12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрюшкевич Юлия Васильевна801
учитель истории и обществознания МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Россия, Новосибирская обл.

Методическая разработка урока по теме: «Гражданин РФ»
Цель занятия:

изучить основные пути приобретения российского гражданства и охарактеризовать права гражданина

Задачи занятия:
охарактеризовать понятие гражданство; сравнивать пути приобретения гражданства; формирование умений работать с нормативными документами

Планируемые результаты
Личностные

осознание своей гражданской идентичности, важности реализации своих прав и исполнения своих обязанностей
Предметные
определять виды прав гражданина; характеризовать основные пути приобретения гражданства
Познавательные
анализировать события социальной жизни, социальную информацию: продолжить формирование умений работать с информацией, направленной на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ
Регулятивные
составлять план действий; владеть навыками самоконтроля» определять качество усвоения знаний
Коммуникативные
вступать в диалог; осуществлять сотрудничество с другими людьми
Образовательные ресурсы
Обществознание: учебник для учащихся 11 класса под ред. Л.Н. Боголюбова – М: Просвещение, 2014, дополнительный материал (задания ЕГЭ, выдержки из Конституции РФ).


 


 


 


 


 


 


 

Технологическая карта занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Осуществляет организацию класса, предлагает для обсуждения высказывания
 

Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло.
Жан Жак Руссо

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.
Аристотель

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.
Аристотель

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.
Виссарион Григорьевич Белинский

Участвуют в обсуждении высказываний, формулируют тему урока, задачи урока.
План занятия:
1. Понятие гражданство

2. Пути приобретения гражданства

3. Права гражданина

Индивидуальная работа

Стадия осмысления (изучение нового материала)

Понятие гражданство.

Предлагает для записи в тетради определение понятия гражданство.
Гражданство - это устойчивая правовая связь гражданина и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство находит своё закрепление в Конституции РФ.
 

Предлагает для самостоятельного изучения сравнить понятия гражданство и подданство.

Объясняют пути приобретения гражданства

1.Оба родителя или один из родителей является гражданином РФ (право крови)

2.Один из родителей имеет гражданство РФ, а другой признан лицом без гражданства

3. Один из родителей гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин

4. По праву почвы (земли) (Jus soli) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. 

5. Натурализация (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию.

Предлагает для ознакомления варианты приобретения гражданства: упрощенная процедура и общая процедура.

Требования приобретения гражданства по общей процедуре:

1.Совершеннолетие и дееспособность

2. Проживание на территории РФ не менее 5 лет

3.Знание русского языка

4. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ

5. Наличие законного источника средств к существованию

Для определения уровня знаний обучающихся по изученной теме учитель предлагает для решения задания по теме «Гражданство».

Организует обсуждение итогов работы и предлагает ответить в форме да или нет на ряд вопросов:
1. Гражданство является равным независимо от оснований его приобретения
(да)

2. Гражданин РФ не может быть выслан за её пределы или выдан другому государству

3. Лица, ранее имевшие гражданство РФ, но по каким- либо причинам его утратившие, имеют право восстановиться в нем
(да)

4. Российские граждане, проживающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ

Права гражданина
Учитель предлагает классу разбиться на мини группы и составить таблицу «Права человека»

Фиксируют определение понятия гражданство.

Работая с текстом учебника

Фиксируют пути приобретения гражданства

Изучают варианты приобретения гражданства по упрощенной схеме, работая с текстом учебника

Фиксируют основные требования приобретения гражданства.

С опорой на текст учебника обсуждают пути приобретения гражданства: оптация, усыновление, термин апатрид.

Выполняют задания, разработанные в системе подготовки к ЕГЭ
(Приложение №1)

Обсуждение вопросов

Разбиваются на мини группы и заполняют таблицу
«Права человека»

Гражданские права
1. Право на жизнь
2. Право на защиту чести и достоинства
3. Право на свободу и личную неприкосновенность
4. Право на неприкосновенности жилища
5. Право на свободу передвижения и места жительства
Политические права
1. Право на участие в управлении делами государства
2. Право на объединения, свобода союзов, партий
3. Право на собрание, митинги, демонстрации
4. Право избирать и быть избранными

Экономические права
1. Право на частную собственность
2.Свобода предпринимательской деятельности
3. Право на свободный труд

Социальные права
1. Право на отдых
2. Право на социальное обеспечение
3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
4. Право на благоприятную окружающую среду
Культурные права
1. Свобода творчества
2. Право на участие в культурной жизни
3. Право на доступ к культурным ценностям

Подводят итоги своего выступления

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Работа в парах

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Групповая работа

Стадия рефлексии

Организует обсуждение

Участвуют в обсуждении

 


 

Приложение №1
1.
Рафик Мисаилов приехал в Москву из Азербайджана учиться в юридической академии. Проучившись 5 лет в вузе и получив диплом юриста, он обратился в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением и приеме в гражданство. Русским языком он к этому времени владел достаточно хорошо. Он был очень удивлен, когда получил отказ. Законно ли ему было отказано в приеме в гражданство?
(отсутствуют сведения об источнике средств к существованию)

2. В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик?
(Гражданином РФ, по принципу почвы, так как родился на её территории (найден на её территории).

3. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве?
(имеет право, так как ранее являлась гражданкой РФ).

4.Приехавший из Франции господин Д был принят в гражданство РФ по упрощённой процедуре, поскольку он являлся выдающимся деятелем культуры. Какие иные лица могут быть приняты в гражданство по упрощённой процедуре:
1. Лица, имеющие законный источник средств к существованию
2. Лица, состоящее в браке с гражданами РФ
3. Лица, которым предоставляется политические убежище на территории РФ
4. Лица, отказавшиеся от гражданства иностранного государства
5. Лица, имеющие хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ
6. Лица, владеющие русским языком

5. Установите соответствие между условиями и формами приема в гражданство РФ:
А) состоящие в браке с гражданами РФ
Б) проживающие на территории РФ в течение 5 лет непрерывно
В) имеющие законный источник средств к существованию
Г) признанные в установленном порядке беженцами
Д) родившиеся на территории РСФСР и имеющие гражданство бывшего СССР
1. Общая процедура
2. Упрощенная процедура

6. Установите соответствие между условиями и формами приёма в гражданство:
А) владеющие русским языком
Б) получающие политическое убежище на территории РФ
В) имеющие хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ
Г) взявшие обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство
Д) являющиеся высококвалифицированными специалистами
1. Общая процедура 2. Упрощённая процедура

7. Дееспособный совершеннолетний гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории РФ, решил вступить в российское гражданство. Какие требования предъявляются к желающим вступить в российское гражданство в общем порядке:
1. Наличие собственности на территории РФ
2. Наличие законного источника средств к существованию
3. Наличие высшего профессионального образования
4. Зарегистрированный на территории РФ брак
5. Владение русским языком
6. Обязательство соблюдать Конституцию

8. Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Н, обратился в полномочный орган государства Н с заявлением о вступлении в гражданство, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке:
1. Наличие среднего общего образования
2. Владение русским языком
3. Наличие родственников в РФ
4. Наличие собственности в РФ
5. Наличие законного источника средств к существованию
6. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы

9. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

 (А) Граж­дан­ство – устой­чи­вая пра­во­вая связь ин­ди­ви­да с государством, вы­ра­жа­ю­ща­я­ся в со­во­куп­но­сти их вза­им­ных прав и обязанностей. (Б) В каж­дом го­су­дар­стве при­об­ре­те­ние граж­дан­ства тре­бу­ет со­блю­де­ния определённой процедуры. (В) Про­це­ду­ра – уста­нов­лен­ный по­ря­док ведения, рас­смот­ре­ния каких-либо дел. (Г) Слож­ность и дли­тель­ность про­це­ду­ры при­об­ре­те­ния граж­дан­ства любой из наи­бо­лее раз­ви­тых стран во мно­гом оправдана. (Д) Впол­не справедливо, что люди, стре­мя­щи­е­ся стать граж­да­на­ми этих стран, долж­ны знать го­су­дар­ствен­ный язык, быть

законопослушными, иметь за­кон­ный ис­точ­ник доходов.

  Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суждений

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утверждений

Ответы: (4 – 235; 5 – 21122; 6 – 12212; 7 – 256; 8 – 256; 9 – 31322)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.