Методическая разработка на тему "Современные формы проведения оценочных процедур в СПО"
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ ИМ. К.Н.ИГУМНОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме: Современные формы проведения
оценочных процедур в СПО
Подготовил: преподаватель МК
общеобразовательных дисциплин
Гладких Елена Викторовна
г. Липецк, 2024 г.
В соответствии с ФГОС СПО оценка качества подготовки обучающихся должна включать:
1. Текущий контроль;
2. Промежуточную аттестацию;
3. Итоговую государственную аттестацию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФГОС СОО/СПО:
Личностные результаты (ЛР) освоения образовательных программ – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (формулируются в рабочих программах воспитания ППКРС/ППССЗ, оцениваются, в том числе, в ходе оценки результатов освоения УД / ПМ).
Метапредметные результаты (МР) освоения ФГОС среднего общего образования – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Универсальные учебные действия (УУД) в ФГОС СОО – умение учащегося учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности; совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки; УУД имеют надпредметный характер, их можно применить на любом занятии.
Предметные (дисциплинарные) результаты (ПР/ДР) освоения образовательных программ – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Общая компетенция (ОК) – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Профессиональная компетенция (ПК) – познаваемая, поддающаяся оценке, совокупность взаимосвязанных знаний, умений и навыков, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешений типовых проблемных ситуаций в указанной профессиональной области. Контроль и оценка по учебным дисциплинам раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование ОК и ПК по разделам и темам содержания учебного материала УД.
Личностные результаты обучения оцениваются в ходе оценки результатов освоения УД с учетом специфики УД. Контроль и оценка результатов по профессиональным модулям раскрываются через приобретенные умения, усвоенные знания и выполняемые действия, направленные на формирование ОК и ПК.
Личностные результаты обучения оцениваются в ходе оценки результатов освоения ПМ с учетом их специфики.
Уровни результативности (по Б. Блуму и Л. Андерсону):
1. Знать…
2. Понимать…
3. Применять…
4. Анализировать…
5. Оценивать…
6. Создавать…
Контрольно-оценочные средства (КОС) – фонд/комплектация контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися образовательной программы, позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции. Контрольно-оценочные средства являются частью учебно-методических комплексов.
Состав учебно-методических комплексов:
• рабочие программы учебных дисциплин, адаптационных дисциплин, профессиональных модулей, учебных и производственных практик, дополнительного образования и календарно-тематическое планирование по ним;
• комплекты лекций, заданий для лабораторно-практической, самостоятельной, домашней работы студентов;
• методические указания для выполнения лабораторно-практических заданий, организации самостоятельной / домашней работы;
• комплекты заданий для учебной и производственной практики с методическими рекомендациями по их выполнению; • комплекты заданий для курсового и дипломного проектирования с методическими указаниями для их выполнения;
• комплекты контрольно-оценочных средств по дисциплинам и профессиональным модулям: материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля студентов. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: - оценка уровня освоения дисциплин; - оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Современные требования к разработке оценочных средств предполагают активные формы и методы освоения обучающимися образовательных программ, системно-деятельностный, компетентностный и личностный подходы. На основе этих подходов организуется формирование образовательных результатов.
Инновационные технологии в образовании
Инновационным компонентом образовательных технологий является внедрение новых приемов обучения. Признаками инновационного подхода в обучении, в том числе признаками инновационного урока являются: наличие технологической карты урока, разнообразные методы обучения (сочетание различных технологий, в том числе: проектной работы, технологии развития критического мышления, модульной технологии, применение сетевых и электронных средств обучения, технологии развивающего обучения и др.), а также наличие практического опыта деятельности. При этом признаками традиционного урока остаются: триединая цель, план-конспект урока и его фронтальное проведение.
Без частичного или полного использования инновационных технологий в обучении невозможно создать мотивацию обучающихся (один из компонентов профессиональной компетентности педагога), проблемность и неожиданность материала создает предпосылки для развития навыков исследовательской работы учеников. Разноуровневые задания учитывают подготовку обучающихся, а работа в экспертных группах, само- и взаимооценка способствует социализации и адекватной оценке собственных учебных действий.
