Методическая разработка ''Методические заметки по работе над пьесами У.Гиллока из цикла ''Лирические прелюдии в романтическом стиле''

2
0
Материал опубликован 5 August





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Музыкальная школа города Выборга»



Методическая разработка

«Методические заметки по работе над пьесами из цикла

У. Гиллока «Лирические прелюдии в романтическом стиле»




Разработчик:

преподаватель

по классу фортепиано

Вальченко Н.В.

2024 г.




Содержание

Введение

1. Биография и творческий путь У. Гиллока

2. «Лирические прелюдии в романтическом стиле»

2.1. «Лесные шорохи»

2.2. «Морской пейзаж»

2.3. «Легенда»

2.4. «Ведмин кот»

2.5. «Октябрь утром»

2.6. «Опустевший бальный зал»

2.7. «Песня русалки» и «Летняя гроза»

Заключение.

Список использованной литературы



                                                       Введение

Обучение игре на фортепиано - длительный и многоуровневый процесс, включающий в себя как техническое развитие, так и общемузыкальное, эмоциональное, интеллектуальное. Перед педагогом-практиком, работающим в детской музыкальной школе, всегда остро встает вопрос выбора репертуара, который с одной стороны должен соответствовать возможностям юного пианиста, с другой - помогать подняться на следующую ступень мастерства обладать музыкально-художественной ценностью, актуальным для молодого поколения интонационным строем. Решая эти важные педагогические задачи, следует также самое пристальное внимание 1.уделять вопросу эмоционального отклика самого учащегося, видеть дальнюю перспективу развития необходимых для пианиста навыков в исполняемом произведении.

Многочисленные сборники пьес, хрестоматии педагогического репертуара предлагают достаточно большой выбор. Но хорошей музыки не может быть слишком много - особенно, когда речь идет об учащихся младших классов. В последнее время активно набирают популярность сочинения композитора Уильяма Гиллока. Ребята с неизменным удовольствием разучивают и исполняют эти яркие, образные пьесы.

Цель данной работы – проанализировать, в чем заключается привлекательность композиторского стиля Гиллока, и показать некоторые приемы работы над наиболее популярными пьесами из цикла «Лирические прелюдии в романтическом стиле».


1.Биография и творческий путь У. Гиллока

Американский композитор Уильям Гиллок родился 1 июля 1917 года в городе Ла Рашел штата Миссури. Заниматься музыкой начал в раннем возрасте в центральном колледже Миссури в городе Фаетте на двух отделениях: фортепиано и композиции. Преподаватель Луиса Райт распознала в Гиллоке неординарный талант и убедила его стать профессиональным музыкантом.

С биографией композитора можно подробно познакомиться на многочисленных сайтах. Хотелось бы отметить только то, что У. Гиллок большую часть своей жизни посвятил работе с юными музыкантами, что явно поспособствовало пониманию особенностей маленьких кистей, еще неокрепшего игрового аппарата и чуткому проникновению в мир фантазий ребенка. В произведениях композитора прослеживается глубокое постижение всех аспектов классического фортепианного репертуара, интерес к современной музыке (джаз, популярная эстрада, народные мотивы), обогащенной изобретательностью в области гармонии, ритма, фактуры, музыкально-художественной образности, мелодичности.

Гиллока заслуженно называют «Шубертом детской музыки». Написав более 300 пьес разного уровня исполнительской сложности для двухручного, четырехручного исполнения, он подытожил свой творческий принцип: «мелодия и четко выраженный ритм - существенные элементы композиций, которые захотят осваивать учащиеся».

Композитор пять раз был удостоен премии Национальной федерации музыкальных клубов за заслуги перед американской музыкой. Но самой большой честью для любого композитора является «жизнеспособность» его творений. Музыка Гиллока звучит как на конкурсах, фестивалях, концертах международного уровня, так и в каждодневной педагогической практике школ искусств, домашнем музицировании, вызывая неизменный интерес и радость сотворчества.

2.«Лирические прелюдии в романтическом стиле»

В середине 50-х У. Гиллок написал пьеску - всего 10 тактов («Октябрьское утро») - для своего племянника Джона. Довольный своей работой, но понимая, что такая миниатюра не может быть опубликована в одиночестве, он решает сделать ее частью нового цикла фортепианных пьес. Гиллок пишет 24 пьесы во всех минорных и мажорных тональностях. Используя принцип «путешествия» по всем двадцати четырем тональностям (заложенный Бахом в «Хорошо темперированном клавире» и продолженный другими композиторами), композитор помогает преодолевать одну из исполнительских трудностей - свободного исполнения во всех тональностях, невзирая на количество знаков при ключе. Опубликованные в 1958 г. прелюдии по сей день являются самым востребованным опусом композитора.

Цикл охватывает не только весь тональный круг, но и огромный спектр исполнительских задач, стоящих перед начинающим пианистом, как узко технических, так и общемузыкальных. Каждая прелюдия - законченный яркий, интересный образ, захватывающий воображение юного музыканта, поднимающий его на новую высоту вдохновения («Октябрьское утро», «Лунное настроение», «Серенада», «Источник Дианы», «Полет», «Зимняя сцена»), погружающий в глубину лирического переживания («Опустевший бальный зал», «Интерлюдия», «Выцветшее письмо», «Легенда», «Тихий снег», «Ночная песнь», «Былая возлюбленная»), дающий «пищу» для размышления – как средствами музыкальной выразительности, возможностями фортепианной фактуры передать уже знакомые с детства сказочные, жанровые образы («Песня русалки», «Шествие мандарина», «Призрачный всадник», «Ночное путешествие», «Ведьмин кот») или картины природы («Лесные шорохи», «Морской пейзаж», «Летняя гроза», «Стрекоза», «Колибри»), наполнив их живым дыханием своего чувства.

Гиллок очень тонко и бережно подошел к использованию приемов, средств, идей музыкального языка эпохи романтизма, что делает «Лирические прелюдии» хорошим трамплином к изучению более сложной романтической музыки 19-20 веков. Душевная проникновенность, мелодичность, разнообразие и выразительность музыкальных образов, фактурные приемы, звуковая и композиционная цельность, лаконичность, доступность для исполнения детьми роднит пьесы У. Гиллока с миниатюрами Э. Грига, Р. Шумана, пьесами для детей Р. Глиэра и С. Майкапара.

Пьесы хороши тем, что от каждой из них, при условии качественной технической проработки всех элементов фактуры, педализации, осмысления музыкально-образного ряда, вслушивания в интонационно-гармонический строй, учащийся получает сразу несколько очень важных двигательных навыков, слуховых представлений, ярких эмоциональных впечатлений, пополняет свой концертный репертуар. Композитор снабдил свои композиции подробной расстановкой ремарок: динамических нюансов, штрихов, темповых отклонений, педализации. Это безусловно направляет процесс постижения авторского замысла, а также приучает малышей быть внимательными и грамотными «исследователями» нотного текста.

Очень помогает в работе использование репродукций, иллюстраций, художественных фотографий, видеозарисовок, а также рисунков самих учащихся. Полезно предлагать учащимся самим находить подходящие изображения или подбирать поэтические строки, характеризующие конкретный музыкальный образ. Пьесы вполне доступны для исполнения учащимися младших классов музыкальной школы фортепианного отделения.

                                             2.1.«Лесные шорохи»

Пьеса светлая, прозрачная, с «налетом» легкого сожаления (такты 13-15), «что все хорошее рано или поздно заканчивается» (слова автора).

Произведение полезно юным пианистам для приобретения навыка дифференцированного звучания пальцев одной руки (правая, в данном случае) – мелодия в верхнем и «шорох» в среднем голосе. Кантилена доверена 3,4,5 пальцам, 1 и 2 бережно и чутко работают в фоновом режиме. Подобные технологические, фактурные приемы весьма распространены в фортепианной литературе на всех уровнях обучения и в произведениях разных эпох и жанров. Примером может служить Ариетта из цикла «Лирические пьесы» Э. Грига. Пьесы роднит и налет сентиментальности, легкой ностальгии, и форма периода повторного строения, прозрачный акварельный колорит при очень ясном «расслоении» фактуры - мелодия, басовая линия, фоновый средний голос.

Рассмотрим этапы работы над пьесой. Прежде чем исполнить партию правой руки целиком, необходимо качественно проучить мелодию: добиться ощущения свободного переноса веса руки с пальца на палец, а также услышать длинную фразу (8 тактов), исполненную певучим звуком. Отдельно поработать над точностью исполнения трелей, чуткостью кончиков первого-второго пальцев. Затем соединять голоса.

Левая рука создает гармоническую основу. Важно услышать точное «взятие» всех звуков в аккордах, воспитывать распределение внимания бас-аккорд (поиграть отдельно каждой рукой или только линию баса), проучить с педалью. Может возникнуть трудность со своевременным взятием запаздывающей педали. Следует с первых шагов приучать юного пианиста к сосредоточенному слуховому контролю, слушать «чистоту» гармоний.

Когда собраны все пласты фактуры, важно сбалансировать голоса по насыщенности звучания, «нарисовать» пластичные выразительные фразы, найти степень агогического отклонения (ritenuto espressivo) в тактах 13-15, не потеряв естественности фразировки, общего движения, дыхания.

                                             2.2.«Морской пейзаж»

Еще одна пейзажная зарисовка. Аккордовая фактура, использование всего диапазона клавиатуры, взлетающие взволнованно-тревожные интонации, подвижный темп, «бурное настроение» (как указал сам автор), нарастающая динамика требуют от ученика ловкости, умения видеть клавиатуру «вперед», смелости, энергии, весьма решительного настроя. Эти важные для исполнителя качества успешно прививаются в работе над данной пьесой.

Техническая сторона фактуры требует быстрого освобождения запястья на повторяющихся звуках, аккордах, точного переноса рук из октавы в октаву. Это типичная аккордово-токкатная фактура с чередованием рук, которую сначала следует тщательно проучить наизусть отдельно каждой рукой и только затем соединять по фразам. Взгляд все время «летит» впереди, руки за ним. Возможно, придется останавливаться и проигрывать каждый скачок на октаву, добиваясь точности попадания. Хороший способ отрабатывания скачков: сыграв исходный звук (аккорд) «молниеносно» по горизонтальной плоскости перенести руку (руки) в следующую позицию, не нажимая, точно поставить пальцы на нужные клавиши. Затем то же самое повторить с нажатием, но только после того, как пальцы встанут в нужную позицию.

Актуальность подобных пьес очевидна. И технически, и эмоционально они подготавливают к исполнению чередующихся аккордов и октав, часто используемых в кульминационных эпизодах (С. Майкапар Стаккато –прелюдия, Р. Глиэр Прелюдия до-минор и др., С. Рахманинов Прелюдии соль-минор, до диез-минор, Я. Сибелиус Романс), в аккордовых этюдах, токкатах (А. Хачатурян Токката), в звукоподражательных пьесах (С. Майкапар «В кузнице»).

                                                            2.3. «Легенда»

Тоже аккордовая фактура, но совершенно другая музыкально-художественная, а значит и техническая задача стоит перед исполнителем в этой пьесе. Это глубокий по смыслу, прочувствованный монолог «древнего патриарха» (сл. автора), повествующего об истории рода».

Как в обычной человеческой речи важна размеренность дыхания, так и в речи музыкальной необходимо сохранить естественность «вдохов» между фразами, агогическую гибкость, ощущение главного слова, «силы притяжения» к нему. Технический прием, помогающий достичь певучего звука, объединить аккорды в единую мысль, добиться синхронности в работе обеих рук, перенести вес на пятый палец, который отвечает за мелодическую линию – это амортизация запястья, ротационные движения кистей рук. Важно «вложить» в детские уши мелодическую линию верхнего голоса. Для этого необходимо поиграть ее отдельно, можно даже с нарушением аппликатуры, штрихом легато. Научиться ее петь.

                                                       2.4.«Ведьмин кот»

Интересная пьеса, которую все ребята играют с неизменным удовольствием и азартом. Весьма любопытны и поучительны ремарки самого автора, например: «причудливо и карикатурно» или «пьеса должна исполняться тем, кто не прочь подурачиться и понимает, как активные кошки инстинктивно используют всевозможные способы манипуляции, чтобы очаровать людей».

Молниеносные перемещения, цепкие когти, «мурлыкающие» интонации, урчание, коварство - все эти кошачьи повадки ученик должен «примерить» на себя и исполнить несколько преувеличенно. Пьеса позволяет буквально в игровой форме развить ловкость в перекрещивании рук, переносе позиции через первый палец, свободное ощущение при игре в «далеких» регистрах, овладеть полупедалью, ощутить цепкие кончики пальцев.

Лаконичная образность этой пьесы, элементы виртуозности, свободное широкое перемещение по клавиатуре, умение представить и создать точный характер главного «героя» подготавливают ученика к исполнению в будущем таких пьес, как «Птички», «Бабочки» Э. Грига и других подобных произведений.

