Методическая разработка «Особенности методики проведения занятий по художественной росписи»
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Художественная школа народных промыслов «Артель»
Методическая разработка
«Особенности методики проведения занятий по художественной росписи»
Подготовила преподаватель отделения
«Художественная роспись. Батик»
ОБОУ ДО «ХШНП «Артель»
Кашина Олеся Николаевна
г. Железногорск
2022 г.
Детей следует, как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, школьники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду. Для плодотворной организации занятий школьников надо ознакомиться с инструментами и материалами. Кисть - важнейший рабочий инструмент, от которого во многом зависит качество, свойство и результат конечной работы. Следовательно, на кистях не стоит экономить. Использование дешевой кисти не принесет желаемого результата, плохо держит краску и быстро лохматится. Но не каждая, даже дорогостоящая, кисть годится для кистевой росписи. Для кисти очень важна форма. Круглая кисть, смоченная в воде, должна формировать острый кончик. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную № 2 или № 3, колонковую художественную № 1 или № 2 и флейц № 2 или № 3. Флейц - это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. Чтобы кисти долго служили нужно за ними правильно ухаживать: не оставляйте кисть в воде ворсом вниз; не ставьте сушить мокрую кисть ворсом вверх, дайте время, чтобы кисть высохла в горизонтальном положении; мыть кисти надо сразу после завершения работы. Грамотное обращение надолго продлит время службы кистей. В наше время художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Школьникам лучше использовать для этого гуашь, так как кистевая роспись многослойная, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую. Лучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов. Чтобы получить цветовую гамму необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить новые краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую. Чтобы получить светло-голубую краску в белую краску добавляют немного кобальта синего светлого. Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной. Все полученные краски должны быть сметанообразными. Для смешивания новых красок берут чистые баночки из-под гуаши. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости добавлять в них немного воды. В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на мизинец, слегка касаясь им изделия. [Рис1].
Рис.1
В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или зооморфных элементов. Основные элементы кистевой росписи: круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Важно понять разницу между понятиями «узор» и «орнамент». Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент. Городецкая роспись выполняется в три этапа. Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много - то при высыхании краска начнет отслаиваться [Рис.2].
Рис.2
Второй этап - теневка, т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги [Рис.3].
Рис.3
Третий этап - оживка т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность [Рис.4].
Рис.4
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Бутоны - разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки [Рис.5 ].
Рис.5
Ромашка цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля - тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли [Рис.6]. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки [Рис.6]. Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно меньшего уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень - оживка аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью [Рис.6]. Роза самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки - основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки [Рис.6].
Рис.6
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила [Рис. 7].
Рис.7
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и задиристый петух, и сказочные птицы. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки [Рис.8].
Рис.8
Последовательность росписи городецкого фазана [Рис.9].
Рис.9
Городецкий конь - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста – белилами [Рис.10].
Рис.10
Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак - соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению. В значительной степени характер композиции определяется ритмом. Ритм - это равномерное чередование элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции. Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент - основу композиции. Но орнамент - это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важное значение приобретает красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта. Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Начинать надо с наброска композиционной схемы в натуральную величину. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. При изучении городецкой росписи работая над составление композиции проводится в три этапа: изучение композиционных приемов в городецкой росписи, разработка эскиза будущего изделия, выполнение эскиза в натуральную величину. Изучение композиционных приемов в городецкой росписи. Характерной чертой в сюжетных композициях прядильных донцев является изображение коня и всадника. Скачущего коня с гордо поднятой головой обычно размещали в центре композиции. Лица народные мастера пишут в одной манере - в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически, как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть [Рис.11].
Рис.11
Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике «Городецкая роспись». Современные художники расписывают более 50 наименований изделий: декоративные панно, ларцы, шкатулки, кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы подставок, а также игрушки, детскую мебель. Работая над эскизом композиции будущего изделия, надо помнить о том, что главное - это стилевое единство орнамента и изделия. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину. Необходимо заранее продумать композицию, определить размеры основных ведущих элементов. Педагог вместе с детьми составляет композицию, подсказывая им, какого размера необходимо рисовать цветы, чтобы выдержать пропорции. Хотя городецкой росписи характерна заполняенность орнаментом, но это не означает, что не должно быть свободного фона. Необходимо предостеречь школьников от выполнения композиции по частям. Иногда пытаются прорисовывать отдельные элементы орнамента и только потом пристроить их друг к другу, как бы заполняя пустые места. Сосредоточиваясь на деталях, учащиеся не видят, как орнамент соотносится с другими элементами композиции. Ученикам можно предложить сделать несколько вариантов композиционного построения на одном и том же изделии. Это поможет им выбрать лучший из них. Кроме того, они могут зарисовать различные композиции, вписанные в круг, прямоугольник, овал, квадрат. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции. Часто дети, увидев многокрасочность росписи, думают, что могут использовать весь набор красок. Но, рассмотрев свои зарисовки и вспомнив законы цветоведения, они приходят к выводу, что раскладка локальных цветовых пятен подчиняется только одному - общей гамме. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы. Мастера уделяют этому большое внимание, так как рама украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом (чаще алым), так и несколькими. При выполнении эскиза в натуральную величину, перед обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить учащихся с ее основными свойствами, которые следует учитывать при росписи по дереву. Непосредственно перед росписью выбранную заготовку следует обработать. Ее шлифуют шлифовальной шкуркой (по длине волокна), а затем покрывают крахмальным клейстером. После того как он высохнет, заготовку вновь необходимо обработать шлифовальной шкуркой. Роспись на изделии проводится в строго определенной последовательности: сначала расписывают центральную часть композиции, а затем выполняют цветочный орнамент. После того как все подмалевки выполнены, следует их оттенить темными красками. Заканчивают роспись оживками, выполненными белой и желтой красками. Если эскизом предусмотрено выполнение фона, то поверхность изделия нужно затонировать необходимым цветом. Чаще всего для фона используют следующие цвета: светлую и темную охру, алый, светло зеленый. Цветовая гамма для изделий, выполненных с фоном, совершенно иная, чем для изделий, выполненных без него. Если фон выполнен светлой и темной охрой, цветовая гамма композиции должна быть более яркая, и наоборот, если для фона использовалась алый цвет, то гамма выбирается приглушенная. Для выполнения фона лучше всего использовать плоские кисточки № 5 - 8, чтобы краска легла более ровным слоем. После того как роспись закончена, ее покрывают лаком. Наносить каждый следующий слой лака можно только после высыхания предыдущего. Чем больше слоев лака, тем больше времени требуется для просушки между каждым покрытием. После каждого покрытия поверхность изделия обрабатывается мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности.