12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кайкова Светлана Борисовна131

Методическая разработка интегрированного открытого урока

по предметам «История отечественной культуры» и

«Народная художественная культура»

Тема: « Образ льва в истории русского искусства»

Разработала

Преподаватель общепрофессиональных и профельных дисциплин

Кайкова С.Б.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интегрированный междисциплинарный урок, посвященный одному декоративному мотиву, позволяет показать единство традиций отечественной культуры в разных ее проявлениях –от творчества высокопрофессиональных мастеров до произведений самобытных народных умельцев. Образ льва – один из многих образов, наполняющих разноплановые по характеру художественные произведения, но в силу своей выразительности и знаковости именно он позволяет создать краткую панораму развития русского искусства, включая вековые народные традиции. Контрольные вопросы, заданные по ходу хронологически выстроенного рассказа, основанного на уже изученных темах, определяют уровень усвоения пройденного материала и акцентируют внимание студентов на определенных моментах текущего рассказа.

Материал данного открытого урока может быть использован в школах на уроках истории мировой культуры и в художественных колледжах на уроках истории отечественной культуры и народной художественной культуры.


Конспект урока «Образ льва в русском искусстве»

Цели:

- дополнить сложившуюся картину развития русского искусства яркими художественными образами;

- сформировать мотивацию к более углубленному знанию отечественной культуры.

Задачи:

Образовательные:

-повторить и обобщить пройденный материал по дисциплинам История отечественной культуры» и «Народная художественная культура»;

-способствовать обогащению словарного запаса.

Развивающие:

- расширить ряд визуально узнаваемых памятников;

-научить видеть красоту деталей в общем художественном образе;

-развивать умение анализировать полученную информацию.

Воспитательные:

-воспитать умение уважать и ценить традиции национальной культуры во всех ее проявлениях.

Форма урока: урок-панорама.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайдовая презентация.

План урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

2. Основная часть:

2.1. Символика образа.

2.2. «Лютъ зверь» в древнерусском искусстве.

2.3. «Хранители» Петербурга и Москвы.

2.4. Образ льва в народном искусстве.

3. Выводы из материала урока.

4. Домашнее задание.

5. Приложение.


ХОД УРОКА

1. Приветствие. Сообщение темы.

Здравствуйте. На этом уроке мы обратимся к разным историческим периодам русской художественной культуры, в том числе народной, от Киевской Руси до начала 20 в. По ходу урока мы вспомним уже пройденный материал и узнаем новые интересные факты. Связующим мотивом нашего исторического экскурса будет анималистический образ – образ льва.

Символика образа

Этот образ – один из самых популярных во всей мировой культуре. Изображения льва, царственного и грозного животного, мы можем встретить во всех художественных культурах от древности до настоящего времени. Особенно он был распространен в средневековом искусстве, которое тяготело к символам и аллегориям, позволявшим через видимые образы передавать сложные философские и религиозные понятия. Недаром в средневековой Европе были очень популярны бестиарии – иллюстрированные описания реальных и фантастических животных с их особенностями и свойствами (Сл.1). В Киевской Руси изображения льва появились после принятия христианства вместе с рукописными книгами –библейскими текстами, псалтирью, переводными , в том числе античными, источниками.

В раннехристианском искусстве образы льва имели двоякий смысл, полностью противоположный. В положительном аспекте лев мог трактоваться как символ царственной власти и силы и прообраз Христа, поскольку лев был эмблемой царя Давида, из рода которого происходил Спаситель. В отрицательном аспекте фигура льва обозначала человеческие страсти и темные силы.

В качестве символа мужества, силы и великодушия лев был одной из популярных геральдических фигур в искусстве составления гербов отдельных знатных семейств, городов и целых государств. Можно вспомнить крылатого льва святого Марка в Венеции и льва - покровителя Флоренции. Существовали средневековые описания этого животного, согласно которым он спит с открытыми глазами. Поэтому лев стал рассматриваться как идеальный страж, и его фигуры охраняли порталы романских соборов, площади и мосты европейских городов.

