12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Милицина Марина Александровна32
Преподаватель химии, экологических основ природопользования
Россия, Красноярский край, Красноярск
2

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экологические основы природопользования» по теме «Группы отходов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»

Методическая разработка открытого занятия

по теме «группы отходов»

Учебная дисциплина

Экологические основы природопользования

Специальность (профессия)

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Группа

Х 16-12

 

 

Рассмотрено:

На заседании ПЦК ________

Протокол № ___ от ________ 20___ г.

Председатель ПЦК ________________

Составитель:

Преподаватель химии и экологии

Милицина М.А.

 

 

Красноярск 2018

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………...

3

Основная часть…………………………………………………………….

3

Заключение…………………………………………………………………

9

Список литературы………………………………………………………...

10

Приложение 1 ……………………………………………………………..

11

Приложение 2 ……………………………………………………………..

12

Приложение 3 ……………………………………………………………..

13

 

 

Введение

В современном обществе вопросы экологии и рационального природопользования остаются одними из самых обсуждаемых и актуальных. Для развития и воспитания будущих технологов хлеба, кондитерских и макаронных изделий важно прививать экологическую сознательность, как для граждан Российской Федерации, так и для будущих специалистов своего дела. Любая технология, в том числе и пищевая промышленность, является отходным производством. Для того чтобы разобраться, как хлебопекарное производство может повлиять на окружающую среду, нужно владеть вопросами классификации отходов, причинах их появления и способах утилизации.

В процессе преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования» замечено, что не все обучающиеся понимают значимость обсуждающих тем. Некоторые студенты высказывают либо нейтральное отношение к экологическим проблемам, либо считают, что сами не могут ничего изменить в сложившейся экологической ситуации. Большая часть обучающихся проявляет интерес и вступают в беседы по обсуждению проблем и какой вклад в улучшение экологической обстановки и возрастанию экологической сознательности они могут внести.

Целью разработки является повышение экологической сознательности обучающихся как граждан РФ и будущих технологов пищевой промышленности.

Для достижения цели необходимо объяснить ситуационную проблему, сложившуюся в современном мире, рассказать про зарубежный опыт работы над проблемой и предложить студентам подумать над вариантами решения проблемы в нашей стране, крае или городе.

Для дисциплины «Экологические основы природопользования» относительно мало современной учебной литературы, соответствующей ФГОСам III поколения. При подготовке к занятиям используются разнообразные источники, начиная с природоохранного законодательства, заканчивая статьями в научных изданиях и данными экологических сайтов.

Основная часть

План-конспект занятия

Дата проведения: 24 апреля 2018

Группа: Х 16-12

Номер занятия по КТП: 5

Тема занятия: «Группы отходов»

Цели занятия:

1.Образовательная: способствовать формированию знаний о группах отходов и способов их утилизации;

2.Развивающая: способствовать формированию навыков распределения бытовых отходов по фракциям; стимулировать познавательную активность обучающихся; способствовать формированию ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

3.Воспитательная: продолжить формирование самостоятельности, внимания и памяти; способствовать формированию бережного отношения к природе; способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Метапредметные связи:

1. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации.

2. Регулятивные: умение оценивать важность поставленного вопроса.

3. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

Продолжительность занятия - 45 минут.

Междисциплинарные связи – химия (токсичные химические вещества и соединения, разложение органических веществ), биология (природные экосистемы и урбанизация).

Количество учащихся – 22 человека.

Тип занятия – изучение нового материала.

Вид занятия – лекция.

Форма организации обучающихся – фронтальная.

Технологии и методы обучения – ИКТ – технология (использование компьютера и программы), наглядный (презентация), словесный (разъяснение, беседа), частично-поисковый (рефлексия), проблемный (положительные и отрицательные стороны вида утилизации отходов).

Учебно-наглядные пособия: презентация.

ТСО: компьютер, проектор

Сценарий занятия

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Мотивация – 2 минуты

3. Изучение нового материала - 35 минут

4. Рефлексия – 5 минут

5. Домашнее задание – 1 минута

Содержание учебного материала

1. Организационный момент – 2 минуты

Приветствие. Проверка присутствующих и готовности к занятию.

2. Мотивация – 2 минуты

С развитием человечества постепенно происходило развитие технологий. Любая технология производства, будь то металлургическая, швейная или пищевая, сопровождается отходами производства. Будущим технологам хлебопекарного производства важны знания об отходах производства и потребления для лучшего понимания технологических процессов. Тема нашего занятия «Группы отходов». Разберемся, что называют отходами, какие они бывают, как их утилизируют.

3. Изучение нового материала – 35 минут

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом [1].

