12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ТатьянаАкишина44

Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием современной образовательной технологии КТД в работе с одарёнными детьми.

«Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать…»

Л.Н.Толстой.

В современных условиях очень важно выявить, сохранить и развить одарённость детей. Эта задача ложится, главным образом, на плечи родителей талантливых детей и педагогов. Учитель должен создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, создавать раскрепощённую, свободную атмосферу, благоприятную обстановку для творчества, исключить давление на детей, поощрять работу над задумками, предложенными детьми, уважать желание детей работать самостоятельно, извлекать максимальную пользу из их хобби, увлечений, наклонностей.

Родители могут либо поддержать ребёнка в развитии его способностей, либо помешать их раскрытию, либо оставаться равнодушными. Поэтому важная роль педагога тесно сотрудничать с родителями. Использовать принцип опоры на воспитательный потенциал семьи, предполагающий активизацию субъективной роли родителей, признание, уважение и поддержку их потенциальных воспитательных возможностей, а также, принцип создания атмосферы творчества в семье, принцип доверия к ребёнку.

Важнейшим условием успешной работы с талантливой молодёжью является совместная деятельность педагогов, родителей и детей, создающая общие эмоциональные переживания и направленная на достижение гармоничных взаимоотношений.

Если говорить об учебном процессе- то развитие одарённого ребёнка- есть развитие его деятельностного потенциала, способности быть творцом, автором, создателем. Уметь ставить цели, искать способы их достижения, максимально использовать свои способности. Каждый талантливый ребёнок- индивидуальность, требующая особого подхода. И всё же, наиболее благоприятные возможности для обучения одарённых детей представляет участие в Коллективном Творческом Деле.

Вот мой алгоритм работы:

1.Начинаю я с выявления одарённых и талантливых детей по своему предмету.

Методы диагностики могут быть различными: это анкеты от классных руководителей: от детей и родителей относительно сферы интересов ребёнка, наблюдение на уроках технологии за работой детей, анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам. Кроме того, я использую следующие формы выявления талантливой молодёжи:

-Всероссийские олимпиады школьников по предмету;

-участие в предметных неделях;

-участие в школьных научно-практических конференциях;

-участие в выставках;

-участие в творческих конкурсах;

-участие в фестивалях.

Также важным показателем является желание детей посещать мой факультатив или кружок для углублённого изучения предмета «Технология».

Вот уже несколько лет я веду факультатив «Конструирование и моделирование одежды» для учащихся 6-9 классов. Тематическое планирование смотри Приложение №1. На занятия приходят девочки, у которых есть склонности к рукоделию, которым нравится создавать новую одежду, о которой мечтали, но не могли купить в магазине, которые ищут собственный уникальный стиль, чтобы выразить свою индивидуальность. Желающие просто получить нужный навык, который пригодится в дальнейшей взрослой жизни.

2.Проводится работа с родителями.

Смыслом совместной деятельности во взаимодействии школы и семьи является сотрудничество его участников. Сотрудничество реализуется в различных формах деятельности: помощь и поддержка родителей в подготовке к конкурсам и выставкам. Я, как руководитель, должна знакомить родителей с результатами участия ребят в конкурсах и выставках. Постоянно устраивать выставки работ учащихся. Поощрять вовлечённость в совместную деятельность. Работать с родителями, чтобы они поддерживали своего ребёнка, старались не делать обидных замечаний, если не сразу всё получается, предоставили ему относительную самостоятельность и свободу. Это, и отсутствие излишней требовательности к нему, способствуют формированию у него творческих способностей.

Ещё «на берегу» заручаюсь поддержкой родителей участниц факультатива, ведь для конечного этапа КТД-выступления на сцене или участия в выставке, требуется согласие родителей на участие и обработку персональных данных. Это делается, чтобы у ребёнка не было психологической травмы, когда девочка хочет на сцене демонстрировать одежду, а родитель против (слова папы-военного: «Нечего на сцене задницей крутить…»).

Кроме того, именно родители затрачивают материальные средства на покупку ткани, фурнитуры, инструментов и т.п. Нужно понять, готовы ли они. Также родители должны понимать, что увлечение шитьём и участие в КТД требует затрат свободного времени: на изготовление костюма, репетиции и т.д.

3.Совместная работа.

Применительно к обучению одарённых детей, ведущими и основными являются методы творческого характера: поисковый, исследовательский, метод проектов- в сочетании с методами самостоятельной индивидуальной или коллективной работы.

В вводной беседе я задаю наводящие вопросы: «Почему вам нравится самим изготавливать одежду?», «Где можно применять полученные вами знания и умения?», «Как и где можно продемонстрировать ваши работы?». Создаю настрой группы. Больше спрашиваю, подталкиваю к решению возникающих вопросов, стараюсь выслушать каждого. Дети приходят к мысли создать коллекцию одежды и принять участие в конкурсах-выставках. В частности, в этом году, дети 6 и 7 класса придумали коллекцию одежды «Kawaii Stars» (Сияющие звёзды).

Участницы приняли решение поучаствовать в открытом областном фестивале-конкурсе детских театров мод и студий костюма «Сияние Севера- 2021».

Итак, группа обучающихся факультатива приняла решение заняться коллективной творческой деятельностью. А это- создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива, знакомство детей друг с другом (на занятиях дети с разных параллелей и из разных классов), выявление способностей и интересов детей, выявление лидера (тот, кто придумал идею и объединил всех для реализации).

В основе КТД лежат три основные идеи:

1)Коллективное (совместная работа взрослых и детей)

2)Творческое (нестандартное, нешаблонное)

3)Дело (занятие, действие, мероприятие как забота о повышении качества жизни).

Структура разработки КТД такова:

А) Разработать и определить цель дела- то, ради чего его создают и проводят. В нашем случае модный показ не сводится к демонстрации одной только одежды, всё для того, чтобы люди поняли заложенную дизайнером идею коллекции, восхитились качеством работ учениц, оценили театрализованное действо. Может быть, это размыло границу между модой и искусством. Учитель создаёт атмосферу эмоциональной включённости, возбуждаю интерес к предмету.

Б) Определить возрастную группу и количество участников.

В) Разработать общую идею дела, коллекции, сюжета. Было решено создать коллекцию для подростков- любителей «Аниме». Назвать её «Kawaii Stars» (что в переводе с японского- Сияющие звёзды).(выбор детей).

Г) Отбор содержания. Краткая аннотация к коллекции: «Свободные худи «оверсайз» и удобные, уютные кигуруми очень всем полюбились. Это вызов унылым будням, ведь кигуруми- буквально переводится с японского «носить мягкую игрушку». Костюмы подойдут для оригинальной фотосессии, для тематической вечеринки, для детских мероприятий. Они сшиты из мягкого флиса. Это словно символ завершения учебного дня. Такая одежда создаёт в доме обстановку игры, сближает детей и взрослых, поднимает настроение».

На этапе отбора учитель стимулирует развитие умственных процессов, развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, проявляет уважение к индивидуальности ученика. Ученики и учитель приобщаются к новому, непрерывно изменяющемуся потоку информации, учатся свободно использовать многообразные источники информации. Дети углублённо изучают наиболее важные проблемы, интегрирующие знания обучающихся.

Д) Подготовка организаторов и участников.

-Каждый создаёт свой эскиз модели в рамках общей темы (пример Приложение №2).

-Определяют цветовую гамму.

-Определяют последовательность выхода на сцену.

-Выбирают оформление для сцены.

-Выбирают музыку.

Т.к. в соответствии с указом Губернатора Архангельской области от 9 декабря 2020г № 168-у, открытый областной фестиваль-конкурс детских театров мод и студий костюма «Сияние Севера-2021» было решено проводить в заочном формате, нам потребовался человек, который осуществлял съёмку, нужно было выбрать фон для съёмки, придумать танцевальные движения (так как подиума не было), выполнить монтаж. Все эти задачи выполняли сами школьники. Что у нас получилось, вы можете посмотреть, перейдя по ссылке  https://drive.google.com/file/d/1HnZz-8ghZPN0mUNfEMjwgI3rRjvVPViL/view?usp=sharing

На этапе подготовки к выступлению учитель поощряет творчество и работу воображения. Использование современных технологий позволяет погрузиться в творческий процесс обучения, воспитывают в обучающихся жажду знаний, стремление к открытиям.

Е) Описание общего дела.

На этапе создания изделия учитель консультирует, объясняет технологическую последовательность пошива того или иного костюма. Моя задача, как организатора, заключалась в том, чтобы собрать вовремя комплект сопроводительных документов и отправить готовые материалы на электронную почту организаторам конкурса.

Ж) Подведение итогов. (награждение). На этом этапе учитель способствует формированию положительной самооценки ученика. Помогает построить индивидуальный образовательный маршрут, который поможет ребёнку раскрыть свои таланты в дальнейшем в полной мере.

4. Рефлексия (анализ дела, каждый из участников высказывает своё мнение, что было «круто», а что можно было бы подправить). Такие коллективные дела художественной направленности позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, чувство прекрасного.

Высокие достижения ученика позволяют качественно углубить свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одарённости. Немаловажно, что в процессе работы у учениц есть возможность «примерить» на себя множество профессий: дизайнер одежды, модельер-конструктор, закройщик, портной, швея, манекенщица.

Я думаю, что Коллективное Творческое Дело- это очень эффективная современная форма работы с талантливыми детьми, которая направлена на:

*развитие творческих способностей,

*развитие интеллектуальных способностей,

*на реализацию коммуникационных потребностей,

*обучение правилам и формам совместной коллективной работы.

Посмотрите реализацию этой эффективной практики в моей работе с одарёнными детьми на протяжении нескольких лет с разными группами детей.

2009г- Коллекция «Виват, Шотландия!» (диплом 1 степени);

2010г- Коллекция «Полицейская академия» (диплом 1 степени);

2013г- Коллекция «Формула- 1» (диплом 1 степени);

2015г- Коллекция «А зори здесь тихие» (диплом 1 степени) и другие.

Фото в Приложении №3.

В своей работе с детьми я рассматриваю ученика не как объект педагогического воздействия, но как субъект совместного образовательного процесса. Я забочусь о том, чтобы увлечь ребёнка творчеством, сделать его внутренней потребностью, как у меня. Я всячески поддерживаю самостоятельность ребёнка. Самостоятельно думать, принимать решения и отвечать за их последствия- основные черты творческого поведения.

Почему эта практика эффективна для меня? Я глубоко знаю и люблю свой предмет, я не жалею времени на работу с одарёнными учениками. Я получаю удовольствие от своих учениц, как от интересных людей- мы «на одной волне», мои воспитанницы даже просвещают меня по некоторым вопросам, связанным с современными направлениями молодёжной моды. Я избегаю критиковать первые опыты, как бы они ни были неудачны. Я использую личный пример подхода к решению проблем.

Я считаю применение данной методики учителями технологии в школах и педагогами в системе дополнительного образования очень актуальной. Она даёт педагогу возможность развивать творческий потенциал, развивать свои организаторские способности, управлять процессом развития личности ребёнка, хорошо изучить детский коллектив, объединить учеников, родителей и педагогов, развивать рефлексию. Педагог получает моральное удовлетворение от своей работы, видя, что его воспитанники достигают успеха. Победы детей в различных выставках и конкурсах- это еще и финансовая составляющая работы педагога (стимулирующие выплаты). Плюс- материалы в копилку достижений для аттестации педагога.

Используемая литература:

1)Якимова Т.В. «Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально-одарённых детей» // «Психологическая наука и образование» №3 (2007г);

2)Франц Монкс и Ирен Ипенбург «Одаренные дети» (1989г);

3)Ушаков Д.В. «Психология интеллекта и одарённости» (2011г);

4)Юркевич В.С. «Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность» (2000г);

5)Бурменский Г.В. «Одарённые дети» (1991г);

Интернет-ресурсы:

mosgortur.ru (методические пособия)







Тематическое планирование. Приложение № 1


п\п

Название разделов, тем занятий

Количество часов


Раздел 1. История моделирования.


5

1

Вводное занятие

1

2

Тенденции современной моды. Моделирование на основе народных и исторических традиций

1

3

Исторический костюм

1

4

Связь костюма с архитектурой, искусством. Практическая работа.

1

5

Творчество современных модельеров и модельеров прошлого

1


Раздел II. Моделирование и конструирование костюма.


10

6

Законы композиции. Элементы и средства композиции

1

7

Роль цвета, фактуры и рисунка ткани в композиции. Практическая работа.


1

8

Единая стилистика при оформлении эскизов одной коллекции

1

9

Выполнение набросков. Практическая работа

1

10

Разработка эскизов коллекции моделей. Практическая работа.


1

11

Выбор материалов, оборудования. Виды и свойства тканей

1

12

Снятие мерок для построения чертежа выкройки выбранного изделия. Практическая работа.


1

13

Построение основы чертежа изделия в М 1:4. Практическая работа.

1

14

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Практическая работа.


1

15

Моделирование изделия. Практическая работа.


1


Раздел III.

Технология изготовления одежды.


15

16

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. Практическая работа.

1

17

Подготовка деталей кроя к обработке. Первая примерка. Исправление дефектов. Практическая работа.

1

18

Швейная машина. Организация рабочего места. Практическая работа «Выполнение машинных швов, декоративных строчек».

1

19

Обработка вытачек, рельефов. Практическая работа.

1

20

Обработка плечевых и боковых срезов. Практическая работа.

1

21

Обработка срезов горловины. Практическая работа

1

22

Обработка верхнего среза рукава. Практическая работа.


1

23

Обработка нижнего среза рукава, соединение. Практическая работа

1

24

Втачивание рукава в пройму. Практическая работа

1

25

Обработка застежки. Практическая работа

1

26

Обработка низа изделия. Практическая работа

1

27

Декоративное оформление изделия. Влажно – тепловая обработка. Практическая работа.


1

28

Виды дополнительных украшений изделия, способы их изготовления.


1

29

Разработка эскиза украшения, подбор материалов, инструментов и приспособлений. Практическая работа.

1

30

Изготовление украшения, его декоративное оформление. Практическая работа

1


Раздел IV. Костюм – язык социального общения.


4

31

Образное и стилистическое формирование коллекции. Выбор музыкального сопровождения.


1

32

Репетиции показов. Постановка показа

1

33

Репетиции показов. Постановка показа

1

34

Фотосъемка или показ моделей

1


Раздел V. Практика социального общения

1

35

Подведение итогов. Присуждение номинаций

1


Итого: 35 ч.



Приложение №2





t1664653443aa.jpg



Приложение №3

t1664653443ab.jpg

t1664653443ac.jpg

t1664653443ad.jpg



t1664653443ae.jpg



t1664653443af.jpg

t1664653443ag.jpgt1664653443ah.jpg

t1664653443ai.jpg



t1664653443aj.jpgt1664653443ak.jpg







t1664653443al.jpgt1664653443am.jpg

t1664653443an.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.