Поскольку мы будем говорить о русской культуре, зададимся вопросом: как могли изображать льва русские мастера, никогда этого зверя не видевшие?

Изображения львов в христианском искусстве Европы было достаточно реалистичным, поскольку существовало множество их античных изображений, и со времен Древнего Рима это животное было известно. А русские люди, да и то лишь москвичи, увидели этих грозных зверей, о которых до того только слышали, читали и знали по геральдическим знакам, при Иване Грозном. В 1556 году английский двор прислал в дар русскому царю льва и львицу. Их поместили во рву около кремлевской стены, около того места, где сейчас находятся Иверские ворота.

Мы почти не встречаем описаний внешнего облика льва в русской литературной традиции. Исключение составляет памятник литературы 16 века, называемый «Физиолог Дамаскина Студита», в полном названии - «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных». В этом переводном произведении облик хищника описан следующим образом: «Лев - царь всех четвероногих, как орел - всех летающих. Имеет великую грудь, колени крепкие, ноги твердые, взгляд имеет царский и страшный. Шерсть его густая, уста его широкие, ребра его крепкие, бедра его толстые, ноги его великие, походка его гордая, шея его толстая». Как мы видим, описание льва весьма приблизительное, что давало простор фантазии мастеров в изображении животного, которого в древнерусской литературе часто называли «лютъ зверь» («лютый зверь»). До этого русские мастера могли видеть фигуру этого животного в привозившихся из Византии и реже из Западной Европы рукописях, на ювелирных предметах и изделиях декоративно-прикладного искусства.

«Лютъ зверь» в древнерусском искусстве

Вопрос: Назовите временные рамки древнерусской культуры. (9-конец 17 века).

Наиболее раннее известное нам изображение львов –это фрагменты рельефных композиций на стенах Дмитровского собора во Владимире (Сл.2). Этот торжественный собор, один из самых ранних памятников каменного зодчества Киевской Руси, был дворцовым и соединялся с княжеской резиденцией галереями и переходами.

Вопрос: Когда был построен собор? (В конце 12 в. при князе Всеволоде Большое Гнездо).

Изысканный резной убор храма неразрывно слит с его удивительной по красоте форм и пропорций архитектурой. Скульптурный декор собора чрезвычайно разнообразен, ему нет аналогов в сохранившихся памятниках. По богатству рельефного декора ему близок только Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, намного хуже сохранившийся. Поскольку расположение рельефов на Дмитриевском соборе было нарушено последующими реставрациями, у ученых нет единого мнения об общем замысле скульптурного декора. Из 566 резных камней на трех фасадах только 46 изображений имеют христианский характер. Выделяются фигуры царя Давида, Александра Македонского и самого князя. Но основную массу изображений составляют растения, птицы и звери, реальные и фантастические, есть несколько сцен борьбы зверей и грифонов, человека и льва, сцены охоты. И очень много львов : они окружают трон царя Давида, располагаются среди других животных, украшают архитектурные детали. Здесь мы можем видеть трактовку образа льва и как прообраз Христа, и как символ сильной княжеской власти, и как стражей. Символичны и изображения львов, переплетенных шеями, и фантастических двутуловищных львов с общей головой. Во всем этом многообразном драгоценном убранстве храма прослеживаются влияния романского и восточного искусства и отголоски мифологических воззрений средневекового человека.

Интересна художественная трактовка царственного животного в рельефах собора. Каменные львы здесь добродушно улыбаются, напоминая домашних кошек, их раскрытые пасти имеют форму восьмерки. Мы с вами увидим, что эта улыбка будет характерна и для многих львиных изображений в последующем русском искусстве, особенно в произведениях народных мастеров позднего периода. В целом декор собора всей своей символикой служит прославлению княжеской власти. С этого времени лев стал родовым знаком владимиро-суздальских князей и позже вошел в состав герба города Владимира.

В последующие столетия, в эпоху упадка русского искусства и его возрождения, мы не встречаем таких сложных по своему подтексту изображений царственного животного.

