Методическая разработка «Размышление о необходимости домашнего задания»

9
1
Материал опубликован 19 May 2019 в группе

РАЗМЫШЛЕНИЕ

УЧИТЕЛЯ О

НЕОБХОДИМОСТИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ…

 

 

Уже лет сто работаю учителем.

В обыкновенной сельской школе, каких тысячи на обширных территориях нашей родины.люблю свою работу. Ведь у меня очень интересные предметы: русский язык и литература.нет я, конечно, не хочу обидеть коллег , учителей других предметов,но русский язык и литературы-это особые предметы, вернее, даже не предметы , а образ жизни. Я так и говорю своим ученикам: « русский и литература- это не предметы, это образ жизни». И они соглашаются.

И сегодня я хочу поговорить о очень важной структуре урока- домашнем задании.ну, во-первых,проблема домашнего задания волнует и учеников, и учителей, и родителей. Во-вторых, домашнее задание - старая проблема, требующая нового решения. И вот тут оказывается, что однозначного решения нет.одни считают, что без домашнего задания невозможно выполнение учебного плана, другие-домашнее задание - чистейший формализм,так как цели урока должны быть достигнуты на самом уроке и не следует задавать то , что отработано на уроке.каждое высказывание основано на педагогическом опыте и имеет право быть.но тогда получается, что хороший урок делает излишним домашнее задание?

Давайте порассуждаем, коллеги! Конечно,конечно с научной точки зрения.

И хочу я начать с самого начала: какие сейчас дети сидят перед нами, учителями. Сколько поколений нас разделяет. Как соотносятся наши интересы в вопросе образования и воспитания. А если будет найдена точка соприкосновения, то многие вопросы сами собой отпадут, потому что решение будет выработано совместно.

И начну я , пожалуй, с теории « поколений», которую вывели американские ученые -демографы нейл хоув и вильям штраус в 1991году.адаптацию теории поколений для россии в 2003-2004 году выполнила команда под руководством евгении шамис.

Что такое « поколение»? Поколение- это группа людей, рожденных в определенный возрастной период,испытавших или испытывающих влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями.мы этих ценностей не замечаем,они действуют незаметно,но во многом определяют наше поведение.ценности формируются в детстве до 12 лет. Ну вот так, как-то коротенько.
Значит, сегодня в большинстве случаев мои сегодняшние ученики- это поколение z.

Это дети, относящиеся к цифровому поколению-они другие.на сегодняшний день ситуация такова, что четких доказательств положительного или отрицательного влияния интернета на подрастающее поколения нет.помните, высказывание древних философов: « я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возмет в свои руки бразды правления.ибо эта молодежь невыносима,невыдержанна , просто ужасна».это гесиод,720 год до н.э. ,проверить трудно, кто из нас жил тогда, поэтому возьмем на веру.ну а этого -то поэта стыдно не знать и не цитировать: « печально я гляжу на наше поколенье ! Его грядущее –иль пусто, иль темно…»сколько ему самому-то было ?

 и все-таки, давайте поближе узнаем наших сегодняшних учеников.мы ведь не забыли- перед нами стоит нерешенная проблема: что будем делать с домашним заданием,которое сегодняшние да и любые ученики не очень любят выполнять?я это серьезно, ведь прежде,чем написать данную статья, я эксперементировала, раздавала анкеты, обрабатывала и отрабатывала их , и у меня сложилась стройная система, как без взаимных обид полюбить домашнюю работу. Что-то типа этой анкеты.

 

Анкета для учащихся «Домашнее задание».

 

Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания?

Как долго ты выполняешь домашние задания?

Какие предметы ты готовишь с трудом?

С какими предметами ты легко справляешься?

С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно ?

Какие предметы ты готовишь с неохотой ?

Кто помогает тебе готовить уроки дома?

В чем заключается эта помощь?

На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

С каким настроением ты выполняешь домашние задания?

Какие предметы вызывают затруднения?

Какие домашние задания тебе нравятся? Почему?

