Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»
Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»
Математика в начальной школе справедливо считается одним из базовых учебных предметов. На данной ступени школьники усваивают ключевые математические понятия, учатся считать, упражняются в письме и речи, играют в познавательные и занимательные дидактические игры. Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальность поиска путей развития познавательных процессов у детей. Если школьники осознанно стремятся получать знания, то это благотворно скажется на их мышлении, логике, воображении и способности переносить теоретические знания на практику.
Один из ведущих мотивов обучения математике считается познавательный интерес. Пробуждая интеллектуальную деятельность, он направляет её на решение комплекса учебных задач. Познавательный интерес формируется благодаря разным инструментам обучения, при этом основным средством является занимательность математического материала. Его можно сделать основным элементом занятия, на котором будет формироваться база математических знаний, либо переместить в конец урока для поддержания общего интереса, поскольку ближе к перемене умственная активность у детей заметно снижается.
Через активность проявляется определённый ориентир развития личности ребёнка, и задача учителя математической дисциплины заключается в том, чтобы направить стремление школьника на решение учебных задач. Нельзя исключать и того, что в ходе учебного процесса активность познавательного интереса к математике будет одинаковой. Важно следить за тем, чтобы внимание учителя и ученика было единообразным. Так, если педагог сосредоточивает внимание младших школьников на фактических примерах для применения правила, а ребёнок сосредоточен на самом правиле (при этом не понимая, как его самостоятельно разъяснить примерами), то добиться усвоения материала крайне сложно. Активность младшего школьника обусловлена тем, насколько хорошо он понимает учебные задачи. К данному фактору можно добавить личные способности ребёнка к усвоению математического материала, умение следовать требованиям педагога.
Нельзя прочно и осознанно усвоить новые знания по математике без активной интеллектуальной работы. В ходе обучения в начальной школе значительную роль играет уровень развития внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и наблюдательности. Если регулярно развивать познавательные процессы, то раздвинутся рамки способностей младших школьников. Исходя из этого, педагогу необходимо чаще использовать на уроках задания логически-поисковой направленности. Они не только усилят познавательный интерес, но и научат наблюдать, сравнивать и обобщать, выявлять закономерности и делать выводы. К занятиям подобного типа можно отнести:
игровой урок;
урок-путешествие;
урок-сказку;
урок-викторину;
урок-КВН.
На занятиях по математике в начальной школе рекомендуется использовать такие эффективные средства развития, как:
дидактические игры;
логические задачки;
математические кроссворды;
задачи-шутки;
математические ребусы и анаграммы;
комбинаторные задачи;
магические квадраты;
геометрические задачки;
задания повышенной трудности.
Часть этих инструментов можно использовать на уроке, а некоторые – выносить на внеклассные или домашние занятия. Содержательные и логические упражнения тренируют устойчивость внимания и его объём, развивают навык многозадачности.
Почему математические задания на поиск ответов являются одними из наиболее эффективных? Всё просто: игровая форма ставит ребёнка перед ситуацией поиска, рождает веру в себя и формирует интерес к победе. К тому же, поисковые математические игры развивают ответственность, воспитывают сплочённость, тренируют волю и характер, приучают к дисциплине. Практика проведения подобных уроков показывает, что у одних учеников пробуждается активный познавательный интерес, а у других он успешно закрепляется.
Познавательный математический материал расширяет кругозор ребёнка, делает обучение увлекательным и продуктивным. Однако следует помнить, что интерес к математике необходимо регулярно подкреплять эффективными задачками и упражнениями, которые помогут ребёнку не только полюбить школьный предмет, но и осознать личный рост и воспитать в себе чувство собственного достоинства.
Как известно, познавательный интерес заключается в стремлении к познанию. Укрепляясь, он закладывает базу для позитивного настроя на обучение. Чтобы начальное математическое образование было освоено в полной мере, необходимо научить ребёнка мыслить. Чтобы пробудить и закрепить познавательный интерес, нужно выполнить следующие условия:
представить вниманию учащихся неизвестный учебный материал, который поразит воображение и заставит удивиться (тем самым познание активизируется);
дать школьникам проблемную учебную задачу или вопрос, который подразумевает противоречие;
направить работу детей в творческое русло (работа воображения, углублённый мыслительный процесс);
занимательность учебного и игрового материала на уроках математики.
Формирование познавательного интереса у младших школьников лучше всего проходит в игровой форме. Здесь на помощь учителю приходят различные дидактические игры и увлекательные задания, помогающие развить внимание, восприятие, воображение, мышление и память. Одной из самых увлекательных и эффективных дидактических занятий являются игры с элементами поисковой деятельности, среди которых выделяют:
игры-путешествия;
игры-поручения;
игры-загадки;
игры-беседы;
игры на предположения;
наглядные игры.