Вопрос: с чем связаны в средневековой Руси упадок и последующее возрождение русской культуры? (Упадок культуры связан с татаро-монгольским нашествием, возрождение - с ростом национального самосознания после Куликовской битвы).

Но фигура льва не исчезает вовсе из русской культуры. В 15-16 веках мы встречаем его в качестве геральдического животного, сохраняющего свою символику царственности, силы, мужества и великодушия. Льва можно увидеть на печати Великого князя всея Руси Ивана III. С этого же времени он сочетается часто с другой геральдической фигурой - единорогом, который в геральдике считается символом чистоты, осторожности, благоразумия и строгости. Лев и единорог изображёны на спинке знаменитого костяного трона царя Ивана Грозного, на знамени Ермака во время покорения Сибири, на здании московского Печатного двора (Сл.3). Царь приказал, чтобы его печатная мастерская на каждом переплете новой книги делала оттиск фирменного знака  — в центре круга Единорог рогом поражает в грудь льва.

В 17 веке мы встречаемся уже не просто с рельефами, но с полноценными скульптурами львов.

Вопрос: Какими чертами в целом отличается искусство 17 века? (Зарождение стиля барокко, стремление к повышенной декоративности, нарядности, яркости в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве).

Архитектуру 17 века называли «дивным узорочьем». Политический и духовный центр Русского государства, Московский Кремль также значительно украсился. В 17 веке все башни, кроме Никольской, были увенчаны шатрами, подъемные мосты заменены каменными арочными. Замечательным примером «дивного узорочья» является Спасская башня, самая красивая и стройная из всех башен, в течение веков служившая главными воротами Кремля. Ее построили первоначально как боевую проездную башню с деревянным шатром, где висел часовой колокол. При Михаиле Федоровиче, первом царе из династии Романовых, в 1625 г. ее надстроили многоярусным верхом с высоким каменным шатром и часами работы англичанина Христофора Галовея. Нижняя часть надстройки была оформлена арками с белокаменным узором, башенками, пирамидками и фигурами различных животных, среди которых мы видим и львов. Высоко расположенные, сидящие на задних лапах фигурки, рассчитанные на обозрение с площади, очень условны, имеют стилизованные, обобщенные формы и кажутся наивными и трогательными.

А вот львы Алексея Михайловича были не только рассчитаны на любование с близкого расстояния, но их создали для того, чтобы удивлять и восхищать своих зрителей. Дворец «тишайшего» царя, как прозвали второго правителя из рода Романовых, был построен по принципу древнерусских хором.

Вопрос: Что мы называем хоромами? (Совокупность всех жилых построек на одном дворе, объединенных сенями и переходами).

Дворец в Коломенском современники называли «восьмым чудом света» (Сл.5). В его архитектуре сведены воедино все формы русского деревянного зодчества: терема, сени, крыльца, башенки и разнообразные по очертаниям чешуйчатые кровли. В свое время он поражал современников и иностранцев богатством и роскошью внутреннего оформления. И сейчас мы по восстановленному облику этого удивительного сооружения можем судить о живописности древнерусских хором с яркими росписями стен и потолка, сочной резьбой дверных и оконных проемов, парадной расписной и резной мебелью, изразцовыми печами и цветными стеклами окон.

Особенной роскошью отличалась Престольная палата, где царь торжественно принимал иноземных послов. Великолепие убранства палаты должно было подтверждать мощь и величие русского государства. В 1673 г., в год рождения Петра I, мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий сконструировал двух рыкающих львов, установленных по сторонам от царского трона. Львы были выполнены из меди и оклеены бараньими шкурами, чтобы придать их облику более реалистический вид. Царь был большим любителем механики, но эти львы работы русского умельца, особенно поражали зрителей. Когда к трону приближались послы, львы начинали двигать головами, сверкать глазами, разевали пасти и издавали громкий рык. Подобные же львы-стражи, только без сложной механики, стояли у ворот коломенского дворца. Все это должно было напоминать о троне прославленного библейского царя Соломона, который при помощи перстня приводил в движение окружавших трон львов и животных на ступенях, ведущих к трону. Трон Соломона с львами, тельцами и грифонами был прообразом всех царских тронов. По его образцу был создан императорский трон в Константинопольском дворце. Русский царь, в напоминание, что он является наследником византийских императоров, а Москва – это «третий Рим», устроил аналогичное тронное место.

