Методическая разработка. Особенности проведения воспитательно-развивающих мероприятий с использованием технологии «Дебаты»

1
0
Материал опубликован 15 November 2021

Методическая разработка

Особенности проведения воспитательно-развивающих мероприятий

с использованием технологии «Дебаты»

Ляшенко Валентина Владимировна, учитель географии ВКК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Воронежская область, г. Воронеж


Тезисы: Данная разработка - результат педагогического исследования применения технологии дебатов на уроках и во внеурочной деятельности на протяжении десяти лет работы. Проведен анализ ролей каждого спикера, судейской коллегии, также показаны критерии принятия обоснованных решений о победе той или иной команды. Рассматриваются особенности проведения школьного турнира игры «Дебаты», значение технологии для развития и самореализации обучающихся. Приводятся примеры тем с применением географических знаний.


Проблема. В век Интернета и дистанционного контактирования многие молодые люди, активно и интеллектуально общаясь в разнообразных заочных группах, нередко «теряются» и не знают, как правильно выражать свои мысли и взгляды  при личным контакте с ровесниками и людьми старшего поколения. Современному подростку крайне важно владеть навыками свободного обмена собственным мнением по интересующим его проблемам, умением аргументированно, веско, культурно и цивилизованно отстаивать свою позицию. В этом помогает системно-деятельный подход, который основан на личностно-ориентированных развивающих технологиях обучения. Прием «Дебаты» является одним из примеров применения данного подхода в современной образовательной среде.

Цель: помочь обучить старшеклассников правильному и грамотному ведению дискуссии, умению аргументированно и толерантно доказывать свою точку зрения по возникающим проблемам. Раскрыть опыт проведения и подготовки турнира дебатов в школе.

Потенциальные пользователи: Учителя-предметники старших классов, педагоги дополнительного образования, обучающиеся среднего и старшего звена, а также студенты и преподаватели высших учебных заведений.


Введение.

Когда вы дебатировали в последний раз?

Это было сегодня? Вчера? Возможно, даже на прошлой неделе?

Если вы ответили «никогда в жизни», то вы ошибаетесь. Каждый из нас вел дебаты и почти все делали это совсем недавно. Дебаты происходят вокруг нас: по телевидению, на работе, даже в наших собственных домах. В обществе мы дебатируем практически обо всем: начиная с налоговой реформы и заканчивая стрижкой домашнего питомца. Дебаты повсюду и каждый в состоянии в них участвовать.

Более того, дебаты - это весело! Они дают нам возможность познакомиться с новыми людьми и узнать новые мнения. Интересно также то, что вы сможете отстаивать свое мнение и спорить с кем-то на публике. При этом спор будет хорошо организован и затронет реальные проблемы.

Методическая разработка предназначена для того, чтобы сделать процесс дебатов настолько простым, насколько это возможно. Многие люди считают, что процесс дебатирования становится более сложным и абстрактным по мере развития дебатера. Так быть не должно. Наоборот, даже если темы становятся более абстрактными и специальными, сами дебаты должны становиться проще. Задача заключается в том, чтобы сделать сложное доступным и легким для восприятия.

Научить школьника дебатировать – это одна сторона вопроса. Чтобы ученикам было интересно – необходимо включить элемент соревнования. Лучше, если это будет соревнование между классами. Провести турнир в школе – значит провести интеллектуальное соревнование между учениками разных классов, что иногда совсем не просто организовать и осуществить на практике. Хочется надеяться, что данные методические рекомендации многим в этом помогут.


  1. Дебаты как инновационная образовательная технология

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Дебаты»?

Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…

Для современных школьников дебаты представляют интересную программу и познавательную и интеллектуальную игру, в которую можно играть в семье, в классе и на турнирах и чемпионатах разного уровня.

Причем, в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, «Дебаты» не только способствуют большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и дают равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, признавать право на существование других взглядов, выступать на публике.

image-20211115004013-1.png

Таким образом, дебаты представляют собой современную инновационную образовательную технологию, основным направлением которой является подготовка человека к адекватному восприятию мира и жизни в нем; на развитие обучающегося, на раскрытие его личностного потенциала. Овладев данной технологией, обучающиеся в полном объеме реализуют также личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы в соответствие с требованиями ФГОС.

Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:

1) проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает возможность управления ходом дискуссии и более адекватного оценивания работы участников;

2) предоставляют участникам возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) развивают навыки критического мышления, (навыки формулирования проблемы, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей);

4) развивают исследовательские и организационные навыки (приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, апеллируя к различным источникам, а форма его выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения);

5) высвечивают проблему с различных точек зрения и ориентируют на поиск возможных путей ее решения.

В отличие от других средств обучения, дебаты требуют мгновенного включения всего комплекса способностей и умений, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы. В ситуации неопределенности нужно действовать сразу и быстро находить эффективные способы решения проблем.

При использовании данной технологии применяются такие методы обучения как творческий, исследовательский, проблемного изложения, поисковый, а также методы воспитания – убеждение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие и самореализация.

Дебаты можно проводить как на уроке – при закреплении ранее изученного материала, так и во внеурочное время.

Исходя из многолетнего опыта работы по данной технологии, рекомендуется проводить турнир «Дебаты» в рамках предметной декады, например, декады истории и географии. Турнир должен состоять из отборочного этапа (игры между командами каждого класса), полуфиналов (игры между командами параллельных классов) и финала (игра между командами-победителями полуфиналов). Желательно, следующую игру проводить через 4-5 дней, чтобы командам дать время на основательную проработку темы. Чем глубже будет проработана тема – тем интереснее пройдет игра!

2. Особенности проведения игры

2.1. Формирование и выбор темы

Дебаты начинаются с темы. Тема - это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов, звучит как утверждение. Темы могут быть разные – от предметных до межпредметных, а также просто интересных подросткам на данном этапе их жизни.

Пример тем для дебатов, связанных с применением знаний по географии:

- Туризм наносит вред обществу;

- Большие размеры территории России тормозят ее экономическое развитие;

- Земле угрожает глобальное потепление;

- Гастарбайтеры нужны России;

- Экономика должна быть экономной;

- В России преобладает американский образ жизни;

- Забота об окружающей среде – роскошь, которую мы больше не можем себе позволить;

- Межнациональные браки – это благо!

- Развивающиеся страны нуждаются в сильной диктатуре и т. д.

У обучающихся также популярны и другие темы, например: «Лучше быть умным, чем добрым», «ЕГЭ необходимо отменить», а на тему «Фастфуд полезен для здоровья» лучше всего начинать проведение игр в 8-х классах.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для учащихся. Исходя из опыта проведения дебатов в школе, при выборе темы мы руководствуемся следующими правилами: на отборочные и полуфинальные игры темы соответствуют объему изучаемого материала по географии, истории и обществознанию, а на финальной игре зачастую тему предлагают сами учащиеся, выбирая наиболее значимые для них в настоящий момент проблемы. Так, например, бурно проходят дебаты на темы: «Для женщины главное - семья»; «Подростки 21 века – потерянное поколение» (тему предложили сами учащиеся!); «Высшее образование должно быть платным!»; «Служба в армии: год в топку или долг Родине?»

Существенный момент – тема дебатов не должна быть очень сложной.


    1. Этапы организации игры

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Этап подготовки дебатов.

Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

1) Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

2) Определение исходного тезиса дебатов.

3) Подбор, изучение и анализ основной литературы.

4) Распределение ролей.

5) Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов, поддержек. В качестве поддержек могут выступать цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта.

6) Разработка экспертами критериев оценки.

7) Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

На этапе подготовки дебатов особенно велика роль учителя как наставника, помощника, направляющего начала, особенно для команд-новичков, впервые участвующих в турнире, а также для учащихся 8 и 9-х классов, так как они еще не вполне могут проявить глубину и широту суждений по некоторым вопросам общественной жизни. Допускается привлечение в качестве наставников для команд и учащихся 11 класса, прошедших трехлетнюю «школу дебатов» в предыдущих турнирах.