Как часто выполняешь дополнительные задания по предмету? По какому чаще всего?

Как часто выполняешь творческие задания по предмету? По какому чаще всего?

Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?

Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

Кто помогает тебе в выполнении домашнего задания? а) Мама, папа, бабушка, дедушка. б)Друг, одноклассник. в) никто.

Домашние задания по какому предмету для тебя самые трудные? Почему?

Домашние задания по какому предмету для тебя самые легкие? Почему?

Итак наши «зетики» более зависимы от цифровых технологий(сыграем на этом).они нетерпеливы и ссоредоточены в основном на кроткосрочных целях. При этом они менее амбициозны , чем дети предыдуших поколений. Z не сколонны становиться частью определенных групп-они настаивают на собственном праве принимать решения. Ну вот они какие-то такие.

Что мы делаем на уроке ? Конечно, учимся.но я всегда говорю детям, что весь блок материала (где-то 90%) должен быть освоен и усвоен на уроке и лишь 10%-на дом. Конечно,домашнее задание-неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, поэтому лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся можно достигнуть образовательную и воспитательную цели. Ну вы же прекрасно понимаете, уважаемые коллеги, что весь материал на уроке должен быть отработан на 100%. Дай-проверь- закрепи-отработай! Вот девиз учителя. А когда тема понята, учитель это , несомненно, видит и чувствует-дифферинцируй домашнюю работу, учитывай интересы детей: кто по учебнику- 10% от урока( упражнение), кто в опорных конспектах( приведи пример, сделай мини-исследование),кто-презентацию-два слайда( материал урока + плюс примеры для закрепления), кто -то выбирает тесты в онлайн-школе( у меня все ученики зарегистрированы).а вот по литературе, надо многое успеть на уроке , еще больше, чем на русском языке: биография-анализ произведения(либо другие структуры анализа)-и больше читать сам художественный текст: учитель-ученик-аудиоисполнение,желательно качественное! И тогда как у гете, помните:

 

Стихи подобны разноцветным стеклам

Церковных окон. Заглянув снаружи,

Мы ничего там не увидим толком.

«Сплошная муть, а может быть, и хуже!»

Так скажет обыватель. Он сердит,

Когда он ничего не разглядит!

И пусть его.

А вы — вступайте смело

В священные поэзии пределы!

Как хорошо! Как ясно и светло

Сияет многоцветное стекло!

Да, новый свет откроется для вас.

Все возвышает дух, пленяет глаз,

И ежели в вас есть душа —

То вам

Он по душе придется, этот храм!

 

Так вот я вернусь, пожалуй, к началу нашего с вами разговора и разберу на примере, какое же неожиданное и интересное домашнее задание можно дать обучающимся , ну например при повторении темы « самостоятельные части речи», кстати и пятый, и шестой класс подойдет.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

 

Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 317с.

Предметная область: русский язык

Класс: 5

Тип урока: ПОВТОРЕНИЕ

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи».

Цель: создать условия для формирования представления о самостоятельных частях речи .

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);

формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

 

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

освоение знаний по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

Оборудование урока : ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2 мин.

 

 

- Добрый день, ребята! На столах у вас лежат технические части летательного аппарата, я думаю, что ракеты. Я перепутала цвета, у кого-то из пары учеников должны быть части желтые, у кого-то синие. Если вы желаете составить разноцветную ракету, оставьте все как есть, если желаете в одном цвете, то поменяйтесь с соседом.

Если вы решили этот вопрос,то просто улыбнемся друг другу - и в путь!

 

На выбор.

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование.

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные:

анализ.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли

 

2

Актуализация и пробное учебное действие. 6 мин.

 

Сегодня мы повторяем весь материал из раздела «Морфология».

 

- Что вы знаете о происхождении этого слова?

- Что изучается в этом разделе?

- Какие части речи существуют в нашем языке?

Ответить на вопрос поможет упражнение под*

 

Прочитайте текст.

Определите его тему и основную мысль.

Разбейте его на два абзаца.

 

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

 

На этот сложный вопрос мы сегодня попробуем дать ответ

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

 

 

 

 

 

Читают текст,

разбивают его на два абзаца,

определяют его тему и основную мысль.

 

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

 

Регулятивные:

целеполагание

 

Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ.

 

Регулятивные: саморегуляция.

 

Коммуникативные:

построение речевого суждения.

 

 

3

Выявление места и причины затруднения. 4 мин.

На доске записано предложение.

 

В космосе на орбите летают корабли и спутники. Ниже в атмосфере космические корабли летать не могут из-за того, что плотные слои атмосферы мешают им и тормозят их движение.

Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.

- Встретились ли в предложении слова, которые не отвечают на вопрос? (Союз а)

- Нам понятно значение этого слова отдельно от предложения?

- Определите его роль в предложении.

 

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Выявляют место и причину затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действия

 

Личностные:

смыслообразование

 

Регулятивные:

планирование

 

Познавательные:

структурирование знаний,

анализ, синтез, сравнение, рассуждение.

 

Коммуникативные:

разрешение конфликта,

умение выражать свои мысли

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 4 мин.

 

- Вспомните, как отличить самостоятельные части речи от служебных?

- Какой алгоритм можно использовать?

Давайте попробуем составить этот алгоритм.

- Какие признаки частей речи мы выделяем?

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы.

 

 

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

самоопределение,

смыслообразование.

 

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

 

Познавательные:

анализ, синтез, выбор эффективных способов решения.

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

разрешение конфликтов,

умение выражать свои мысли.

 

5

Реализация построенного проекта. 8 мин.

 

 

Составляется совместно таблица.

 

Признак

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Значение

имеют, отвечают на вопрос

Не имеют, служат для связи самостоятельных частей речи

Морфологические признаки

имеют

частично

Синтаксическая роль

являются членом предложения

не являются

членом предложения

 

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

 

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция.

 

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование,

структурирование знаний, классификация, подведение под понятие.

 

Коммуникативные:

разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

6

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 5 мин.

 

Из текста выписать слова по группам, объяснить свой выбор:

 

 

Выполняют задание по группам, заполняют таблицу, объясняют свой выбор действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

 

 

 

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

 

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

 

Познавательные:

Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.

 

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин.

 

На доске тест.

Учащиеся должны разделить все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи.

В космосе на орбите летают корабли и спутники. Ниже в атмосфере космические корабли летать не могут из-за того, что плотные слои атмосферы мешают им и тормозят их движение.

Ракета должна преодолеть плотные слои атмосферы и добраться до своей орбиты. Для этого ее необходимо разогнать до огромной скорости – 8 км в секунду. Ракете предстоит довольно длинный путь, а это значит, что нужно очень много топлива. Целые железнодорожные цистерны с топливом.

 

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить.

 

 

 

Далее самопроверка по эталону.

 

Личностные:

нравственно-этическое оценивание.

 

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

 

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение, доказательство.

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

 

8

Включение в систему знаний и повторение. 8 мин.

 

Прочитайте четверостишие.

- Докажите, опираясь на рассуждения ученика (см. упр. 460), что слово белеющих не является прилагательным.

Для доказательства выделите в слове суффикс и сравните две формы этого слова: белеющих – белевший.

- Какой признак вы обнаружили?

- Имеет ли этот признак прилагательное?

 

Упр.462.

Рассмотрите три таблицы и скажите, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся.

Пользуясь таблицами, подготовьте связное сообщение на тему «Части речи в русском языке».

- К каким таблицам вы приведете примеры?

Читают текст, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, готовят связное сообщение

Личностные:

осуществление личностного морального выбора

 

Регулятивные:

коррекция, оценка

 

Познавательные:

построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

 

9

Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

 

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

 

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

 

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

 

Дают ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

 

 

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

 

10

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

Самое интересное:

Дорогие ребята,сегодня я вам задам необычную домашнюю работу: 1 ряд пишет сочинение на тему « старт космической ракеты», используя только глаголы

2 ряд по данной теме использует только существительные

3 ряд по данной теме использует только прилагательные

Ребята, а кто по желанию сделает презентацию « старт ракеты», используя в сообщении все части речи?

