Методическая разработка открытого урока на тему: «Домра в гостях у дошкольной группы»

3
0
Материал опубликован 3 August

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла

Методическая разработка открытого урока

на тему:

«Домра в гостях у дошкольной группы»



Автор: преподаватель по классуспециального фортепиано, сольфеджио и музыкальной литературы МБУДО «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла Бабочкина Наталья Дмитриевна

Вуктыл 2022 г.

Введение

В методической разработке представлен материал, направленный на ориентирование преподавателей Детских музыкальных школ и Школ искусств на работу с детьми дошкольной группы. Очень важно дать материал юному слушателю так, чтобы он заинтересовался и увлекся им, ведь тема непроста, а результат этой темы — это профориентация и правильный выбор инструмента!

Первые уроки классах инструменталистов должны охватывать не только практические виды работ, но и теоретические. Ребенок должен знать, какой инструмент он держит в руках, знакомиться с устройством своего инструмента. Только тогда, когда это будет освоено, можно переходить к 

Цель работы- познакомить обучающихся дошкольной группы с инструментом «Домра».

Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Образовательные:

- рассказать историю инструмента, его роль в народной культуре;

- показать инструмент и рассказать о его строе и строении.

2. Развивающие:

- развиваем абстрактно-образное мышление, воображение, внимание и концентрацию;

- обогащаем кругозор обучающихся.

3. Воспитательные:

- воспитываем музыкальность, настойчивость, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, отзывчивость на инструмент и исполняемые на нем произведения.

Основные формы и методы работы:

- словесный метод (рассказ об инструменте;

-наглядно-слуховой (показ, наблюдение);

- практический (демонстрация игры на домре);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

- тактильная наглядность (непосредственное ощущение инструмента).

Средства обучения: домра, фортепиано, стул, дидактический материал, видеокамера.


Структура учебного занятия

Урок проводится с обучающимися дошкольной группы.

Дата открытого урока: 6 декабря 2022г.

Форма урока: групповая.

Тип урока: урок – обобщение.

Методы обучения:

- практические, наглядные, словесные;

-объяснительно-иллюстративные.

Присутствующие: Марченко Юлия Федоровна, Антонова Надежда Николаевна, Кукшинова Наталья Владимировна, Козыревская Екатерина Андреевна, Кропанева Фаина.

Музыкальный материал:

- С.Василенко «Танец»;

- Дж. Пьерпонт "Бубенчики".


План урока

1. Знакомство с историей инструмента «Домра».

2. Знакомство со строением и строем инструмента.

3. Демонстрация возможностей инструмента.

Ход урока

В преддверии Нового года в класс к обучающимся дошкольной группы заглянула Домра.

Преподаватель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы на нашем уроке познакомимся с русским народным музыкальным инструментом- «Домрой». С давних времен простой народ на Руси талантливо отображал свои душевные переживания в народном творчестве, помощниками им были различными музыкальные инструменты. Так вот «Домра»- один из них. Посмотрите, какой это красивый инструмент (Преподаватель показывает домру детям). Вы помните, как мы весело праздновали народный зимний праздник «Святки», связанный с приходом Нового года? Вот и в старину молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами ходили по домам и дворам и колядовали:

Сею - вею, подсеваю

С Новым годом поздравляю!

t1722662781aa.jpg1

Дети, как Вы думаете, на что похожа Домра? Какая она?

 Дети: на ложку. Она деревянная!

Преподаватель: я с Вами соглашусь! А теперь давайте мы с Вами познакомимся с историей этого удивительного инструмента и узнаем, как же он к нам попал!

Дети: дааа…

t1722662781ab.jpg

Преподаватель: Давным-давно из далеких-предалеких арабо-персидских стран пришел к нам вместе с купцами один очень интересный инструмент. Происходил он от славного рода древних египетских инструментов по названию - танбур. Проехал он по караванному пути до самого Закавказья. Полюбился на Руси инструмент, и дали ему название-«Домра». Этот инструмент обладает большой выразительностью! Звук у домры звонкий, но он быстро затухает. Играют на домре маленькой пластиночкой. Название у нее-медиатор. Народные музыканты мастерили медиаторы из рыбьей косточки или пёрышка. Мастер-игрец на домре назывался домрач или домрачей. Самые умелые домрачи освоили волшебный приём – тремоло. От него звук становится похож на шелест листвы.

t1722662781ac.jpg

Раньше на домре играли скоморохи. Они устраивали яркие представления с песнями и плясками. Спустя время семейство домр стало разрастаться. У них появился старший брат «басистая» домра и крошечная домра-пикколо, или, как её ласково называли, «домришко».

А сейчас я Вам расскажу о струнах этого инструмента!

Ой, звенит она звенит!

Всех игрою веселит

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны

У домры три струны. Давайте попробуем запомнить их имена:

Самая тонкая «ре».

Средняя «ля».

Самая толстая «ми».

Преподаватель показывает струны на домре, нажимая их.

Преподаватель: Вот мы и узнали о нашей домре. Давай откроем наши альбомы, возьмем яркие карандаши и фломастеры и нарисуем красивую домру (Дети рисуют инструмент).

К нам в гости сегодня пришли ученица 4 класса Фаина Кропанева со своим преподавателем Кукшиновой Натальей Владимировной и концертмейстером Марченко Юлией Федоровной. Фаина учится в нашей школе игре на домре.

t1722662781ad.jpgt1722662781ae.jpg

t1722662781af.jpg

Давайте послушаем неповторимый бархатистый тембр и звонкий звук нашей домры в исполнении Фаины.

t1722662781ag.jpg

Девочка играет С.Василенко «Танец».

Преподаватель: А теперь давайте мы с Вами окунемся в сказочный мир, наполненный волшебством, и послушаем в исполнении Фаины новогоднюю пьесу Дж. Пьерпонта "Бубенчики".

Вам понравилась игра девочка? Понравилось ли, как бархатно звучит наша домрочка?

Дети: дааа…Очень понравилось!!!

Преподаватель: сегодня наш урок подошел к концу. При следующих наших встречах мы с вами будем знакомиться, дорогие ребята, с другими инструментами, такими, как «скрипка», «баян», «фортепиано»…

Давайте поаплодируем нашим гостях и скажем «Спасибо», что пришли к нам в гости и подарили свои волшебные звуки на инструменте «Домра»!

Дети: спасибо!!!

t1722662781ah.jpg

t1722662781ai.jpg

Преподаватель: сегодняшний урок подошел к концу! До новых встреч!!!

Заключение

Очень важно в нынешнее время зажечь интерес ребенка к музыке, к предмету, к игре на инструменте. Для этого нужно использовать все средства, которые только возможны в современном мире!

Отношение ребенка к музыкальному обучению, на каком бы инструменте он не играл, зависит от первого преподавателя. Задача преподавателя- стремиться выявить и развить все лучшие музыкальные задатки каждого ученика. Это и есть индивидуальный подход к ученику и одновременно путь к педагогическому мастерству.

Преподаватель должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но хорошим психологом, чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Качественная работа с обучающимися 6-7 лет возможна только при взаимодействии преподавателя с родителями. Когда родители присутствуют на уроке, запоминают требования педагога, контролируют и помогают ребенку выполнять домашние задания, можно говорить об успешном результате обучения!​​​​​​​

Список использованной литературы

1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Советский композитор, 1986;

2. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. СПб: Композитор, 2004;

3. Егоров В. Расскажи стихи руками. М.: Совер, 1992;

4. Колбанов В. Валеологический практикум: учебное пособие для педагогов. СПб.: СПбАПДО, 2005;

5. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. М.: Педагогическое образование, 2001.

13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации