Занятие по краеведению для старшей дошкольной группы на тему «В гостях у бабушки Анникки»
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»
(МДОУ «Детский сад № 20»)
Методическая разработка на всероссийский конкурс на лучший конспект фольклорного занятия
конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у бабушки Анникки»
Сведения об авторе работы:
Ванюкова Светлана Леонидовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 20»
Петрозаводск, 2018
Конспект организованной образовательной деятельности
«В гостях у бабушки Анникки» для детей старшего дошкольного возраста.
С первых лет жизни ребенок сталкивается с устным народным творчеством, доступным для восприятия детей данного возраста, именно через детский фольклор ребенок начинает познавать окружающий мир, впитывать память поколений.
В карельском фольклоре отражаются исторические особенности жизни и быта наших предков. Использование карельского фольклора в образовательной деятельности с дошкольниками способствует формированию общечеловеческих ценностей: трудолюбие, честность, чувство справедливости, смелость, а также развитию патриотических качеств, чувства ответственности за сохранение обычаев, традиций своего рода, гражданского становления подрастающего поколения. Народный фольклор является олицетворением нравственного облика народа, отражением реальной жизни в целом, в связи с этим, именно через фольклор происходит укрепление духовных ценностей детей, преемственность поколений.
Цель: ознакомление детей с богатством народной культуры карел через разные жанры карельского фольклора.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о разных жанрах карельского фольклора;
Познакомить детей с мудростью карельского народа на примере карельских поговорок;
Учить задумываться над смыслом карельских поговорок;
Учить детей отгадывать загадки своих предков, по характерным признакам.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы (воображение, восприятие, внимание, память, мышление);
Совершенствовать развитие координации, двигательных качеств через подвижную игру;
Способствовать расширению кругозора, словарного запаса дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к историческим устоям и жизни карел через устное народное творчество;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своей малой Родины.
Рекомендуемый возраст детей: старший дошкольный возраст.
Количество детей: 10-12 человек.
Предварительная работа: чтение карельских народных сказок, беседы с презентациями о жизни и быте карел, отгадывание загадок, описание предметов карельского народного быта, обсуждение русских поговорок и пословиц.
Место проведения: музей ДОУ этнографического типа «Карельская изба».
Оборудование: атрибуты экспозиций музея ДОУ, книги карельских народных сказок.
Ход организованной образовательной деятельности
Этапы ООД |
Содержание ООД |
Деятельность детей |
Вступительная часть |
||
Орг. момент
|
Воспитатель с детьми приходит в музей детского сада «Карельская изба». Детей встречает хозяйка дома, карельская бабушка, которая напевает песню и имитирует прядение на прялке. В.: Сегодня, ребята, нас пригласила к себе в гости карельская бабушка Анникки. Поздороваемся с ней. |
Дети заходят в музей «Карельская изба».
Дети здороваются. |
Основная часть |
||
Знакомство с хозяйкой избы Обсуждение карельской поговорки
Отгадывание карельских загадок
Исследование предметов
Малоподвижная игра «Гули, гули, раз»
Рассказывание сказки
|
Анникки: Добро пожаловать, в мое жилище! Присаживайтесь на лавки. Как хорошо, что вы пришли! У нас, карелов, есть даже поговорка: изба без детей, что гнездо без птиц! Ребята, а как вы думаете, что означает эта карельская поговорка? В.: Традиционная семья не мыслится без детей, ведь дети это продолжение рода. Анникки: Конечно, ведь карелы очень дорожат своим родом. В.: Бабушка Анникки, расскажи ребятам, не скучно ли тебе здесь одной? Анникки: Да разве я могу скучать, у меня полным-полно дел! Сейчас из шерсти моей овцы напряду нитей, да потом свяжу носки, да рукавицы для своих внуков. А вы знаете, как называются эти предметы? (Показывает прялку, веретено). Анникки: Верно! Ребята, а знакомы ли вам еще какие-нибудь предметы в моей избе? Сейчас загадаю вам загадки, а вы подумайте и назовите ответ. Все ответы вы можете увидеть здесь. 1. Овцы в огороде, хвосты вне. (Ложки в миске) 2. Есть у меня жеребец, что положишь, все несет. (Стол) 3. Поросенок вертится, брюхо полное. (Веретено с намотанными нитками) 4. Что в избе неподвижное? (Печь) 5. Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Иголка с ниткой) 6. Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок) Воспитатель показывает детям каждую отгадку, если есть затруднения, то объясняет смысл загадки. Анникки: Какие смышленые детишки ко мне пришли! Все загадки отгадали! Мои внуки тоже очень любят загадки отгадывать, бывало, сядут вечером на лавку, да и просят загадать им загадки. В.: Бабушка Анникки, а чем еще любят твои внуки заниматься? Анникки: Внучата у меня еще маленькие любят в игры играть. Хотите и вас научу? Проводится игра «Гули, гули, раз». Дети становятся парами, спиной друг к другу. Ведущий говорит слова: «Гули, гули, раз!» На слово «Раз» дети поворачивают голову друг к другу, если повернулись в одну сторону, то обнимаются, если в разные, то расходятся. В.: Да, весело с тобой бабушка. А вечером, когда становится темно, как можно время проводить? Анникки: Набегавшись, да наигравшись, за целый день, ребятки мои устают. И когда совсем стемнеет, затоплю я печурку, да рассказываю внучатам сказки, которые мне моя мама карелка рассказывала. Хотите и вам расскажу? Сказка моя будет, о том, как жили медведь, волк, да лиса. Бабушка Анникки рассказывает сказку «Медведь, волк и лиса». В.: Веселая и поучительная сказка. Анникки: У меня много еще карельских сказок есть, хотите и вам подарю? Только где же они у меня? В.: Ребята, а где же могли храниться карельские сказки? Поможем найти бабушке? Анникки: Молодцы, ребята, а я и запамятовала, что хранятся книги в моем сундуке. В.: Бабушка, спасибо, за подарки, нам пора возвращаться домой. Анникки: Заходите еще в гости, ребята. Будем вспоминать, как жили наши предки карелы в старые времена, ведь как говорит карельская пословица: «Без корней даже горькая трава не растет». Не забывайте своих предков и историю нашей малой Родины. До свидания! |
Предположения детей.
Ответы детей: прялка и веретено.
Дети отгадывают загадки.
Дети рассматривают предметы.
Дети играют в малоподвижную игру.
Дети слушают сказку.
Дети исследуют избу, находят книги сказок в сундуке, рассматривают их.
Дети прощаются с бабушкой. |
Использованная литература и интернет-источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
2. http://kartravel.ru/kazan.html (загадки и поговорки)
Приложения
Фотографии с мероприятия
|
|
|
|
В карельской избе… |
Рассказывание сказки |
Сундук со сказками |
Рассматривание книг в группе |
Текст карельской сказки «Медведь, волк и лиса»
Посеяли однажды медведь, волк и лиса рожь. Поспела рожь. Сжали они ее и свезли в ригу. Просушили снопы, стали молотить. А лиса поднялась на колосники, будто бы придерживает их, а сама нет-нет да и сбросит колосник то волку, то медведю на голову. Говорят они лисе:
- Держи, кума-лиса, колосники хорошенько, чтоб не падали!
Лиса отвечает:
-Уж я так стараюсь, так стараюсь, да они не держатся!
А сама нарочно по жердочке роняет.
Обмолотили медведь и волк рожь. Вышло три кучи: в куче поменьше - зерно, в средней куче - мякина, а в самой большой - солома. Стали делить урожай.
Лиса говорит:
- Давайте так поделим: меньшому - маленькую кучу, среднему - среднюю, большому –
большую.
Так и сделали. Лисе досталось зерно, волку мякина, а медведю солома.
Стали они молоть. У лисы жернов стучит, а у волка и медведя тихонечко шуршит. Волк с медведем и спрашивают:
- Почему у тебя, кума-лиса, жернов стучит, а у нас только шуршит?
Лиса говорит:
- Я как молоть начала, подсыпала песку, потому жернов у меня и стучит.
Подсыпали волк и медведь песку - и у них жернова застучали. Смололи они все и принялись кашу варить. Варят, варят, у лисы каша белая и пыхтит, а у волка с медведем черная и не пыхтит. Спрашивают они у лисы:
- Почему у тебя каша белая и пыхтит, а у нас такая черная и не пыхтит? Дай попробовать твоей каши.
- Нет, сперва я вашей попробую.
Взяла лиса немного каши у волка и медведя, положила незаметно в свой котел, с краю, и говорит:
- С этого, с этого краю пробуйте!
Попробовал медведь, говорит:
- Твоя каша не лучше моей.
Медведь-то своей каши отведал!
Попробовал волк:
- Хрен редьки не слаще.
Ему тоже своя каша досталась.
- А почему у тебя каша белей? - не унимаются волк и медведь.
Лиса отвечает:
- Я муку в проточной воде держала, оттого и каша белей.
Собрали волк и медведь мякину и солому, опустили в речку — у них все и унесло.
Вот как их кума-лиса обманула.