Чтобы наши разноцветные ракеты не заскучали, вы, ребята , их склеите и подпишите, что представляет из себя каждая часть ракеты , а потом запустим их в виртуальный космос!

Вспомогательный материал.

 

Цистерны (или ступени) ставят друг на друга, сверху ставят пилотируемый отсек. Именно поэтому ракета такая высокая.

В каждой ступени есть двигатель с топливом. Первая, нижняя, ступень самая большая и мощная, в ней больше всего топлива, так как она начинает разгон всей ракеты.

Каждая следующая ступень меньше предыдущей.

К последней ступени прикрепляется сам корабль, который и нужно отправить на орбиту. Корабль занимает гораздо меньше места, чем ступени.

Ракета стартует на двигателях первой ступени. Когда все топливо этой ступени расходуется, ступень отсоединяется от конструкции и падает на землю. Вес ракеты становится намного меньше.

Начинают работать двигатели второй ступени, затем третьей и т.д. Корабль оказывается на орбите, когда отсоединяется последняя ступень. Таким образом, корабль, как по ступеням лестницы, поднимается в космос. Такую схему работы предложил все тот же Циолковский.

Когда ракета выведена на орбиту, она может летать долго и совсем без топлива. Как будто ракета катится с горы и конца пути не видать.

Первая многоступенчатая ракета была создана в Советском Союзе под руководством академика Сергея Павловича Королева. С ее помощью был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли..

Старт ракеты

На космодроме есть и своя техническая площадка, где готовят космические корабли к полету.

Главное здание технической площадки – сборочный завод. Это огромный монтажно-испытательный корпус (МИК). Все составляющие части ракеты доставляются к заводу по железной дороге. В МИКе сначала тщательно проверяют, а затем собирают все части ракеты. После сборки проверяется исправность ракеты целиком. И только после этой проверки ракета выезжает из МИКа.

Тепловоз везет ее к стартовой площадке с высокими ажурными фермами.

Со стартовой площадки ракета уходит в полет. Размер стартовой площадки примерно такой, как размер Красной площади в Москве. В центре площадки находится огромная дыра (шахта), в которую опускают хвост ракеты перед стартом. Под хвостом тянется бетонный газоотводный канал. После запуска двигателей по каналу побежит море горячего дыма и огня.

Когда устанавливают ракету на стартовую площадку – хвост опускают в шахту, и сразу же гигантские металлические фермы зажимают ракету со всех сторон. Потом к четырем основным фермам присоединяются и другие. На одной из ферм есть лифт, на котором человек может подняться до самой вершины ракеты и еще раз осмотреть и проверить все перед стартом.

Ракета установлена, ее крепко удерживают металлические фермы. Теперь настала очередь заправки ракеты топливом. К бакам ракеты подсоединяются толстые шланги, и насосы начинают качать топливо из хранилища.

После заправки к ракете подъезжает автобус с космонавтами. Космонавты на лифте поднимаются на самый верх ракеты и заходят на корабль.

Далее фермы отходят от ракеты, и она остается одна на стартовой площадке. Проводами ракета соединена с подземным командным пунктом. Его называют бункером.

Ракета не взлетит, пока оператор не получит ключ. После команды «Ключ на старт!» оператор поворачивает ключ в замке.

С этого момента вся система начинает работать в автоматическом режиме, оператор только внимательно следит за исполнением команд.

После команды «Зажигание» мощные насосы начинают качать топливо из баков ракеты в камеры сгорания.

Происходит вспышка, и от электрической искры воспламеняется топливо. Через сопла двигателей вырывается наружу мощнейший поток пламени.

Нарастает шум. Ракета в огне и дыме стоит в ожидании последней команды.

И вот звучит долгожданная команда «Старт», и как из вулкана медленно взлетает ракета ввысь для разгона.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А ведь и правда - очень интересный вопрос)

20 May 2019

Похожие публикации