Достижение результата обучения – формирования компетенций обучающихся – происходит в современных условиях главным образом посредством использования в учебном процессе инновационных технологий.
Использование новых педагогических технологий в среднем профессиональном образовании базируется на общих принципах с учетом возрастных особенностей учащихся.
В условиях внедрения ФГОС СПО актуализируются следующие разнообразные инновационные педагогические технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, модульная и кейс-технология, здоровьесберегающие технологии.
Актуальным становится метод проектов, поскольку проектная деятельность является обязательной для студентов 1 курса СПО. Использование проектной работы в образовательном процессе не ограничивается только разработкой проектов. Важно учитывать долгосрочные результаты, полученные при разработке мини-проектов. К примеру, формирование общих и профессиональных компетенций происходит постепенно, а мини-проекты (рассчитанные на одно учебное занятие) на начальном этапе дают представление о методике исследовательской работы. Основная инновационная идея, которую воплощает использование проектов – возможность проектирования условий, формирующих самостоятельность учащихся, развитие критического мышления, приобретение навыков эффективного сотрудничества и общения со сверстниками, с преподавателем. При этом учитываются возрастные особенности обучающихся, тип их мышления.
Технология проблемного обучения подразумевает постановку учебной проблемы, а с переходом на следующий уровень обучения происходит усложнение материала. Всестороннее развитие и воспитание личности достигается путем использования технологии индивидуального и дифференцированного обучения.
Формы использования информационно-коммуникационных технологий разделяются на блоки:
1. Мультимедийные элементы учебных занятий;
2. Проверка заданий с использованием электронных и сетевых ресурсов;
3. Он-лайн подготовка к предметным олимпиадам, конференциям.
Технология критического мышления дифференцируется на элементы:
1. Мозговой штурм;
2. Эссе;
3. Составление синквейнов;
4. Ролевые проекты;
5. Прием «Знаю – хочу знать – узнал»;
6. Чтение с остановками и ряд других. Данная технология используется во всех возрастных группах учеников, она создает инновационную познавательную среду. При этом условиями успешности обучения с использованием технологии критического мышления будут: достаточная мотивация, поддерживающая интерес к решению проблемы; значимость получаемой информации и посильность выполнения заданий. Главный момент – наличие доброжелательного общения педагога с обучающимися, положительное отношение к идеям и гипотезам, высказываемым учениками в процессе работы над проблемной ситуацией.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает укреплять здоровье учащихся, предупреждать переутомление и тем самым улучшать психологический климат в учебном коллективе.
Универсальной системой, способствующей сочетанию активизации мышления и предметно-познавательную деятельность, является ТРИЗ-технология. Ее цель – формирование навыков решения нестандартных задач и ситуаций, воспитание творческого мышления.
Интегрированное обучение способствует нахождению новых связей между фактами, подтверждающими определенные выводы. При проведении интегрированных уроков расширяется кругозор обучающихся, происходит активизация познания окружающей действительности, осмысливаются логические и причинно-следственные связи. В ходе интегрированных уроков раскрывается потенциал обучающихся, что в конечном итоге ведет к формированию компетенций выпускника.
Среди новых и малоиспользуемых технологий: веб-квесты, скрайбинг, составление ассоциативных (ментальных) карт.
Образовательный веб-квест включает решение проблемной ситуации в игре. Игра является продуктом совместной деятельности преподавателя и обучающихся, она представляет собой сайт в сети Интернет, на котором размещено задание и ссылки на источники и необходимые ресурсы. Результат веб-квеста – публикация студенческих работ в виде веб страниц, веб сайтов.
Скрайбинг – это процесс отображения сложного смысла наиболее упрощенными образами, при котором вырисовывание образов происходит в процессе разбора информации.
Составление ментальной карты – это способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли и идеи в нашем мозгу.
Таким образом, использование в учебном процессе новых педагогических технологий позволяет успешно развивать профессиональную компетентность педагога, повышает эффективность образовательного процесса, ведет к формированию компетенций у обучающихся.
Образовательная технология веб-квест как проблемное задание с элементами игры. Место технологии в образовательном процессе.
Интенсификация обучения ставит задачи по выявлению и внедрению инноваций, по освоению новых понятий и модернизации дидактических принципов, их реализацию на более высоком уровне.
Среди задач по внедрению ФГОС СПО – приобретение обучающимися навыков самостоятельной учебной деятельности, инициирование ученической познавательной деятельности со стороны преподавателя и освоение ключевых компетенций, которые определяют уровень подготовки конкурентоспособного специалиста.
Применение возможностей сети Интернет в обучении – неотъемлемая часть реализации ФГОС. Веб-квест считается одним из видов проблемного обучения. Он представляет собой одно из новейших средств ИК-технологий, и ориентирован на повышение эффективности процесса обучения.
Сведения для деятельности обучающихся в процессе разработки веб-квестов представлена на сайтах в сети Интернет. Но если в методичке имеются действующие ссылки, тогда сам процесс участия в веб-квесте превращается в работу в едином информационном пространстве.
Суть метода в том, что обучающиеся должны собрать необходимые материалы по выбранной проблеме в Интернете. Ссылки на некоторые источники предоставляются преподавателем, часть ссылок учащиеся должны найти самостоятельно. После окончания работы над темой, обучающиеся должны представить результаты в виде собственных веб-страниц, в электронном, печатном или устном виде.
Преимуществами внедрения веб-квеста является то, что для проведения мероприятия не требуется специфических технических знаний. Работать над квестом можно индивидуально, либо в малых группах. При работе в группах повышаются коммуникативные компетенции обучающихся, налаживается процесс обмена информацией, развивается критическое мышление, навыки по сравнению, анализу и классификации информации.
Наглядность и мультимедийность обучения также успешно реализуется в процессе работы над веб-квестом. Повышается мотивация студентов, которые с большим желанием используют современные коммуникативные средства, чем учебную литературу.
Наглядность веб-квеста повышается при использовании презентаций, видеороликов, показа графических материалов. Еще одно свойство образовательной технологии – интерактивность. Она проявляется в воздействии виртуальных объектов информационной среды средств мультимедиа, презентаций и видеороликов и позволяет реализовывать личностно-ориентированное обучение.
Формирование мотивации происходит при использовании различных видов информации, высокой наглядности ситуационных задач и создании ситуаций успеха.
Структура квеста должна соответствовать ряду условий:
- наличие представления (визитки) с информацией;
- четкий сценарий квеста с разграничением ролей участников;
- описание индивидуальных заданий для участников в соответствии с выбранной ролью, конечного результата самостоятельной работы;
- перечень информационных источников для выполнения квеста;
- разработанные критерии для оценки веб-квеста;
- алгоритм действий;
- суммирование и резюмирование опыта, который получат участники при выполнении заданий веб-квеста.
Алгоритм создания веб квеста:
1. Определяем тип.
Типы веб квестов: краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные направлены на приобретение и закрепление знаний, освоение больших пластов информации и длятся 1-3 ак. часа.
Долгосрочные направлены на расширение и обобщение знаний, анализ информации и её переработку(трансформацию), создание продукта, на который остальные могут отреагировать и длятся от 1 недели до 1 месяца
2. Прописываем структуру.
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса вебсайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы)
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем
Этапы работы над квестом:
Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами
Ролевой этап Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над вебквестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижния общей цели
Заключительный этап По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и учащиеся путем обсуждения.
Правила создания веб-квестов
1. Определение направлению веб – квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный вебквест по нескольким предметам.
2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста и могут ли это обучающиеся.
3. Определение темы. Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для обучающихся.
4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, дажее в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.
5. Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы
6. Критерии оценки веб-квеста.
7. Самое главное в квесте - это путешествие обучающихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут обучающимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Когда все страницы заполнены, веб-квест готов. Веб-квест можно опубликовать и тогда он станет доступен для других.
Оценка: адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы
Выводы Актуальность технологии в том, что она помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. Технология Веб-квест уводит школьников от потребительского отношения к сети. Творчество, сотрудничество, умение работать в команде, выполняя разные социальные роли – это далеко неполный перечень «плюсов» этой технологии. Именно Веб-квест является инструментом, с помощью которого учитель получает возможность формировать и развивать навыки и умения
Шаблоны для разработки веб-квеста представлены на некоторых сайтах: http://zunal.com, конструктор сайтов Jimdo и сервисе для создания бесплатных сайтов Google-сайты. Сайт zunal является англоязычным, те, кто не владеет английским, могут воспользоваться браузером Google Chrome. В нем предусмотрена возможность перевода содержимого сайта на русский.