На какой стороне – «Утверждения» или «Отрицания» будет выступать команда – решает жребий. Поэтому при выборе темы для следующей игры учащиеся должны быть готовы к отстаиванию каждой позиции.

Трудности, с которыми часто сталкиваются учителя и ученики:

- низкий уровень развития речи учащихся;

- низкий уровень коммуникативной культуры;

- низкая мотивация к самостоятельной деятельности;

- отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения; неумение выделять главное, существенное.

Но тренер команды всегда должен помнить, что любая технология – это всего лишь средство достичь более высоких целей, ради которых эта технология и была разработана. Всё преодолимо! Нужно только набраться терпения, увлечь ребят, иногда бывает достаточным поприсутствовать на интересной игре более опытной команды или сыграть самим в первый раз.

Этап проведения дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление.

В основу игры положена имитация классических парламентских прений. Существуют две стороны, условно называемые правительство и оппозиция (утверждение и отрицание). Правительство предлагает некий законопроект. Цель оппозиции – доказать судьям и парламенту, что данный законопроект не может быть принят. В качестве парламента выступают все собравшиеся слушатели (зрители), а в качестве судей учителя – именно они выносят окончательное решение.

Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия. Необходимо помнить о корректном поведении спикеров. Это связано в первую очередь с тем, что участникам предписано избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности. Это значит, что для аргументации своей точки зрения участник должен владеть различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации, нередко и отличным чувством юмора. Таким образом, дебаты представляются эффективным средством формирования личностно значимой позиции современных школьников.

Этап обсуждения игры. Судейство

Не победить, а убедить – вот, что достойно славы»  (В.Гюго)

Судейство в дебатах осуществляется нечетным количеством судей. Игра не может закончиться вничью (за исключением случаев предварительной договоренности организаторов турнира): судья должен вынести решение в пользу одной из команд.

Решение судьи является окончательным, команды не могут апеллировать, как бы им иногда этого не хотелось сделать – ведь судейство нередко субъективно, а порой и судьи принимают решения не всегда единогласно!

Квалифицированное судейство - искусство не проще искусства полемики. Ведь осуществлять судейство, стимулируя дальнейший рост качества игры, развивая познавательную активность ее участников, а главное - обеспечивая объективность оценки непросто.

Очень важно, чтобы судья выступал лишь внимательным слушателем диалога команд, как бы временно "забыв" свои знания по данной теме.

В медицинской терминологии используется термин "обнуляться", т.е. свести свой предыдущий опыт в данной области к нулю. Тем самым он дает равные шансы командам доказать свою правоту. Для команд задача состоит убедить аудиторию, а не дебатировать с хранящим молчание в течение всей игры человеком, которому наверняка известна истина. К сожалению, случается, что судья вольно или невольно включается в игру, мысленно оппонируя тому или иному аргументу, приводя свои собственные "за" и "против", а еще хуже, используют свои убеждения в качестве критерия истины.

При вынесении своего вердикта судья обязательно должен аргументировано объяснить, почему он принял данное решение, почему одна команда была более убедительна, чем вторая!

Решение судьи, комментарии и прочая информация записывается в протокол, который по окончанию игры может быть представлен игрокам по их желанию.

Итог игры предсказать невозможно: иногда, казалось бы, изначально более слабая команда оказывается намного убедительнее опытных соперников. Большую роль здесь играет уверенность спикеров в правильности своей позиции, эмоциональность выступлений, точные вопросы, юмор и находчивость.  

Чтобы судье легче было принять решение, чья команда была более убедительна, необходимо обратить внимание на оценку выступления спикеров.

При судействе оцениваются следующие критерии выступления спикеров:

  1. содержательность выступления: убедительность и весомость аргументов, выдвинутых спикерами команд, содержание аргументов (насколько аргументы подтверждены конкретными фактами), логическая выстроенность аргументов, органичное вытекание одного довода из другого;

2. умение спикера отвечать на вопросы соперников и задавать их.

3. .харизматичность спикера: личностная привлекательность, лидерские качества, умение убеждать и вести за собой, созидательная направленность личности спикера;

4. культура речи спикера: грамотность речи, её богатство, эмоциональность, тональность, невербальная составляющая выступления;

5. активность спикера в игре, включённость спикера в общекомандную игру;


2.3.  Структура игры

Существует несколько форматов проведения дебатов. Для обучающихся лучше всего, на наш взгляд, подходит Всемирный формат школьных дебатов.

В каждом раунде дебатов выступают две команды по 3 спикера каждая. Одна команда обязана утверждать, что тема верна. Эта команда названа «утверждением», (правительством). Другая команда обязана утверждать, что тема неверна – команда «отрицания», (оппозиция). Спикеров называют по их порядковому номеру выступления на стороне команды. Например, «первый спикер утверждения», «второй спикер отрицания» и т.д.

Каждая команда использует два основных типа аргументов в поддержку собственной позиции. Во-первых, есть самостоятельные аргументы. Это 3 подготовленных аргумента в защиту позиции Вашей команды. Во-вторых, есть опровержение – это ваша атака на аргументы оппонентов. Разница между самостоятельными аргументами и опровержением – это разница между тем, почему ваша команда права и тем, почему ваши оппоненты неправы. Каждый из них столь же важен, как и другой, и каждый из них очень необходим для успешного дебатирования.

Роли спикеров:

Первый спикер стороны Утверждения. Этот игрок должен дать определения основных понятий в теме и выдвинуть 2 аргумента в поддержку темы (позиции своей команды).

Первый спикер стороны Отрицания. Этот игрок в своей речи делает опровержение аргументов Первого спикера Утверждения (возможна атака определений) и выдвигает 2 своих аргумента против темы.

Второй спикер стороны Утверждения. Игрок должен атаковать конструктивные аргументы Первого спикера стороны Отрицания, защитить аргументы своей команды, которые были опровергнуты Первым спикером стороны Отрицания и выдвинуть 3-й  аргумент в поддержку темы.

Второй спикер стороны Отрицания. В своей речи игрок атакует новые аргументы Второго и частично Первого спикеров стороны Утверждения. Также игрок должен защитить опровергнутые аргументы Первого спикера стороны Отрицания и выдвинуть 3-й аргумент против темы;

Третий спикер стороны Утверждения. Обязанность игрока - атаковать аргументы Второго и Первого спикера Отрицания. Также он должен защитить опровергнутые аргументы Второго и Первого спикеров стороны Утверждения;

Третий спикер стороны Отрицания.- Этот игрок должен атаковать возражения Третьего спикера стороны Утверждения и защитить аргументы Второго игрока линии Отрицания;

Заключительная речь стороны Отрицания и Утверждения («Последнее слово»). Всемирный формат школьных дебатов предусматривает дополнительную речь от каждой команды, называемой последним словом (reply speech) (иногда говорят «право на ответное слово» ("right of reply"). Эту короткую речь произносит первый или второй спикер каждой из команд, причем в обратном порядке по сравнению с остальными речами в дебатах (то есть сторона отрицания первой начинает эту заключительную речь, после чего выступает сторона Утверждения, которая завершает все дебаты). Задача спикеров, произносящих «последнее слово» заключается в том, чтобы:

1) обозначить одну или более областей столкновения мнения, вокруг которых проходили дебаты (предмет спора);

2) оценить ход проведения дебатов;

3) объяснить причины, по которым своя команда выиграла раунд;

Во время заключительных речей спикерам запрещено приводить новые аргументы! Иногда «последнее слово» называют «речью пристрастного судьи» («biased adjudication») в дебатах, поскольку его стиль и структура похожи на то, как судья объясняет своё решение после раунда, но только с целью убедить публику в том, что своя команда выиграла.


2.4. Регламент выступлений.