Согласно Приказу № 511 от 15 июня 2001 года Министерства природных ресурсов РФ все отходы разделяются на 5 категорий (приложение 1), от 1 до 5 понижается степень опасности [3].

Способы утилизации отходов (приложение 2):

1. Депонирование. Депонирование (накопление) – самый традиционный способ избавления от отходов, при котором отходы собирают и отвозят на свалки. Большинство свалок несанкционированные. Они самостихийно возникают вокруг населенных пунктов и дачных поселков. В более цивилизованном варианте отходы депонируют на полигонах – в глубоких ваннах, дно которых покрыто водонепроницаемым материалом (слоем водоупорной глины, полиэтиленом и т.п.). Из необорудованной свалки вытекают снеговые и дождевые воды, просочившиеся через толщу мусора и загрязнившиеся при этом продуктами разложения отходов. На полигоне эти воды собирают в специальные емкости и направляют на очистные сооружения для переработки. После того, как ванна заполнится отходами, ее покрывают слоем земли и засаживают деревьями.

Независимо от варианта депонирования мусора при перегнивании органических составляющих отходов образуется метан и выделяется в атмосферу. Кроме того, большую часть перегнивающих отходов можно было бы использовать в качестве вторичного сырья. Растет и площадь, занятая полигонами (они заполняются за 2-5 лет, самые большие – за 15 лет).

В городе Красноярске захоронением и частичной сортировкой и переработкой мусора занимаются такие организации, как ООО «Вторичные ресурсы», ЗАО «Зеленый город» , ООО «Сибирские экологические технологии» и др.

2. Сжигание. Отходы сжигают на специальных мусоросжигательных заводах и за счет этого процесса получают некоторое количество энергии. В настоящее время интерес к МСЗ на территории России снизился. МСЗ перерабатывают очень большой объем отходов, и золы после сжигания остается достаточно много. Она бывает токсичной и ее необходимо захоранивать. Одновременно МСЗ загрязняют атмосферу, причем опасными веществами, которые не разлагаются при обычной температуре горения. Для более качественного сжигания необходима высокая температура горения.

В зарубежных странах, например, Японии основную часть бытовых отходов сжигают при температуре примерно 1,5 тыс. 0С, а золу используют для насыпания новых площадок в море под городское строительство. В Китае на МСЗ утилизируется 40% мусора, в ближайшие 5 лет планируют повысить показатель до 60%. На территории Швейцарии депонирование запрещено, зато действуют 30 МСЗ. Многие страны, сжигающие мусор, отапливают жилые помещения за счет полученной энергии. В странах Европы МСЗ находятся в 30 метрах от населенных пунктов.

3. Сортировка и переработка. Самый перспективный, экологичный и экономически выгодный способ обращения с отходами – это сортировка с последующей переработкой. В идеальном варианте население само сортирует отходы, помещая их разные фракции в разные контейнеры. Так поступают жители многих городов Европы. В любом случае выделяют фракции бумаги, пластика, стекла, металла, органических остатков. Крупногабаритный мусор вывозят отдельно.

Организовывать сортировку отходов населением – задача сложная. К примеру, в России большая часть горожан живет в квартирах с маленькими кухнями, в которых сложно разместить несколько емкостей для сбора разных фракций мусора. Поэтому, вероятно, экономические стимулы окажутся более эффективными, чем призывы к гражданам проявлять сознательность и активно участвовать в мероприятиях по поддержанию чистоты окружающей среды. Подобные обращения действенны в том случае, когда уровень экологической культуры достаточно высок и население понимает важность сбора сортированных отходов.

На официальном сайте Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края есть карта города Красноярска с информацией, куда можно сдать отходы различного класса опасности на переработку[4].

4. Уменьшение объема ТБО путем снижения потребления. Около 50 лет назад в США заговорили о том, что человечеству необходима программа производства и потребления товаров, которая позволит свести к минимуму количество отходов. Вскоре в развитых странах зародилось и быстро набрало популярность общественное экологическое движение в поддержку идеи о безотходном потреблении, называемое Zero Waste (ноль отходов). Основные цели данной концепции – увеличение объема переработки и снижение количества отходов. Данное направление активно развивается и принесло свои плоды. Изобрели съедобную чашку для кофе, съедобную пищевую пленку для продуктов питания, стакан из агар-агара, которым могут питаться не только люди, но и микроорганизмы, съедобные пряничные ложки.

Полностью избавится от отходов, конечно, недостижимо, поскольку какая-то их часть всегда будет непереработанной. Значит, их придется депонировать или сжигать [2].