Таким образом, использование одной из технологий проблемного обучения, веб-квестов, способствует повышению эффективности образовательного процесса, формирует мотивацию. Ее результатом являются общие и профессиональные компетенции обучающихся.
Скрайбинг как визуализация сложного смысла простыми образами
Термин скрайбинг происходит от английского «описывать». По сути представляет собой прием выступления, презентации с использованием простых и запоминающихся рисунков. Его применение в образовательном процессе основано еще и на том, что большую часть информации человек успешнее запоминает, используя зрительные анализаторы. Графические презентации актуальны не только в образовании, но и в дизайне, маркетинге и на рынке услуг при продвижении товаров.
Если преподаватель стремится заинтересовать аудиторию, привлечь внимание обучающихся и повысить эффективность образовательного процесса, то скрайбинг – это одно из решений.
Главная цель в скрайбинге – предельно доступно представить блок информации. Применять данную технологию можно универсально: процесс визуализации эффективен в преподавании практически всех общеобразовательных и специальных дисциплин. Преподаватель, осваивающий инновационные технологии, в различной степени уже использует технологию скрайбинга, при этом остается лишь совершенствоваться в подаче информации.
Алгоритм создания визуального блока информации включает: планирование темы учебного занятия, на котором будет применяться данная инновационная технология. Подойдут как уроки «открытия новых знаний», так и обобщающие занятия. После составления плана необходимо проанализировать образы, которые планируется показать визуально, выделить основную часть, ядро темы. Тренировочная визуализация должна быть проведена преподавателем предварительно, на время.
Среди плюсов применения технологии скрайбинга: необычная и оригинальная подача информации, краткость излагаемого материала, наличие простых образов, соответствующих теме занятия, наглядная информация, представленная в виде подобной системы, усваивается обучающими с высокой степенью.
Минусы: технические трудности и затраты времени, связанные с составлением самого скрайба.
Скрайбинг-презентацию можно разработать вручную с использованием карандашей, маркеров, и с помощью компьютерных средств (программы и сервисы).
В сети Интернет представлены ресурсы, помогающие создавать скрайбинг-презентации. Среди них: GoAnimate (сервис превращает презентацию в мультфильм), PowToon (генератор презентаций, имеет готовые шаблоны), сервис Wideo (при его использовании можно добавить в презентацию изображения, персонажей, музыку), Moovly, VideoScribe.
Таким образом, на учебном занятии гарантируется успех в создании визуальной презентации, разбора темы, а также повышение мотивации студентов, создание ситуации успеха, когда сложная тема будет разложена на простые образы.
Составление ментальных (ассоциативных) карт в процессе обучения в условиях реализации ФГОС СПО
Интеллект-карты (ментальные, ассоциативные) при их использовании в учебном процессе, представляют собой метод активного обучения. Как и скрайбинг, майнд-карты относят к способам визуализации информации. В обучении их применяют для анализа и упорядочения информации, создания новых идей, принятия решений и развития творческих способностей.
Майнд-карты помогают освоить большой объем информации, оформить ее в графической и понятной форме, поскольку облегчают ее обработку и систематизацию. Ментальные карты стимулируют познавательную активность, развивают навыки логического и пространственного мышления, одновременно происходит активизация творческих способностей обучающихся.
Для создания ассоциативной карты вручную потребуются: лист бумаги формата не менее А4, цветные маркеры или фломастеры. Основная тема фиксируется в центре и дополнительно выделяется.
Она обязательно должна находиться в центре, от нее будут отходить ветви, отражающие структуру развития идеи. Заполнение карты должно происходить по кругу, начиная от центра карты в сторону правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Оформление необходимо делать разными цветами.
Центральный образ – главный элемент майнд-карты. Без него невозможно построение ключевых ассоциаций. Он должен быть самым значимым объектом. Для того чтобы максимально объективно построить ассоциативную карту, следует тщательно обдумать центральный образ. От него отходят боковые ветви, основные значимые свойства объекта, от них в свою очередь более мелкие, частные свойства.
В образовательном процессе области применения майнд-карт очень разнообразны: эффективное конспектирование с запоминанием, разработка плана написания реферата, деятельности над проектом, анализ учебного раздела, подготовка к зачету по дисциплине и т.д.
Преподаватель, использующий ассоциативные карты, решает не только вопрос повышения эффективности образовательного процесса и формирования компетенций. При разработке майнд-карт минимизируется риск плагиата со стороны студентов. «Списать у соседа» майнд-карту невозможно: типы и способы мышления людей не могут совпадать на 100%. Таким образом, студент вынужден мыслить самостоятельно, развивать логическое и критическое мышление.
Для выполнения майнд-карт на компьютере разработан ряд программ, среди которых: программа iMindMap (aktiv-resurs.ru), Mindjet MindManager и ConceptDraw Office MindMap.
Программа iMindMap доступна в трех редакциях: Basic, Home&Student и Ultimate, различающихся по доступному функционалу. Базовая версия предоставляется бесплатно.
Пример майнд-карты, созданной в программе iMindMap:
Организация самостоятельной работы обучающихся с использованием современных технологий визуализации информации
Информатизация образования является неотъемлемым процессом современности. В глобальном информационном пространстве распространяются информационные потоки, которые оказывают существенное влияние на все сферы деятельности человека. Формирование системы образования, входящей в мировое информационно-образовательное пространство, сопровождается значительными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса.
Важными особенностями использования инновационных технологий в самостоятельной работе являются:
- быстрая обратная связь между объектами образовательных отношений,
- внедрение компьютерной визуализации учебной информации (как по естественнонаучным, так и по дисциплинам профессионального цикла),
- простой доступ к большим объемам информации, возможности их передачи,
- возможность обработки информации проектной и других видов деятельности в автоматическом режиме, многократное повторение элементов или полноценного эксперимента,
- повышение эффективности управления учебной деятельностью, контроль результатов, автоматизация учебно-методического обеспечения,
- высокий уровень доступности образовательных ресурсов.
Качество подготовки специалистов, сформированность общих и профессиональных компетенций зависит не только от знаний по профилю специальности, но и непрерывное повышение уровня знаний, осмысление необходимых умений и качеств личности, необходимых для успешного профессионального роста.
Следовательно, важнейшей способностью специалиста становится способность к самообучению. Для ее развития необходимо еще в учебном процессе тренировать навыки самостоятельного добывания знаний. Способствует формированию такого навыка внедрение инновационных образовательных технологий.
Цель самостоятельной работы студентов – повышение качества обучения, активизация мышления, развитие творческих способностей и стремления к самостоятельному приобретению знаний. Логичным следствием будет формирование компетенций, а также самореализация личности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию личности, является средством воспитания сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привития привычки к напряженному интеллектуальному труду, которые выступают главными задачами образования.
Таким образом, решение задач образования с использованием инновационных технологий позволяет организовать эффективную и плодотворную самостоятельную работу обучающихся. При составлении майнд-карт студент не только развивает логическое мышление, но и систематизирует значительные объемы информации. Приемы скрайбинга помогают подготовить презентации по дисциплинам, учат выделять главное и, безусловно, пригодятся во всех сферах деятельности специалиста.
Веб-квесты могут использоваться как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Освоив приемы их разработки, студенты с энтузиазмом используют их при организации подготовки по крупным разделам изучаемых дисциплин, обмениваются идеями и составляют задания для малых групп, которые можно применять на обобщающих занятиях.
Возможности сервиса Google.
На сегодняшний день социальные сервисы и облачные технологии имеют массу возможностей. Их применение в педагогической деятельности обусловлено временем, увеличивающимися потоками информации, скоростью их обработки и ее поиском. Какой бы сервис мы с вами не рассматривали - он является всего лишь инструментом. И как мы его будем применять, в своей деятельности зависит только от нас. Любой сервис может нам помочь в работе, если его использовать логически правильно в контексте наших занятий. Одним из таких сервисов является Google, и одно из наиболее продуктивных облачных приложений – Google Docs (Google – документы). Это виртуальный офисный пакет, в котором основной акцент делается на совместное создание или редактирование документов. Среди инструментов доступны все наиболее популярные варианты форматирования текста.
