Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике в рамках формирования финансовой грамотности «Вклады»
Методическая разработка внеурочного занятия на тему: «Банковские вклады» предназначена для учащихся 10 классов в рамках внеурочной деятельности «Финансовая грамотность. Модуль математика».
Форма проведения занятия – внеурочное занятие с элементами практикума.
Тема: «Банковские вклады»
Цель: формирование основ грамотного финансового поведения в современном мире через выбор оптимального вида банковских вкладов.
Задачи:
Раскрыть суть основных понятий: банковские вклады, ознакомить с порядком начисления простых и сложных процентов.
Сформировать понятия - банковский вклад, виды депозитов. Научится сравнивать условия по вкладам для выбора оптимального варианта.
Развитие умения анализировать информацию, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Предметные образовательные результаты:
- ознакомить учащихся с понятием «банковские вклады»;
- ознакомить с принципами роста сбережений при рациональном вложении их в банки.
1. Организационный момент. Мотивационный этап
Видеоролик: фрагмент из кинофильма «Приключения Буратино»
Учитель: Где хранил свои деньги Буратино? Оцените его действия?
А где бы Вы хранили свои сбережения? Почему?
Вывод: сбережения надежней хранить в банке.
2.Работа с графической информацией
Учитель: Для выполнения задания предлагаю разделиться на две группы и по ссылкам (или QR- кодам) проанализировать диаграммы, показывающие динамику максимальной процентной ставки по вкладам в российских рублях.
Задание для первой группы https://cbr.ru/statistics/avgprocstav/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.From=1.03.2020&UniDbQuery.To=1.03.2022
Посмотрите на диаграмму изменения максимальной процентной ставки за период с 1марта 2020г по 1 марта 2022года.
Договоримся давать ответы, используя правила математического округления. Округляем до целых
- Найдите наибольшее и наименьшее значение процентной ставки.
- Вычислите во сколько (примерно) раз увеличилась процентная ставка в течение этого периода. (
- Как влияет увеличение процентной ставки на приобретаемый доход? (чем выше процентная ставка, тем выше доход от вклада)
- Повлияет ли увеличение банковской ставки на инвестиционную активность граждан? (инвестиционная активность увеличивается)
Задание для второй группы https://cbr.ru/statistics/avgprocstav/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.From=1.01.2010&UniDbQuery.To=1.01.2020
Проанализируйте по графику динамику изменения процентной ставки 10-ти крупнейших банков России за период с 2010 по 2020г.
- В каких годах установлены были наибольшее и наименьшее значение процентной ставки?
- Можно ли по значениям процентной ставки указать год экономического шока в России?
- Выскажите своё предположение, к чему приводит снижение процентной ставки банка. (Увеличение покупательской способности)
В целом учащиеся должны прийти к общему выводу:
Процентная ставка банка — инструмент денежно‑кредитной политики и её изменение влияет на экономику страны в целом.
3. Решение задач на вклады.
Учитель: Для того, чтобы развивать экономику страны необходимы экономисты- профессионалы, которыми я верю, вы станете, если продолжите свое обучение в экономических Вузах нашей России. А личный экономический план можно начать разрабатывать уже сегодня. Вступить в права вкладчика несовершеннолетний может по достижении 14-летнего возраста.
Допустим, что вы 1 апреля положили в банк 50 000 рублей под 10% годовых. В конце каждого года банк начисляет 10% годовых. Сколько денег окажется на вашем счёте через год?
Ответы учеников: В конце каждого года банк увеличивает вклад на 10%, то есть увеличивает в 1,1 раз.
50 000* 1,1 =55 000 рублей - через год
Учитель: Сколько денег окажется на вашем вкладе через 3 года? Ответы учеников: 50 *1,1*1,1*1,1=66,55(тыс. руб) = 66 550 руб.
Задачи для решения на уроке:
Банк выплачивает вкладчикам каждый год 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200 000 р. Какая сумма будет на его счете через 5 лет?
При какой процентной ставке вклад на сумму 500000 р. Возрастает за 6 месяцев до 650000 р.
Каким должен быть начальный вклад, чтобы при ставке 4% в месяц он увеличился за 8 месяцев до 33 000 р.
Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2 000 р. На вклад, годовой доход по которому составляет 12%, и решил в течение 6 лет не брать процентные начисления. Какая сумма будет лежать на его счете через 6 лет?
4.Знакомство с онлайн-калькулятором
Учитель: В настоящее время существуют банковские онлайн-калькуляторы вкладов, позволяющие выполнить все необходимые расчеты. Пройдите по ссылке (QR- коду), введите данные задачи и сравните полученные ответы.
https://calcus.ru/kalkulyator-vkladov
Учащиеся заносят данные в программу, выполняют вычисления, сравнивают.
Учитель: В подсчётах вы поставили галочку в окошке «капитализация процентов»? Как она влияет на получение прибыли?
Ответы учеников: С капитализацией процентов сумма полученного дохода больше.
Учитель: Пользуясь онлайн -калькулятором предложите схему накопления на обучение сына родителям.До поступления в ВУЗ - 3 года , стоимость одного года обучения - 450 тысяч рублей. Какую минимальную сумму (целое число тысяч рублей) нужно положить сегодня на счет, если процентная ставка составляет 21%.
Ответы учеников: С помощью онлайн -калькулятора вкладов можно методом подбора найти, что для накопления необходимой суммы сегодня в банк необходимо положить 255 тыс.руб.
Учитель: К вам в руки попала реклама депозитов от АБ «Россия». Подсчитав свои сбережения, вы решили доверить их банку. Какую наибольшую выгоду вы сможете получить за год, если положите 12000 рублей ? https://abr.ru/face/deposits/timedeposits/
Подведение итогов.