4. Рефлексия – 5 минут

Представим, что нам необходимо разобрать мусор по фракциям и разложить в соответствующий контейнер для дальнейшей переработки. Буду называть предметы, которые нужно утилизировать, а вы говорите, в какой контейнер нужно его поместить (приложение 3).

5. Домашнее задание – 1 минута

Доклады на темы «Отходы хлебопекарного производства»; «Отходы кондитерского производства»; «Отходы макаронного производства».

Заключение

Тема методической разработки затрагивает повседневную жизнь каждого человека. Большая часть людей выбрасывают ежедневно разнообразный мусор и не задумываются о последствиях. Для развития будущих технологов хлебопекарного производства как компетентных специалистов необходимы знания об отходах для проектирования своих технологий и разработки технологических схем производства. При изучении профильных дисциплин, связанных с технологическими процессами, должны затрагиваться вопросы отходов производств на каждой стадии. На бытовом уровне каждому гражданину РФ нужно уметь определять фракцию отхода для рациональной утилизации без критического урона окружающей среде.

Лекционная форма подачи материала считается классической для высших и средне профессиональных образовательных учреждений. Возраст обучающихся позволяет использование лекции, как одной из основных видов деятельности педагога.

Список литературы

1. Основные источники:

1. Саенко О.Е. Экологические основы природопользования: учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. – Москва: КНОРУС, 2017. – 214 с. – (Среднее профессиональное образование).

2. Дополнительные источники:

2. Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся в общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 384 с.

3. Интернет-ресурсы:

3. Классификация опасности отходов в России – [Электронный ресурс] - http://net-othodov.com/stati/klassifikacija-opasnosti-othodov-v-rossi.html

4. Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края – [Электронный ресурс] - http://www.mpr.krskstate.ru

5. Экологическое проектирование «Одум» - [Электронный ресурс] - http://www.odum24.ru/organizatsii-po-vyvozu-otkhodov-musora

Приложение 1.

Классы опасности отходов

Класс отходности

Степень наносимого вреда

Параметры принадлежности веществ к классу

Примеры материалов, веществ, товаров

1. Чрезвычайно опасные

Очень высокая

Окружающая среда непоправимо повреждена. Нет восстановительного периода.

Ртутьсодержащие приборы (градусники, люминесцентные лампы)

2. Высокоопасные

Высокая

Окружающая среда повреждена сильно. Восстановительный период не менее 30 лет.

Батареи аккумуляторов, материалы из свинца, щелочи и кислоты, вторсырье нефтяной промышленности.

3. Умеренно опасные

Средняя

Окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 10 лет.

Ацетон, отработанные моторные масла и фильтры, дизельное топливо, пыль от цемента, помет животных сельского хозяйства.

4. Малоопасные

Низкая

Окружающая среда повреждена. Восстановительный период не менее 3 лет.

Строительный и бытовой мусор, покрышки, бумага, картон, асфальтовые отходы, древесные отходы с пропиткой.

5. Практически не опасные

Очень низкая

Окружающая среда почти не повреждена.

Скорлупа, стружка от дерева, обломки кирпича, керамика, отходы пищи.

Приложение 2

Способы утилизации отходов

Приложение 3

На слайде презентации изображены контейнеры для отходов (бумага, картон, стекло, пластик, металл, пищевые отходы, несортируемый мусор, опасные отходы). Преподаватель называет пример отхода, а обучающиеся соотносят его с нужным контейнером.

Список отходов:

1. Стеклянная бутылка (стекло)

2. Вилка (металл)

3. Старые виниловые обои (несортируемый мусор)

4. Журнал (бумага, картон)

5. Градусник (опасные отходы)

6. Обломки кирпича (несортируемый мусор)

7. Бумажный пакет (бумага, картон)

8.Контейнер для еды (пластик)

9. Очистки картофеля (пищевые отходы)

10. Батарейка (опасные отходы)

11. Хрустальная ваза (стекло)

12. Мука (пищевые отходы)

13. Бутылка от шампуня (пластик)

14. Картонная коробка (бумага, картон)

15. Огрызок яблока (пищевые отходы)

16. Аккумулятор от телефона (опасные отходы)

17. Разбитое окно (стекло)

18. Кочерыжка от капусты (пищевые отходы)

19. Газета (бумага, картон)

20. Керамическая тарелка (несортируемый мусор)

21. Люминесцентная лампа (опасные отходы)

22. Стеклянная кружка (стекло)

23. Тесто (пищевые отходы)

24. Одноразовая посуда (пластик)

25. Книги (бумага, картон)

26. Консервная банка (металл)

27. Полиэтиленовый пакет (пластик)

28. Скорлупа яиц (пищевые отходы)

29. Гвозди (металл)

30. Апельсиновые корки (пищевые отходы)

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.