Google Docs позволяет работать как с текстовыми документами, так с таблицами и презентациями. Файлы можно создавать как в виртуальном пространстве, так и загружать уже готовые с жесткого дика (поддерживаются основные форматы: Open Office, Microsoft Office и Apple iWorks). Получить доступ к данному сервису можно с помощью большинства популярных веб-браузеров.
Бесплатно каждому из пользователей предоставляется пятнадцать гигабайт свободного места. Есть также возможность каждый год вносить небольшую плату и арендовать дополнительное место.
Выделим три основные возможности данного сервиса:
Ознакомление. С помощью Google Docs возможно представлять статьи, документы, проекты для публичного ознакомления. При этом доступ к файлам может быть возможен без установки дополнительного программного обеспечения. Все, что надо сделать пользователю – это создать свой Google аккаунт.
Применение в практике: обработка документации, составление отчета в учебно-воспитательном процессе и многое другое. Плюс в Google Docs можно закрыть доступ к редактированию или скачиванию файла, если он является Вашей интеллектуальной собственностью.
Совместное редактирование. После создания файла, владелец может дать доступ для изменения контента любым другим пользователям, у которых есть Google аккаунты или ссылка.
Применение в практике: пользователи могут создавать работы совместно. Google Docs может быть заменой «работы в группах» в тот момент, когда участники территориально отдалены друг от друга. Google Docs позволяет работать с ними в виртуальном интерперсональном пространстве.
Комментарии. Помимо редактирования, пользователь также может оставлять комментарии, касающиеся содержания документа. При этом комментарии могут быть размещены непосредственно рядом с отдельными фрагментами текста или выведены на экран списком.
Очевидным плюсом данного онлайн приложения является простота интерфейса и наличие Google аккаунтов у большинства современных пользователей интернета.
Главный недостаток – для доступа и постоянного использование данного сервиса необходимо постоянное интернет соединение.
Регистрация аккаунта GoogleПервым вашим действием должна быть регистрация аккаунта (почтового ящика) в Google. Процедура регистрации довольно-таки простая, но предоставляет пользователю возможность пользоваться всем, что предлагает Google, а не только как поисковой системой. Нажав на кнопку Почта, вы попадете в окно регистрации. Примечание: Если у вас смартфоны с операционной системой Android, то аккаунт Google создавать не нужно.
Р исунок 1. Регистрация аккаунта.
После регистрации вы попадете в свой почтовый ящик, где вас уже будут ждать приветственные письма от команды Google. Нажав на кнопку Сервисы в верхнем правом углу нам нужно выбрать из раскрывшегося списка пиктограмму Диск. Чтобы в дальнейшем быстро заходить в свой Диск, сохраните в настройках адрес https://drive.google.com
Рисунок 2. Вход в сервисы Google.
Работа с сервисом Диск проста. Список своих документов вы можете представить, как в виде списка, так и в виде таблицы. Для этого нужно воспользоваться кнопками настроек, расположенных в верхнем левом углу экрана.
Для загрузки своих документов в Диск воспользуйтесь кнопкой с пиктограммой загрузки в правом углу экрана. Для создания своих документов необходимо нажать на кнопку Создать.
Рисунок 3. Знакомство с сервисом Диск.
Работа с формами
Google Формы – это удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро планировать мероприятия, составлять опросы и анкеты, а также собирать другую информацию. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней. Если эта функция не включена, вы можете открыть меню «Ответы» и просмотреть сводку.
Форму можно создать как в меню Google Диска, так и в существующей электронной таблице.
Для работы с Формами необходимо нажать кнопку Создать и выбрать из выпадающего списка строку Форма.
Рисунок 4. Выбор типа документа.
Откроется новая вкладка редактирования формы. Необходимо нажать на значок палитра в правом верхнем углу, ввести название и выбрать стиль шрифта, тему и фон оформления.
Рисунок 5. Название формы и выбор темы.
Далее нажимаем крестик в настройках темы и переходим к настройкам формы. Нажимаем на значок настройки. Появляется окно с разными дополнительными функциями для облегченного итога после заполнения данной формы.
Рисунок 6. Настройки формы.