Писатель 17 в. Симеон Полоцкий, воспитатель царских детей, писал об этих диковинах:

«Яко живые львы, глас испускают,

Очеса движут, зияют устами,

Кажется хощут ходить и ногами».

В это время лев сохраняет свою символику царственной власти, но охранительные функции льва как стража постепенно начинают преобладать. Именно эта характерная особенность образа льва станет основной в последующие века.

«Хранители» Москвы и Петербурга

Эмблемы и аллегории как образные метафоры, позволяющие отвлеченные понятия сделать наглядными и понятными были характерны для русского барокко. С этими понятиями связана своеобразная визитная карточка первой пригородной резиденции Петра I – Петергофа (Сл.6). Фонтан «Самсон» (полное название: «Самсон, раздирающий пасть льва») был задуман еще при Петре I, но установлен в ковше перед Большим каскадом только в 1735 году. Самсон – это могучий библейский герой, обладавший удивительной силой. Одним из его подвигов стала победа над злобным львом. Выбор сюжета для скульптуры фонтана не случаен: Полтавская битва в 1709 году состоялась в день христианского святого Самсона Странноприимца, и Петра I за полтавскую победу современники называли вторым Самсоном. Скульптурная группа фонтана стала памятником в честь победы над Швецией, в гербе которой до сих пор присутствует лев.

Но особого расцвета львиная тема достигла в эпоху классицизма и ампира в скульптурном украшении обеих русских столиц. Несмотря на разительную несхожесть облика Петербурга и Москвы любовь к львам- стражам и мода на них объединила эти города, а работали над их скульптурными изображениями преимущественно профессиональные скульпторы.

Вопрос: чем отличалась застройка и внешний облик Москвы и Петербурга? (Москва строилась на семи холмах, в ее застройке, соответствовавшей рельефу местности, много криволинейных улиц и переулков; преобладали усадебные постройки с флигелями и садами, сохранялось много памятников древнерусской архитектуры. Петербург строился изначально как европейский город с регулярной планировкой, с дворцами и особняками, выровненными по красной линии улиц).

Со второй половины 18 века статуи львов, обычно парные, стали украшать не только дворцы знати, но и гражданские и общественные здания, парки, сады и набережные. Львы могли лежать или стоять, опираясь лапой на шар. Ворота и парадные двери украшались барельефными масками с кольцами в зубах (львиными маскаронами).

В соответствии с обликом северной столицы петербургские мраморные и чугунные львы были более строгими и внушительными (Сл.7). Пожалуй, самыми известными стали львы у входа в замечательный памятник русского ампира - Михайловский дворец, в котором расположена основная экспозиция Государственного Русского музея.

Вопрос: Художественные формы какого искусства вдохновляли мастеров эпохи ампира? (Формы античного, древнеримского искусства).

Строитель Михайловского дворца Карло Росси предложил украсить вход во дворец копиями именно античных львов, которые должны были органично вписаться в торжественный строй белокаменных колонн и рельефных украшений парадного фасада (Сл.8). Строго говоря, не оба они были античными. В 16 веке в Риме при раскопках была найдена фигура мраморного льва с приоткрытой пастью, опирающегося на шар. В конце 16 века скульптор Вакка создал античному льву пару – льва похожего по композиции, но более напряженного, грозного, разинутой зубастой пастью. Позже эта львиная пара украсила главную и самую красивую площадь Флоренции. В конце 18 века в Россию в Академию художеств из Италии привезли гипсовые слепки этих скульптур. В это время увлечение античностью было велико, и флорентийская пара послужила образцами и моделями для целого ряда петербургских стражей. Их копии украсили Львиный каскад в Петергофе, Елагин и Михайловский дворцы, дворцовую набережную. Античный и ренессансный львы-стражи прекрасно смотрятся на фоне торжественных перспектив северной столицы, которую за обилие колоннад называли Северной Пальмирой. Именно о таких петербургских львах вспоминаешь, читая у Пушкина в «Медном всаднике»: «Поднявши лапы, как живые, стоят два льва сторожевые».

Петербургские львы разнообразны, но всегда величественны. Удивительно красив Львиный мостик на канале Грибоедова с изящно изогнутой ажурной оградой, открытый в 1825 году (Сл.9). Мощные гривастые львы с впившимися в постамент лапами и напряженными спинами словно несут тяжесть толстых стальных тросов.

Москва была живописнее в своей планировке с ее барскими усадьбами и садами.

Вопрос: Как выглядела московская городская усадьба? (Барский дом с боковыми флигелями образовывал парадный двор, отгороженный от улицы решеткой с въездными воротами. Позади барского дома располагался сад или парк).

Насколько дворянский и купеческий быт Москвы был спокойнее и свободнее, чем жизнь чиновничьего Петербурга, настолько московские «стражи» отличались большей живостью, разнообразием и благодушием. И здесь мимо них не мог пройти Пушкин в описании Москвы в «Евгении Онегином»: «Балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах».

В конце 18 века притягательным местом Москвы стала усадьба мецената князя Н. Юсупова, славившаяся своим собранием предметов искусства и крепостным театром (Сл.10). В дореволюционное время (до1917 г.) ее посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты. В конце 18-начале 20 вв. дворец, выстроенный в стиле классицизма, и прилегающий к нему регулярный парк были украшены целой коллекцией львов, здесь их около двухсот самых разных: львы стоящие настороже и вольготно разлегшиеся, молодые, игривые, улыбающиеся и грозно рыкающие.

Львы украшали прежде всего ворота, ведущие в парадный двор дворцов и усадеб, по московской традиции выходивших на улицу красивыми чугунными решетками. Московские львы более эмоциональны, чем петербургские. Они бывают грустными, задумчивыми, улыбающимися, наивно добродушными, как на стенах древнего Дмитриевского собора. А иногда они даже забавны (Сл.11). В одной из усадеб (усадьба Усачевых, архитектор Д. Жилярди, 1829-1836 гг.) пандус, ведущий от здания в сад, охраняют необычные львы, пасть которых зашита на пуговицу (Сл.12).

Львов-стражей любили в Москве и в начале 20 в., в эпоху модерна. Известный московский архитектор этого времени Лев Кекушев все свои здания отмечал изображениями льва, видимо, вкладывая в это определенный смысл. Свой собственный особняк в центре Москвы, похожий на европейский замок, замечательный памятник стиля модерн, он увенчал одинокой, гордо стоящей фигурой льва.

2.4. Образ льва в народном искусстве

Наш разговор о львах в народном искусстве начнем с вопроса:

Вопрос: какой смысл имели в народном зодчестве резные коньки, петухи и солярные розетки? ( Эти изображения имели обережный характер).

Кони, петухи, утицы, древо жизни и солярные розетки – все эти образы пришли в народное искусство из славянской мифологии и со временем превратились в декоративные мотивы. В 18 веке изображения русалок, птиц сиринов, грифонов и львов, начинают проникать сначала в украшение бытовых предметов и мебели, затем в резьбу по дереву и декоративную домовую роспись (Сл.13). Источником этих изображений для народных мастеров служили книжные гравюры, лубочные картинки и изделия городских ремесленников. В росписи сундука работы северодвинских мастеров 17 века мы видим льва и единорога, которые в подобном бытовом предмете утрачивают свое значение геральдических животных и приобретают охранительный и декоративный смысл (Сл.14).

