Формы и способы организации деятельности на занятии: групповая работа в команде, работа в паре с родителями.
Ход мероприятия
Звучит песня Непоседы «Мы дети твои, Россия» (http://zaycev.net/pages/29582/2958255.shtml).
- Приветствие гостей музея. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:
Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.
- Какие правила поведения в музее можете добавить вы? Повторение правил поведения в музее: (перед походом в музей необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения, делать фото с разрешения).
- Зачем создают музеи?
- Как вы думаете, что будет храниться в музеях чрез 40-50 лет?
- А сейчас что храниться в музеях?
Участникам мероприятия отправляются на экскурсию по основной экспозиции музея, где ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. В работе детям помогает Совет мудрецов, в который входят родители.
- Сейчас я прошу вас вместе со своими родителями пройти по музею, рассмотреть внимательно все экспозиции и предметы в музее. Потому что затем мы будем играть с вами в игру. Я буду загадывать вам предмет, описывая его, а ваша задача отгадать его, найти в музее и показать. Кто отгадывает, тот получает жетон за правильный ответ.
В жюри – Совет мудрых ( родители, бабушки, дедушки) можно обратиться за помощью и разъяснениям появившихся вопросов по ходу игры.
Вопросы-задания для экскурсии-игры:
1 ) Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой создания и мудростью, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в нем, никогда не отсыреет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В одних хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. В них хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко, наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, И так научились мастера донышки ему подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.
С ними ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. Так было раньше, в наше время они перешли в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения (туес берестяной)
2) Сосуд для сыпучих или твердых продуктов из дерева. Людей, которые их делали, называли бондари. У них одно дно. Изготовить его опытному мастеру не составляет особого труда. Соединенные вместе и стянутые обручами деревянные боковики образуют основу изделия. Обручей два: один сверху, другой - снизу. В них держали зерно и муку, а в погребе — различные соления и квашения. (Бочонок деревянный выдолбленный с железными обручами)
3 ) Это изделие состоит из деревянного обода и спиц. Снаружи окованы металлической полосой (шиной). Использовали для передвижения телег, тачек. Сейчас используют другие железные. (колесо деревянное)
4) Глиняный сосуд для молока, а также другой жидкости – кваса, домашнего пива, простокваши. Из глины делали, потому что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига. По свидетельству археологов была известна ещё 11 веков назад. Она однотонная - от светло-кремового, до красно-коричневого и почти черного цвета. Имеет зауженное горлышко (крынка, кувшин)
5) Иногда их шили своими руками для своих детей, так же ка и эту.
В древности им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. С одной можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения.
Готовую укладывали в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что она оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
Многие передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Девочки-подростки делали таких себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу.
Делали их из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек, а также использовали и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д. (кукла тряпичная)
6 ) бытовой предмет, которые использовали сельские жители до начала 20 века, особенно женщины для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. делали из дерева, украшали с особой изобретательностью. Дарили, передавали по наследству (гребень деревянный)
7) приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы. Гребень (льночесалка) применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти (Прялка деревянная)
!! В полной методической разработке представлен полный перечень, разработанных для игры заданий. Основная тематика вопросов-заданий: предметы быта семьи XIX и XXвв.
Подсчитываются результаты (количество жетонов). Выявление победителей «знатоков краеведения».
2 часть экскурсии-игры «История рядом»
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
(полученные задания выполняются совместно с родителями)
(Задание зависит от возрастной группы присутствующей на игре)
Группа дошкольного образования | 1-2 класс | 3 класс | 4 класс |
Вылепить из пластилина тот, предмет который вам больше всего понравился, запомнился. Подготовить небольшой рассказ о нем. | Создание групповой аппликации-коллажа (формат А2) на тему «Нам не нужна война» (заранее заготовлены иллюстрации-шаблоны: танки, самолеты. Солнце, деревья, голуби, вечный огонь и т.д.) | (Обучающимся заранее сообщается о необходимости прийти с блокнотами) Задание: придумать вопрос-загадку о предмете в музее. | Создание и реализация проекта – оформление двери (окна) музея – нанесения на нее созданного группового изображения красками «Эта Великая Победа!!!» |
Подведение итогов мероприятия. Рефлексия. В заключении игры звучит песня группы Непоседы , которую исполняют все вместе «Я, ты, он, она - вместе целая страна» http://zaycev.net/pages/29582/2958255.shtml
Полученные результаты:
- расширение и углубление знаний по истории семейного быта и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения;
- развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы, приобретение учащимися новых компетенций;
- прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.
- проведение на базе музея мероприятия, тематического занятия с использованием экспонатов музея.
- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
- проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с историей семьи, семейных ценностей и традиций;
- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является связующей нитью между школой и семьей.
- Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
Использованные источники:
Свободная интернет-энциклопедия Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki
Игра-путешествие для 5-7 классов https://infourok.ru/muzeynaya-igra-kvest-uvlekatelniy-mir-muzeya-igraputeshestvie-dlya-klassov-2210421.html
Виртуальный музей МБОУ Николаевской СОШ http://museum.s-nikol-tat.edusite.ru/
Музыкальный портал Зайцев.Нет. http://zaycev.net/pages/29582/2958255.shtml
6