Методическая разработка «Структурирование лингвистического материала по средствам использования опорных схем и таблиц как механизм повышения эффективности и качества образования обучающихся на уроках английского языка»
|
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ И ТАБЛИЦ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Кузнецова Кристина Васильевна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 5
станицы Октябрьской
2022 год
Аннотация
Английский язык является довольно сложным предметом. Изучая иностранный язык, дети сталкиваются с рядом проблем, таких как: отсутствие системного представления об изучаемом языке, его лексике, грамматике, фонетике, страноведении; трудности в построении устного и письменного высказывания и, как следствие, низкий уровень активности обучающихся, отсутствие большого интереса к предмету, высокая степень забывания учебного материала.
Из-за огромной информации, которую поглощают наши школьники сегодня, так же порой трудно бывает на уроках удержать их внимание и организовать работу, особенно на теоретических «скучных, замудрённых» темах, поэтому я предлагаю взглянуть на решение данной проблемы.
Использование технологии структурирования лингвистического материала при помощи опорных схем и таблиц сможет облегчить работу педагога и заинтересовать каждого учащегося в отдельности.
Опорные схемы представляют собой словесно-графическое отображение изучаемого вопроса, логически разделенного на основные и второстепенные элементы. Схемы могут с высокой эффективностью применяться учителями на занятиях, а обучаемыми - во время самоподготовки.
Известно, у человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается еще и двигательная (моторная) память.
В своей работе при объяснении грамматики я обращаюсь к технологии опорных схем и таблиц. С 5 класса учащиеся заводят специальную тетрадь по грамматике «Grammar», где систематизируют все правила, пройденные на уроках. Из года в год правил становится всё больше, потому обучающиеся по мере необходимости обращаются к схеме и вносят дополнения в первоначальной записи при изучении некоторых тем.
Схемы и таблицы можно использовать на любом этапе урока: изучение нового материала, его закрепление, практической тренировке учебных действий, при контроле уровня освоения изученной темы. Их также можно использовать на разных уровнях языка: фонетическом, лексическом, грамматическом.
Эффективность использования схем и таблиц имеет большое значение для коррекции мыслительных процессов, даёт возможность сосредоточиться на главном, создаёт стержневой образ и помогает более прочному усвоению знаний. Составление схемы - важный практический навык.
Если в процессе изучения устных предметов при объяснении нового материала включить работу с таблицами и схемами, то: повысится интерес к уроку, активность; улучшится восприятие содержания учебного материала; увеличится словарный запас; улучшится понимание речевой информации; сформируется умение выделять из общих понятий существенное, что необходимо ученику на других уроках.
Появятся резервы времени для выполнения практических упражнений, т.к. учебный материал компактно и быстро выстраивается в схему, легко усваивается ребёнком за короткий промежуток времени.
Усвоение изучаемого материала будет успешнее.
Использование схем и таблиц имеет метапредметный характер: их можно использовать при изучении любого предмета, темы, к чему я всегда мотивирую своих обучающихся.
На своих уроках я всегда говорю обучающимся, что, научившись структурировать, они откроют новые грани того, что уже знают и смогут постигнуть любые науки.
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Кто-то удивленно скажет, зачем еще загружать себя какими-то таблицами и схемами? Если совершенно спокойно обо всем можно прочитать в учебнике или на сайте. Но я бы посоветовала все-таки не обойти стороной этот материал и вот почему.
Свое мнение по поводу английского языка в таблицах и схемах я составила лишь на основе своего опыта преподавания английского и экспериментов на себе. И действует этот метод изучения английского языка безотказно! Давайте поразмышляем.
Конечно, каждый из нас по-разному воспринимает информацию. Например, одним для запоминания чего-либо необходимо несколько раз это прослушать, другим – что-то нарисовать, изобразить либо соотнести с какими-либо действиями, то есть прочувствовать; ну, а третьим – просто некоторое время посмотреть на необходимый материал.
Более того, память у всех разная, и каждому человеку требуется свой минимум времени для освоения определенной категории знаний. Но все же, схематичное и «табличное» изображение английского языка доступно всем ученикам. Оно позволяет грамотно и толково расположить в нашей голове полученную информацию, как «по полочкам», чтобы в дальнейшем не допустить ее смешивания.
Английский язык в таблицах позволяет сэкономить массу времени, так как мы не потратим его впустую на перечитывание массы не совсем полезной информации. Этот способ представления английского языка гарантирует использование долговременной памяти, то есть информацию из таблиц и схем можно запомнить очень долго, а может и всегда.
В чем же привлекательность английского языка в таблицах и схемах? Прежде всего, это компактность (большой объем материала представлен в обработанном виде). Во-вторых, лаконичность изложения (берем самое главное и полезное). В-третьих, хорошая подсказка в любой момент.
Схема – это, своего рода, скелет, основа изучаемого материала, без которого он становится чем-то бесформенным.
Обучение с использованием схем способствует умственному развитию обучающихся, повышает их логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает память.
Актуальность
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Цель разработки:
упростить процесс изложения грамматики на уроках английского языка;
систематизировать изученный материал;
расширить объем изучаемого материала по английскому языку.
Методическая разработка направлена на формирование различных видов компетенций:
лингвистической – расширение знаний о системе английского языков, совершенствование умения использовать грамматические структуры и языковые средства в соответствии с нормами данного языка, свободное использование приобретенного словарного запаса;
социолингвистической – совершенствование умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также в выборе лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватных ситуации общения, целям, намерениям и ролям партнеров по общению;
дискурсивной – развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устного и письменного конструирования и интерпретации связных текстов на английском языке по изученной проблематике, в том числе демонстрирующие творческие способности обучающихся.