Спикеры обеих команд в общей сумме произносят 8 речей. Первые шесть основных речей продолжительностью по 3 минуты, после которых каждая команда завершает дебаты произнесением  минутной заключительной речи. Каждый спикер, кроме первого утверждения, должен опровергать аргументы оппонентов. Первые и вторые спикеры в обеих командах также могут вводить самостоятельные аргументы. Третьи речи используются для опровержения, четвёртые – для подведения итогов.

Регламент рассчитан, исходя из длительности урока. За 45 минут необходимо услышать выступления спикеров, подвести итоги и проанализировать игру. Но, бывает, когда хорошо подготовленные команды просят продлить время выступления до 4-5 минут каждому спикеру. Продолжительность выступлений рекомендуется обговаривать с обеими командами минимум за день до игры.


    1. Информационные запросы, правила работы с информационными запросами.

Во время первых шести речей (но только не в заключительных), члены оппонирующей команды могут попросить разрешения и задать информационные запросы, таким образом, вставив замечание (комментарий, вопрос, реплику), на которое выступающий спикер должен незамедлительно ответить. Спикеры, задающие вопросы должны быть краткими и не превышать 15 секунд.

  1. Информационные запросы могут быть:

- уточняющими (если что-то непонятно в кейсе оппонентов);

- атакующими (атака на аргументы оппонентов);

- проясняющими (например, прояснение текущей ситуации по обсуждаемому вопросу

- логическими (выясняющие связь поддержек - фактов, статистики, иных доказательств - с аргументами).

  1. Выступающий спикер не обязан принимать все информационные вопросы, разрешение на которые у него просят, но если он/она не примет ни одного — это будет негативно оценено судьями. В среднем, спикер должен принять два-три информационных запроса за речь, не больше и не меньше. Правило каждого спикера: «Два задать, два принять».
  2. Запросы не должны задаваться во время первой «защищённой» от информационных вопросов минуты выступления всех спикеров, а также во время обеих заключительных речей.
  3. Недопустима обструкция, то есть частые повторные запросы, задаваемые явно с целью сбить оппонента с мысли и тем самым прервать ход его выступления.
  4. Выступающий спикер является «хозяином времени»: он может принять, отклонить запрос или заставить задающего подождать несколько секунд.


Дебаты управляются председательствующим (судьёй). Участники дебатов должны начинать свои речи, поприветствовав председательствующего, оппонентов и зрителей.

Каждые дебаты заканчиваются результатом – победой одной команды и поражением другой. Ничьей быть не может. Результат принимается и объявляется судьёй, который внимательно смотрит и следит за дебатами с тем, чтобы принять итоговое решение. Судьи не должны принимать случайные  или произвольные решения – они должны руководствоваться ясными представлениями о том, что является  хорошим и плохим дебатированием.

Заключение.

Участвуя в дебатах, подростки раскрываются в условиях командного взаимодействия, здесь необходимо соблюдать корректность в поведении спикеров, вовремя «гасить» любые проявления агрессии, приветствовать юмор и доброжелательность участников. И тогда, дебаты выступят как эффективное средство формирования личностно значимой позиции школьников.

Итог игры предсказать невозможно. Часто бывает, что более слабая команда в результате выглядит значительно убедительнее опытных и знающих соперников. Немаловажную роль для победы в игре играет уверенность спикеров в правильности своей позиции, эмоциональность, интересные вопросы, юмор и находчивость – так называемая «харизма» участника.

Подводя итог, хочется сказать, что участие школьников в турнирах разного уровня дает им уверенность в своих силах, повышает самооценку и способствует развитию метапредметных результатов обучения и дальнейшему определению жизненного пути.

Таким образом, проводя дебаты на уроках и во внеурочной деятельности, организуя школьные турниры, учитель способствует социализации обучающихся, развивает их интеллектуальные и коммуникативные способности, а заодно и привлекает интерес к изучаемому предмету и направлению.


Список используемой литературы

1. Всемирный формат школьных дебатов. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_формат_школьных_дебатов

2. Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках : учебно-методическое пособие для учителя / Е. Г. Калинкина. – Москва : Бонфи, 2001.

3. Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA). – URL:http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов и учащихся

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации