Методическая разработка открытого урока «Основы ведения меха на аккордеоне» (1 класс)
Методическая разработка открытого урока
«Основы ведения меха на аккордеоне»
Автор: преподаватель Иванова Т.С.
Тема урока: «Основы ведения меха на аккордеоне»
Цель: Усвоение и закрепление учащимся исполнительских навыков ведения меха
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальный
Задачи урока:
-Образовательные: формирование первоначальных навыков ведения меха, смены направления движения меха; обретение учащимся свободы игры.
-Развивающие: развитие необходимых мышечных усилий при ведении и смене направления меха; развитие слуховых представлений ученика, активной работы слуха в процессе игры,
-Воспитательные: воспитание слухового контроля при смене направления движения меха; воспитание исполнительской культуры; воспитание музыкально - образного мышления;
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: инструменты: баян, аккордеон, гармошки восьми-пяти- трех клавишные, пюпитр, нотный материал, журнал «Тобольск» №6 2007г.
План урока:
I.Организационный этап
- приветствие, краткая характеристика учащегося;
-вступительное слово преподавателя по теме урока.
II. Основная часть урока
-работа над упражнениями, произведениями.
III. Заключительный этап.
-подведение итогов урока;
-домашнее задание.
Ход урока.
I.Краткая характеристика учащегося
Урок проводится с учеником 1 класса.
Вступительное слово преподавателя по теме.
Звукообразование на аккордеоне и баяне зависит от способов нажатия клавиш – туше, и способов ведения меха. Такой специфики не имеет никакой другой инструмент.
Для того,чтобы точно и выразительно передать авторский замысел в исполнении произведения, нужно с 1 класса учиться технике ведения меха: выполнять ровное движение меха, ускорение или замедление, меховой рывок и тремоло мехом.
1. упражнение: Полька-mf, Вальс- p, Марш – mf . Цель: ровное ведение меха при разной динамике. Поработать над ведением меха, чтобы на разжим и сжим вести ровно мех, слушать, чтобы бас был глубокий, аккорд короткий. Показ преподавателем.
2. упражнение: «Самолет». Цель: ведение меха при ускорении и замедлении движения меха. Упражнение имитирует звук самолета, который приближается или удаляется, изменение динамики по графическому рисунку.
3. упражнение для правой руки «Ручеек», выполнять cres и dim – штрих легато (связно)
сrescendo- (Что такое?) -постепенное усиление звука достигается путем постепенного ускорения движения меха и diminuendo - постепенное ослабление силы звучания достигается путем замедления движения меха.
4 рнп « Как под горкой, под горой» выполнять ровное движение меха, также как в упр №1- mf, mp;
5. рнп «Я на горку шла» смена меха из-за такта, добиваться выразительного звучания mf – mp – mf, определить характер.
-Виртуозной игрой славились на Руси гармонисты, некоторые разновидности гармошек издавали на разжим и сжим разные звуки. Существовало выражение « трясти мехами». Гармонисты добивались своеобразного эффекта, который предвосхитил появление тремоло мехом.
В журнале «Тобольск» напечатаны воспоминания дедушки Слинкина П.Т. «Как я стал самоучно гармонным мастером». Рассмотреть с учеником фотографию - сосчитать гармошки ( на фотографии 11, а всего 40 и гармошек , начиная с двухклавишной, и баянов)
Преподаватель показывает гармошки, изготовленные дедушкой Слинкиным Павлом Терентьевичем ( исполнение на трехклавишной рнп Камаринская, на пятиклавишной Русская полька, на восьмиклавишной с колокольчиками Саратовские припевки)
Выступали с сестрами в передаче «Играй, гармонь».
Дать гармошку ученику, чтобы сравнить ведение меха на гармошке и на баяне, сделать вывод, что на гармошке смена меха не по фразам, а в зависимости от звукообразования на разжим и сжим.
Игра 3 пьес из сюиты «В мире сказок»
- Латышев «Марш Бармалея», «Вальс Мальвины», «Емеля на печи» из сюиты « В мире сказок». Сюита –это цикл пьес, объединенных общим содержанием.
Работа над ведением, сменой меха, тремоло меха.
III. Подведение итогов.
Список литературы.
1.Бажилин Р Школа игры на аккордеоне. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство В. Катанского, 2001.
Крылова Г.И.Азбука маленького баяниста.Владос-Пресс, 2010
2. Липс Ф.Искусство игры на баяне.-М.: Музыка,2004
4.Стативкин Г.. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. М.: Музыка, 1989