Основная часть
Виктор Федорович Шаталов, педагог-новатор, автор системы обучения с использованием опорных сигналов утверждал: «Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».
При проведении уроков я столкнулась с тем, что при работе над новой темой теряется активность детей на уроке, они начинают отставать. А ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы.
Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон Львович Соловейчик писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений.
Использование опорных схем и таблиц на уроках – считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения. В специальной литературе немало публикуется материалов о формировании умения составлять конспект. Однако конспект не всегда оказывается лучшей формой записи, у учеников часто возникает нежелание писать конспект, поэтому таблицы решают эту проблему успешно, так как в таблицах не нужно много писать. Работа над грамматическим материалом по таблицам и схемам очень удобна при повторении материала, например, при подготовке к самостоятельной или к контрольной работе или просто на уроках обобщения изученного материала. Учащиеся открывают тему и находят таблицу по тому материалу, который они должны вспомнить на данном уроке, такой способ, я уверена, экономит время. Например: Приложение №1.
Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме - опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Опорный сигнал – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Существует технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала: на уроках используются средства наглядности (схемы, таблицы, знаки, рисунки, модели). Например: Приложение №2. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала. Автор этой технологии — Виктор Фёдорович Шаталов. И эта технология даёт хорошие результаты при введении, усвоении, закреплении и использовании на практике полученных знаний. Элементы этой технологии я часто использую на уроках.
Цель этой технологии отвечает всем современным требованиям:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к дисциплине.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Ценность технологии заключается ещё и в следующем:
лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
структурность
удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных схем между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных схемах.
цветовое оформление - важная деталь опорной схемы. Правильно оформленная схема манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:
Смысловые
Вербальные (словесные).
Ассоциативные.
Аббревиатурные.
Графические.
Орфографические
Чтобы убедиться в положительном при работе со схемами, рассмотрим их использование на уроках. Приложение № 3.
Данная технология работы эффективно и достаточно долго используется мною в работе. Сразу оговорюсь, что созданию и умению расшифровывать схемы предшествует объяснение материала, чтение соответствующих параграфов учебника, обязательное чтение текста. Также работая со схемами, не забываю, что главное – текст, а схема (таблица) – помощник в исследовании проблемы.
Схемы можно использовать на любом этапе урока (активизация знаний или введение нового материала, закрепление или контроль полученных знаний) и они являются самым оптимальным средством для развития произносительной, лексической и грамматической сторон речи.
Использование опорных схем и таблиц хорошо применять при изучении страноведческого материала. Информация страноведческого характера широко используется уроках английского языка. Она служит отличным материалом для реализации межпредметных связей. При построении сообщения страноведческого характера можно эффективно сочетать усвоение познавательных сведений с успешной активизацией лексико-грамматических навыков. Приложение № 4.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее схемы. Схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам.
Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений, которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной материал.
Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
Подкрепите примерами каждое положение схемы.
Попытайтесь с помощью схемы рассказать содержание темы.
Какие сведения являются главными? Как они отражены в схеме?
Схема на уроке может:
- подготовить восприятие;
- являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления старого.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.
Использование данной технологии при изучении английского языка, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемый материал.
Использование опорных схем и таблиц на уроках в помогает детям освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, помогает в запоминании учебного материала, развивает логическое мышление, помогает в приобретении умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, логично излагая свою мысль.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное; правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме - опоре. Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных предметах.
Основной тенденцией использования схем и таблиц при формировании грамматических навыков английского языка является изучение с их помощью грамматических времен и форм. Приложение №5.
Примерные виды упражнений для работы с текстами и схемами:
составление предложений по условно обозначающимся схемам – символам;
объяснений значение выделенных слов;
нахождение и исправление ошибок в соответствии с правилом;
построение вопросов (например, с модальным глаголом can);
отработка грамматических форм;
исправить ложные утверждения;
дополнить предложения словами;
определить на слух слова, которые относятся к данной теме, к данной части речи;
сгруппировать лексические единицы по указанному признаку;
расширить предложения по образцу;
раскрыть скобки, выбрать правильную временную форму слова;
дополнить схему своими примерами.
Использование схем-опор при изучении английского языка даёт определённые результаты. Учащиеся:
овладевают новым способом деятельности;
успешно воспринимают образно теоретический материал;
запоминают учебный материал без проблем;
повышают учебные достижения.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода составления опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться и является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС.
Заключение
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Опорные схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Практика показывает, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.
Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Поэтому я считаю, что технология использования опорных схем и таблиц на уроках английского языка является очень актуальной и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС основного общего образования.
Список используемых источников
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1999-с.278.
Бобылева Л.И. Письменная речь в системе образования и воспитания учащихся в школах Англии. Дисс.канд. пед. наук.- Минск, 1981.-186 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 72с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004-с.172-173.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2011.
Кузьмина Л.Г. Критерии оценки уровня сформированности умений письменной иноязычной речи//Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного языков в России. М, «Еврошкола», Часть 2, 1999 - С.56-58.
Максименко Н.Л. О системе упражнений по развитию умений монологической речи студентов на начальном этапе изучения английского языка / Н.Л. Максименко // Иностранные языки в школе.-2008.-№6.-с.86-91.
Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе, 2010. - № 4. - С.134
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988-с.324
Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке. - М.: Просвещение. -1980 - С. 135.
Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне
Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка./Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2007. – 253с.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.
Конспекты Ю.С. Меженко
Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1970. – С. 347-348.
16