                                        2.5.«Октябрь утром»

Пьесы «Октябрьское утро»(«Октябрь утром») и «Опустевший бальный зал» (речь о ней пойдет ниже) ценны и интересны возможностью приобрести навыки педализации буквально на первом, втором году обучения игре на фортепиано (как только ребенок начинает доставать до педали), умение слышать длинный звук и бережно «встраивать» в него гармонию, умение связать между собой мотивы в единое повествование и одновременно почувствовать межмотивное дыхание, воспитать хороший вкус к педальной «акварели», услышать, где заканчивается допустимое смешение красок.

В пьесе «Октябрь утром» любовь композитора к сезону отражена в ремарке «спокойно счастлив». Но не к внешним признакам- яркая листва на фоне голубого неба-обращено внимание композитора, а к стремлению передать субъективное чувство тепла и довольства. «Радость быть живым» (У. Гиллок).

Множество ремарок этой десятитактовой пьесы (восемь только темповых указаний) помогают учащемуся в детальной работе над музыкально- поэтическим образом. Обозначение метронома (четверть=112) не предполагает неукоснительно подвижного темпа и сочетается с указанием композитора «Счастливо с большой свободой». Эту «свободу» композитор тщательно выписал в нотах. «Ritenuto» в тактах втором, четвертом, шестом, девятом и десятом с неизменным возвращением к основной пульсации в тактах третьем, пятом, седьмом. Перед учеником стоит задача найти меру этих замедлений. Сделать это будет возможно после тщательной проработки мелодической линии без аккомпанемента.

Поиск певучего звукоизвлечения обязательно должен сочетаться с пением и дирижированием крупными линиями, широким жестом. Стоит обратить внимание на выдержанные звуки: необходимо дотянуть их, додержать, особенно учитывая замедление. Внутренним слухом услышать начало следующего мотива, бережно передать «эстафету». Не стоит переходить к игре всей фактуры пока ученик не почувствовал живого дыхания фразы, теплого доверительного интонирования. Внимательной слуховой работы также потребуют скачки на терцию, кварту, квинту; передача в пятый и первый пальцы.

Детально выписанные динамические нюансы (9 обозначений!) помогают выстраивать форму. Три двухтактовых мотива повторного строения, но с изменяющейся гармонизацией. Первый - светлое удивление в восходящей кварте на тонике. Второй - несколько более умиротворенно повествовательно, нисходящая квинта и параллельный минор. Третий раскрывает всю полноту ощущений радости бытия и подводит к кульминационной точке - соль второй октавы, малый септаккорд на повышенной субдоминанте и уменьшенное трезвучие второй ступени. Далее следует переход от восторга к тихому и светлому покою - нисходящая мелодия на diminuendo очень чутко проинтонированная, исполненная на одном дыхании.

                                      2.6.«Опустевший бальный зал»

Ремарка композитора: «в грустной и призрачной манере». Вальсовая пульсация, гаммообразно восходящая мелодия с опеванием вершин создают ощущение плавного полета, устремленности и в то же время печального покачивания, ностальгического убаюкивания.

Композитор предлагает следующий образ: «представьте себе пожилую женщину, в одиночестве вернувшуюся в уже обветшалый бальный зал, в котором «оживают» чудесные воспоминания ее юности. В ее воображении реальность чередуется с картинами воспоминаний. Серая разорванная тюль колышется на ветру, как призрачное видение, и мы слышим обрывки вальса в исполнении фантомного оркестра».

От исполнителя потребуются чуткое прикосновение, сбалансированное звучание мелодии в левой и аккомпанемента в правой руке, темповое rubato, определенная ловкость пальцев для ровного, динамически точного, эмоционально наполненного свободного исполнения гаммообразных мотивов.

На начальном этапе работы над произведением можно поиграть пассажи плотным non legato, пальцевым staccato, медленно певуче legato с хорошим отскоком отыгравшего пальчика и точной передачей звука. Эти приемы помогут более качественно артикулировать в подвижном темпе, сохраняя легкость прикосновения. Педагогу необходимо следить за объединяющей ролью и «дыханием» запястья, свободой плеча, пружинистым, свободным предплечьем.

Как и большинство пьес цикла, эта композиция написана в форме классического периода повторного строения, состоящего из двух предложений – шестнадцать и восемнадцать тактов (три последних такта – это длинное арпеджио на тоническом трезвучии).