В первой половине 19 в. львы появились в домовой резьбе Поволжья, несколько позже – в домовых росписях Русского Севера и стали одним из самых популярных персонажей народного искусства. Такое теплое отношение к этому «лютому зверю» в народе неслучайно. Любимым чтением для простых русских людей были жития святых, в которых встречаются рассказы о том, как львы усмирялись добротой и кротостью святых отшельников и служили им. Мастера, никогда не видевшие живого царя зверей, изображали его добрым, улыбающимся и больше похожим на домашнее животное – собаку или кошку. А если морда льва изображалась не в профиль, а анфас, его черты даже очеловечивались. Народное искусство в целом тяготеет к созданию положительных, благопожелательных образов и сюжетов и несет радостное восприятие жизни.

Замечательными памятниками народного искусства являются деревянные избы, сохранившиеся в Поволжье (Сл.15-16). Резные изображения львов, русалок-фараонок, сиринов, обрамленные причудливым растительным орнаментом из виноградных лоз и листьев аканта, покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. В резных украшениях богатых крестьянских домов талантливые поволжские мастера использовали знание разных художественных традиций от белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов до приемов декоративного убранства городских и усадебных построек в стиле классицизма. В итоге деревянные постройки приобрели необычайно нарядный, затейливый облик. Львы играли роль традиционных стражей-оберегов и одновременно выполняли эстетическую функцию, воплощая народные представления о красоте жилища. Большинство львов на домовой резьбе улыбаются и имеют процветший хвост – вместо кисточки хвост заканчивается ветвью или цветком.

В середине 19 веке на Русском Севере, в Сибири и на Урале начинает развиваться домовая роспись (Сл.17). Украшались преимущественно фронтоны домов. В отличие от домовой резьбы живописное украшение жилищ характеризуется гораздо большим разнообразием фигуративных и растительных мотивов, но и здесь львы были любимыми персонажами. В домовых росписях их изображали стоящими или лежащими, часто располагали по сторонам от цветочного вазона или «древа» (древо жизни) или среди цветов. И почти всегда они сохраняли благодушный настрой, во многих случаях имели морду, похожую на человеческую личину. Облик льва определялся во многом степенью мастерства художника, поэтому в северных домовых росписях встречаются львы не просто наивные по своей трактовке, но даже порой смешные и нелепые. Но при этом в них сохраняются традиционно заложенные в народном искусстве задачи –охранять и украшать.

3. Выводы

Мы с вами совершили небольшой исторический экскурс в историю русской культуры в сопровождении своеобразного «гида» - льва. На примере этого анималистического образа мы смогли увидеть, как традиция его изображения, пришедшая из европейской культуры, трансформировалась, особенно в народном искусстве, и пробрела более мягкую, благопожелательную окраску. Так в русской культуре происходило со многими заимствованными художественными течениями, стилями и образами. Перерабатываясь под влиянием национальных традиций, они приобретали самобытный характер и становились явлениями чисто русской культуры. И вместе с тем очевидно, что русское искусство – это часть общеевропейской культуры, пронизанной общими темами, сюжетами и образами.


4.Домашнее задание:

- конспект;

-выписать определение понятий «анималистика», «геральдика», «эмблематика», «символика» и «аллегория».


Приложение:

Слайдовая презентация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Б.Алмазов. Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга. С-Пб., Центрполиграф, 2012.

2. Архангельское. М., «Советская Россия».1983.

3. В.М. Василенко. Русская народная резьба и роспись по дереву 18-20 вв. М., Изд-во Московского университета. 1960.

4. Н.Н. Воронин. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М., «Искусство», 1965.

5. О. Г. Жукова. Музеи и усадьбы Москвы. М., «Астрель». 2007 г.

6. И.Е. Забелин. «Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях».М., 2003.

6. А.Б. Лакиер. Русская геральдика. М., «Книга». 1990

7. В.В. Нестеров. Львы стерегут город. Л., «Художник РСФСР». 1971

8. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов русского севера конца XVII-XIX веков. С-Пб., «Дмитрий Буланин». 2001.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.