Методическая разработка открытого урока на тему: «Домра в гостях у дошкольной группы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка открытого урока
на тему:
«Домра в гостях у дошкольной группы»
Автор: преподаватель по классуспециального фортепиано, сольфеджио и музыкальной литературы МБУДО «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла Бабочкина Наталья Дмитриевна
Вуктыл 2022 г.
Введение
В методической разработке представлен материал, направленный на ориентирование преподавателей Детских музыкальных школ и Школ искусств на работу с детьми дошкольной группы. Очень важно дать материал юному слушателю так, чтобы он заинтересовался и увлекся им, ведь тема непроста, а результат этой темы — это профориентация и правильный выбор инструмента!
Первые уроки классах инструменталистов должны охватывать не только практические виды работ, но и теоретические. Ребенок должен знать, какой инструмент он держит в руках, знакомиться с устройством своего инструмента. Только тогда, когда это будет освоено, можно переходить к
Цель работы- познакомить обучающихся дошкольной группы с инструментом «Домра».
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Образовательные:
- рассказать историю инструмента, его роль в народной культуре;
- показать инструмент и рассказать о его строе и строении.
2. Развивающие:
- развиваем абстрактно-образное мышление, воображение, внимание и концентрацию;
- обогащаем кругозор обучающихся.
3. Воспитательные:
- воспитываем музыкальность, настойчивость, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, отзывчивость на инструмент и исполняемые на нем произведения.
Основные формы и методы работы:
- словесный метод (рассказ об инструменте;
-наглядно-слуховой (показ, наблюдение);
- практический (демонстрация игры на домре);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
- тактильная наглядность (непосредственное ощущение инструмента).
Средства обучения: домра, фортепиано, стул, дидактический материал, видеокамера.
Структура учебного занятия
Урок проводится с обучающимися дошкольной группы.
Дата открытого урока: 6 декабря 2022г.
Форма урока: групповая.
Тип урока: урок – обобщение.
Методы обучения:
- практические, наглядные, словесные;
-объяснительно-иллюстративные.
Присутствующие: Марченко Юлия Федоровна, Антонова Надежда Николаевна, Кукшинова Наталья Владимировна, Козыревская Екатерина Андреевна, Кропанева Фаина.
Музыкальный материал:
- С.Василенко «Танец»;
- Дж. Пьерпонт "Бубенчики".
План урока
1. Знакомство с историей инструмента «Домра».
2. Знакомство со строением и строем инструмента.
3. Демонстрация возможностей инструмента.
Ход урока
В преддверии Нового года в класс к обучающимся дошкольной группы заглянула Домра.
Преподаватель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы на нашем уроке познакомимся с русским народным музыкальным инструментом- «Домрой». С давних времен простой народ на Руси талантливо отображал свои душевные переживания в народном творчестве, помощниками им были различными музыкальные инструменты. Так вот «Домра»- один из них. Посмотрите, какой это красивый инструмент (Преподаватель показывает домру детям). Вы помните, как мы весело праздновали народный зимний праздник «Святки», связанный с приходом Нового года? Вот и в старину молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами ходили по домам и дворам и колядовали:
Сею - вею, подсеваю
С Новым годом поздравляю!
Дети, как Вы думаете, на что похожа Домра? Какая она?
Дети: на ложку. Она деревянная!
Преподаватель: я с Вами соглашусь! А теперь давайте мы с Вами познакомимся с историей этого удивительного инструмента и узнаем, как же он к нам попал!
Дети: дааа…
Преподаватель: Давным-давно из далеких-предалеких арабо-персидских стран пришел к нам вместе с купцами один очень интересный инструмент. Происходил он от славного рода древних египетских инструментов по названию - танбур. Проехал он по караванному пути до самого Закавказья. Полюбился на Руси инструмент, и дали ему название-«Домра». Этот инструмент обладает большой выразительностью! Звук у домры звонкий, но он быстро затухает. Играют на домре маленькой пластиночкой. Название у нее-медиатор. Народные музыканты мастерили медиаторы из рыбьей косточки или пёрышка. Мастер-игрец на домре назывался домрач или домрачей. Самые умелые домрачи освоили волшебный приём – тремоло. От него звук становится похож на шелест листвы.
Раньше на домре играли скоморохи. Они устраивали яркие представления с песнями и плясками. Спустя время семейство домр стало разрастаться. У них появился старший брат «басистая» домра и крошечная домра-пикколо, или, как её ласково называли, «домришко».
А сейчас я Вам расскажу о струнах этого инструмента!
Ой, звенит она звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны
У домры три струны. Давайте попробуем запомнить их имена:
Самая тонкая «ре».
Средняя «ля».
Самая толстая «ми».
Преподаватель показывает струны на домре, нажимая их.
Преподаватель: Вот мы и узнали о нашей домре. Давай откроем наши альбомы, возьмем яркие карандаши и фломастеры и нарисуем красивую домру (Дети рисуют инструмент).
К нам в гости сегодня пришли ученица 4 класса Фаина Кропанева со своим преподавателем Кукшиновой Натальей Владимировной и концертмейстером Марченко Юлией Федоровной. Фаина учится в нашей школе игре на домре.
Давайте послушаем неповторимый бархатистый тембр и звонкий звук нашей домры в исполнении Фаины.
Девочка играет С.Василенко «Танец».
Преподаватель: А теперь давайте мы с Вами окунемся в сказочный мир, наполненный волшебством, и послушаем в исполнении Фаины новогоднюю пьесу Дж. Пьерпонта "Бубенчики".
Вам понравилась игра девочка? Понравилось ли, как бархатно звучит наша домрочка?
Дети: дааа…Очень понравилось!!!
Преподаватель: сегодня наш урок подошел к концу. При следующих наших встречах мы с вами будем знакомиться, дорогие ребята, с другими инструментами, такими, как «скрипка», «баян», «фортепиано»…
Давайте поаплодируем нашим гостях и скажем «Спасибо», что пришли к нам в гости и подарили свои волшебные звуки на инструменте «Домра»!
Дети: спасибо!!!
Преподаватель: сегодняшний урок подошел к концу! До новых встреч!!!
Заключение
Очень важно в нынешнее время зажечь интерес ребенка к музыке, к предмету, к игре на инструменте. Для этого нужно использовать все средства, которые только возможны в современном мире!
Отношение ребенка к музыкальному обучению, на каком бы инструменте он не играл, зависит от первого преподавателя. Задача преподавателя- стремиться выявить и развить все лучшие музыкальные задатки каждого ученика. Это и есть индивидуальный подход к ученику и одновременно путь к педагогическому мастерству.
Преподаватель должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но хорошим психологом, чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.
Качественная работа с обучающимися 6-7 лет возможна только при взаимодействии преподавателя с родителями. Когда родители присутствуют на уроке, запоминают требования педагога, контролируют и помогают ребенку выполнять домашние задания, можно говорить об успешном результате обучения!
Список использованной литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Советский композитор, 1986;
2. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. СПб: Композитор, 2004;
3. Егоров В. Расскажи стихи руками. М.: Совер, 1992;
4. Колбанов В. Валеологический практикум: учебное пособие для педагогов. СПб.: СПбАПДО, 2005;
5. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. М.: Педагогическое образование, 2001.
13