В окне настройки 3 подраздела с многочисленными функциями.
Общие:
Собирать адреса электронной почты респондентов, также при заполнении теста ответы могут присылаться на почту респондентов;
Требуется вход в аккаунт (респондентам потребуется выполнить вход в аккаунт Google.);
Респонденты могут внести свои изменения после заполнение формы и также просмотреть другие ответы и сводные диаграммы (если присутствуют) других.
Презентация:
Показывать ход выполнения;
Перемешать вопросы;
Показывать ссылку для повторного заполнения формы;
Текст подтверждения (т.е. можно вписать любой текст для подтверждения ответа).
Тесты (если форма, которую вы используется тест, то можно вкл. функцию теста):
Параметры теста:
Показать оценку (сразу после отправки формы или после ручной проверки);
Видно пользователю (респонденту): незачтенные ответы, правильные ответы, баллы за ответы.
Далее нажимаем сохранить и переходим к наполнению нашей формы (теста).
Рисунок 7. Окно редактирования формы.
Вводим заголовок первого вопроса. В нашем случае – это просьба вести свою фамилию и имя. Из выпадающего списка выбираем тип ответа – Текст. Нажимаем Сделать вопрос обязательным. Затем нажимаем на кнопку Добавить элемент значок плюс справа.
Рисунок 8. Окно редактирования формы.
Наполняем нашу форму вопросами, выбирая из списка нужный тип ответов. В пояснениях к вопросу можно указать стоимость одного вопроса. Для того, чтобы ваши респонденты не смогли узнать правильный ответ, не выбирайте его сами при редактировании формы, иначе на готовом тесте уже будет выделен правильный ответ.
Созданную форму можно посмотреть, если нажать на кнопку Просмотр, расположенную вверху страницы. Для возврата к редактированию формы можно нажать на кнопку Редактировать форму, расположенную в верхнем левом углу экрана либо перейти в вкладку тест.
Рисунок 9. Окно редактирования формы.
Чтобы добавить изображение, видео или раздел наведите курсором на кнопки справа. После загрузки файла вы сможете присвоить ему название, а также добавить текст, который будет появляться при наведении курсора.
Примечание: Изображение нельзя добавить к вопросу. Внутри формы изображение можно перемещать вверх или вниз. Чтобы добавить видео. В появившуюся строку введите ссылку на YouTube или воспользуйтесь поиском. Выберете нужный видеоролик. После этого вы добавить название и описание. Если вы хотите изменить размер видео, просто выделите его нажатием мыши и потяните за углы. Вы также можете менять расположение видео с помощью инструментов выравнивания.
После того, как ваша форма создана – тест или опрос готов, нужно разослать ссылку на него вашим респондентам используя почтовые сервисы, или социальные сети. Учащиеся, ответив на все вопросы теста, должны нажать на кнопку Отправить, расположенную внизу формы.
Рисунок 10. Созданная форма и статистика.
Совет: ответьте на вопросы теста раньше ваших учеников, так вам будет удобнее проверять ответы респондентов. Ответы респондентов сразу же появляются в таблице, и вы можете выделить различным цветом правильные и неправильные ответы. Попасть в таблицу можно нажав на кнопку Ответы, расположенную вверху экрана, также можно посмотреть статистику ответов. Примечание: Если вы закрыли вкладку с окном редактирования формы, то вернуться к ней можно и с этой страницы. Нужно нажать на кнопку Форма, расположенную в панели меню и выбрать Изменить форму.
Рисунок 11. Таблица с ответами.
Затем, скачайте файл, как таблицу MS Excel. Для этого нажмите вкладку Файл−скачать как−MS Excel.
Работа с Google формами может быть, как фронтальной, так и индивидуальной.
Список литературы:
Левченко А.А. Инновационные формы педагогической коммуникации на основе облачных сервисов Google: Учебно-методическое пособие.-Ростов на –Дону: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2021.-68с.
Работа с документами в Google Docs сайт. – URL: http://mirsovetov.ru/a/hi-tech/network/google-docs.html
Новиков А. Работа с Google –документами сайт. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=dHTHzwE6i34
https://yandex.ru/video/preview/15733277324310283230
Приказ от 5 августа 2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»
Кияйкина Наталья Федоровна