Такты по смыслу объединяются в двухдольные построения, где первый такт интонационно является затактом ко второму (слабой долей). Движение мелодии к сильной доле второго такта, затем «насквозь» к четвертому, словно на одном «вдохе» и четыре такта на «выдохе». Это ощущение длинной восьмитактовой линии «закладываем» в сознание ученика сразу, как только выучен текст мелодии в левой руке, тем самым, помогая «не вязнуть» в длинных нотах.

Вторая фраза приводит к кульминации на доминантовой гармонии с незначительным замедлением и плавным расширением последних двух гармоний. После хорошо выдержанной и прослушанной ферматы нужно очень аккуратно, «из ничего» начать второе предложение - еще более призрачно и печально. Во второй фразе необходимо почувствовать трепетное движение к субдоминанте, восхождение из малой октавы в первую, печальное «погружение» в нижний регистр к тонике соль большой октавы, которая словно растворяясь «улетает в небеса» к соль четвертой октавы.

Эти две пьесы в одноименных тональностях можно исполнять циклом. Два контрастных внутренних переживания потребуют от исполнителя умения быстро перенастроиться и в то же время найти естественный переход от чувства довольства, вполне реальных ощущений к миру грез, легкой грусти и недосказанности.

                                2.7.«Песня русалки» и «Летняя гроза»

Очень полезными для праворуких детишек являются пьесы «Песня русалки» и «Летняя гроза», написанные в Ля – мажоре и ля –миноре. Их с удовольствием играют дети на первом и втором году обучения в музыкальной школе.

Тщательная проработка мелких длительностей в левой руке помогает развить пальцевую беглость, легкость, точность прикосновения (в «Песне русалки»), цепкость и выносливость (в «Летней грозе»). Широкий для ребенка диапазон пассажей – полторы октавы- позволяет приобрести важный навык: свободное перемещение руки вдоль клавиатуры и «вглубь» ближе к черным клавишам. Поднимающаяся из глубины нижнего регистра «волна» в «Песне русалки», подхватываемая аккордовыми репликами в правой руке, навевает ассоциации с пьесой Э Грига «Мелодия» из второй тетради «Лирических пьес».

У юных пианистов зачастую отсутствует навык свободной и быстрой смены собранного и широкого положения кисти. Интервальная, позиционно- аппликатурная особенность пассажей такова, что волей-неволей приучает юного пианиста собирать кисть после исполнения широких скачков. Целесообразно выделить и поиграть именно эти «сочленения» буквально из трех звуков: скачок - кисть раскрылась, секундовый интервал - кисть собралась.

В обеих пьесах обязательно необходимо прослушать сочетание голосов. В «Летней грозе» «встраивать» аккорды в тянущийся бас, услышать затухание звука и выплывающий из него следующий пассаж. В «Песне русалки» поиграть вместе с учеником: он исполняет партию правой руки, педагог - пассажи левой. Также будет полезным попеть мелодию для того, чтобы организовать мышление и слышание, течение и дыхание по верхнему голосу.

В темповом отношении «Летняя гроза» предполагает неукоснительное соблюдение единой пульсации. А также требует технической выносливости, яркого динамического «разворота». «Песня русалки» приучает более свободно управлять темпом, при обязательном соблюдении меры в местах замедлений и расширений. Найти меру помогают проникновение в художественный образ, ощущение естественного вокального дыхания, навык построения формы произведения, движения к кульминационным вершинам, чередование напряжения и расслабления. Представляется возможным исполнение пьес циклом.




Заключение

Необыкновенная мелодичность, интонационная проникновенность, искренность, изысканная пианистичность фактуры, аппликатурный «комфорт», интересный, обогащенный джазовыми аккордами гармонический план, свежесть и актуальность для современных юных пианистов музыкально-художественных образов – все это делает процесс разучивания пьес У. Гиллока увлекательным, а концертное исполнение настоящим праздником. Кроме вышеперечисленных достоинств есть еще одно - на наш взгляд, очень актуальное для воспитания инициативности, самостоятельности, независимости в поиске творческих решений. Это отсутствие (пока еще) исполнительских «клише» в отношении композиций У. Гиллока, четко устоявшихся традиций. Это дает свободу полету фантазии маленьких пианистов.







Список использованной литературы

Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – М. Кифара, 2002.

William L. Gillock . Lyric Preludes in Romantic style. – USA. Alfred Publishing Co.2008.

http://dshi10.muzkult.ru/img/upload/1205/documents/Vilyam Gillok.pd



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.