Методическая разработка урока обществознания в 11 классе по теме «Гражданин Российской Федерации»
Методическая разработка урока по теме: «Гражданин РФ»
Цель занятия:
изучить основные пути приобретения российского гражданства и охарактеризовать права гражданина
Задачи занятия:
охарактеризовать понятие гражданство; сравнивать пути приобретения гражданства; формирование умений работать с нормативными документами
Планируемые результаты
Личностные
осознание своей гражданской идентичности, важности реализации своих прав и исполнения своих обязанностей
Предметные
определять виды прав гражданина; характеризовать основные пути приобретения гражданства
Познавательные
анализировать события социальной жизни, социальную информацию: продолжить формирование умений работать с информацией, направленной на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ
Регулятивные
составлять план действий; владеть навыками самоконтроля» определять качество усвоения знаний
Коммуникативные
вступать в диалог; осуществлять сотрудничество с другими людьми
Образовательные ресурсы
Обществознание: учебник для учащихся 11 класса под ред. Л.Н. Боголюбова – М: Просвещение, 2014, дополнительный материал (задания ЕГЭ, выдержки из Конституции РФ).
Технологическая карта занятия
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формируемые способы деятельности |
Стадия вызова |
Осуществляет организацию класса, предлагает для обсуждения высказывания Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло. Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством. При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется. Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. |
Участвуют в обсуждении высказываний, формулируют тему урока, задачи урока. 2. Пути приобретения гражданства 3. Права гражданина |
Индивидуальная работа |
Стадия осмысления (изучение нового материала) |
Понятие гражданство. Предлагает для записи в тетради определение понятия гражданство. Гражданство находит своё закрепление в Конституции РФ. Предлагает для самостоятельного изучения сравнить понятия гражданство и подданство. Объясняют пути приобретения гражданства 1.Оба родителя или один из родителей является гражданином РФ (право крови) 2.Один из родителей имеет гражданство РФ, а другой признан лицом без гражданства 3. Один из родителей гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин 4. По праву почвы (земли) (Jus soli) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. 5. Натурализация (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию. Предлагает для ознакомления варианты приобретения гражданства: упрощенная процедура и общая процедура. Требования приобретения гражданства по общей процедуре: 1.Совершеннолетие и дееспособность 2. Проживание на территории РФ не менее 5 лет 3.Знание русского языка 4. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ 5. Наличие законного источника средств к существованию Для определения уровня знаний обучающихся по изученной теме учитель предлагает для решения задания по теме «Гражданство». Организует обсуждение итогов работы и предлагает ответить в форме да или нет на ряд вопросов: 2. Гражданин РФ не может быть выслан за её пределы или выдан другому государству 3. Лица, ранее имевшие гражданство РФ, но по каким- либо причинам его утратившие, имеют право восстановиться в нем 4. Российские граждане, проживающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ Права гражданина |
Фиксируют определение понятия гражданство. Работая с текстом учебника Фиксируют пути приобретения гражданства Изучают варианты приобретения гражданства по упрощенной схеме, работая с текстом учебника Фиксируют основные требования приобретения гражданства. С опорой на текст учебника обсуждают пути приобретения гражданства: оптация, усыновление, термин апатрид. Выполняют задания, разработанные в системе подготовки к ЕГЭ Обсуждение вопросов Разбиваются на мини группы и заполняют таблицу Гражданские права Экономические права Социальные права Подводят итоги своего выступления |
Индивидуальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Работа в парах Индивидуальная работа Индивидуальная работа Групповая работа |
Стадия рефлексии |
Организует обсуждение |
Участвуют в обсуждении |
Приложение №1
1. Рафик Мисаилов приехал в Москву из Азербайджана учиться в юридической академии. Проучившись 5 лет в вузе и получив диплом юриста, он обратился в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением и приеме в гражданство. Русским языком он к этому времени владел достаточно хорошо. Он был очень удивлен, когда получил отказ. Законно ли ему было отказано в приеме в гражданство?
(отсутствуют сведения об источнике средств к существованию)
2. В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик?
(Гражданином РФ, по принципу почвы, так как родился на её территории (найден на её территории).
3. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве?
(имеет право, так как ранее являлась гражданкой РФ).
4.Приехавший из Франции господин Д был принят в гражданство РФ по упрощённой процедуре, поскольку он являлся выдающимся деятелем культуры. Какие иные лица могут быть приняты в гражданство по упрощённой процедуре:
1. Лица, имеющие законный источник средств к существованию
2. Лица, состоящее в браке с гражданами РФ
3. Лица, которым предоставляется политические убежище на территории РФ
4. Лица, отказавшиеся от гражданства иностранного государства
5. Лица, имеющие хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ
6. Лица, владеющие русским языком
5. Установите соответствие между условиями и формами приема в гражданство РФ:
А) состоящие в браке с гражданами РФ
Б) проживающие на территории РФ в течение 5 лет непрерывно
В) имеющие законный источник средств к существованию
Г) признанные в установленном порядке беженцами
Д) родившиеся на территории РСФСР и имеющие гражданство бывшего СССР
1. Общая процедура
2. Упрощенная процедура
6. Установите соответствие между условиями и формами приёма в гражданство:
А) владеющие русским языком
Б) получающие политическое убежище на территории РФ
В) имеющие хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ
Г) взявшие обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство
Д) являющиеся высококвалифицированными специалистами
1. Общая процедура 2. Упрощённая процедура
7. Дееспособный совершеннолетний гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории РФ, решил вступить в российское гражданство. Какие требования предъявляются к желающим вступить в российское гражданство в общем порядке:
1. Наличие собственности на территории РФ
2. Наличие законного источника средств к существованию
3. Наличие высшего профессионального образования
4. Зарегистрированный на территории РФ брак
5. Владение русским языком
6. Обязательство соблюдать Конституцию
8. Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Н, обратился в полномочный орган государства Н с заявлением о вступлении в гражданство, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке:
1. Наличие среднего общего образования
2. Владение русским языком
3. Наличие родственников в РФ
4. Наличие собственности в РФ
5. Наличие законного источника средств к существованию
6. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы
9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Гражданство – устойчивая правовая связь индивида с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Б) В каждом государстве приобретение гражданства требует соблюдения определённой процедуры. (В) Процедура – установленный порядок ведения, рассмотрения каких-либо дел. (Г) Сложность и длительность процедуры приобретения гражданства любой из наиболее развитых стран во многом оправдана. (Д) Вполне справедливо, что люди, стремящиеся стать гражданами этих стран, должны знать государственный язык, быть
законопослушными, иметь законный источник доходов.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Ответы: (4 – 235; 5 – 21122; 6 – 12212; 7 – 256; 8 – 256; 9 – 31322)