Занятие по краеведению для старшей дошкольной группы на тему «В гостях у бабушки Анникки»

7
0
Материал опубликован 24 November 2018 в группе

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа 
«Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»

 (МДОУ «Детский сад № 20»)

 

Методическая разработка на всероссийский конкурс на лучший конспект фольклорного занятия

конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у бабушки Анникки»

 

 

Сведения об авторе работы:

 

Ванюкова Светлана Леонидовна,

 воспитатель МДОУ «Детский сад № 20»

 

Петрозаводск, 2018

Конспект организованной образовательной деятельности

 «В гостях у бабушки Анникки» для детей старшего дошкольного возраста.

С первых лет жизни ребенок сталкивается с устным народным творчеством, доступным для восприятия детей данного возраста, именно через детский фольклор ребенок начинает познавать окружающий мир, впитывать память поколений.

В карельском фольклоре отражаются исторические особенности жизни и быта наших предков. Использование карельского фольклора в образовательной деятельности с дошкольниками способствует формированию общечеловеческих ценностей: трудолюбие, честность, чувство справедливости, смелость, а также развитию патриотических качеств, чувства ответственности за сохранение обычаев, традиций своего рода, гражданского становления подрастающего поколения. Народный фольклор является олицетворением нравственного облика народа, отражением реальной жизни в целом, в связи с этим, именно через фольклор происходит укрепление духовных ценностей детей, преемственность поколений.  

Цель: ознакомление детей с богатством народной культуры карел через разные жанры карельского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о разных жанрах карельского фольклора;

Познакомить детей с мудростью карельского народа на примере карельских поговорок;

Учить задумываться над смыслом карельских поговорок;

Учить детей отгадывать загадки своих предков, по характерным признакам.

Развивающие:

Развивать познавательные процессы (воображение, восприятие, внимание, память, мышление);

Совершенствовать развитие координации, двигательных качеств через подвижную игру;

Способствовать расширению кругозора, словарного запаса дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к историческим устоям и жизни карел через устное народное творчество;

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своей  малой Родины.

Рекомендуемый возраст детей: старший дошкольный возраст.

Количество детей: 10-12 человек.

Предварительная работа: чтение карельских народных сказок, беседы с презентациями о жизни и быте карел, отгадывание загадок, описание предметов карельского народного быта, обсуждение русских поговорок и пословиц.

Место проведения: музей ДОУ этнографического типа «Карельская изба».

Оборудование: атрибуты экспозиций музея ДОУ, книги карельских народных сказок.

 Ход организованной образовательной деятельности

Этапы ООД

Содержание ООД

Деятельность детей

Вступительная часть

Орг. момент

 

Воспитатель с детьми приходит в музей детского сада «Карельская изба».

Детей встречает хозяйка дома, карельская бабушка, которая напевает песню и имитирует прядение на прялке.

В.: Сегодня, ребята, нас пригласила к себе в гости карельская бабушка Анникки. Поздороваемся с ней.

Дети заходят в музей «Карельская изба».

 

  Дети здороваются.

Основная часть

Знакомство с хозяйкой избы

Обсуждение карельской поговорки

 

 

 

 

 

 

  

 

  

Отгадывание карельских загадок

 

 

 

 

 

 

  

Исследование предметов

 

 

 

 

 

 

  Малоподвижная игра «Гули, гули, раз»

 

 

 

 

 

 

 

  Рассказывание сказки

 

Анникки: Добро пожаловать, в мое жилище! Присаживайтесь на лавки. Как хорошо, что вы пришли! У нас, карелов, есть даже поговорка: изба без детей, что гнездо без птиц! Ребята, а как вы думаете, что означает эта карельская поговорка?

В.: Традиционная семья не мыслится без детей, ведь дети это продолжение рода.

Анникки: Конечно, ведь карелы очень дорожат своим родом.

В.: Бабушка Анникки, расскажи ребятам, не скучно ли тебе здесь одной?

Анникки: Да разве я могу скучать, у меня полным-полно дел! Сейчас из шерсти моей овцы напряду нитей, да потом свяжу носки, да рукавицы для своих внуков. А вы знаете, как называются эти предметы? (Показывает прялку, веретено).

Анникки: Верно! Ребята, а знакомы ли вам еще какие-нибудь предметы в моей избе? Сейчас загадаю вам загадки, а вы подумайте и назовите ответ. Все ответы вы можете увидеть здесь.

1.      Овцы в огороде, хвосты вне. (Ложки в миске)

2.      Есть у меня жеребец, что положишь, все несет. (Стол)

3.      Поросенок вертится, брюхо полное. (Веретено с намотанными нитками)

4.      Что в избе неподвижное? (Печь)

5.      Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Иголка с ниткой)

6.      Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)

Воспитатель показывает детям каждую отгадку, если есть затруднения, то объясняет смысл загадки.

Анникки: Какие смышленые детишки ко мне пришли! Все загадки отгадали! Мои внуки тоже очень любят загадки отгадывать, бывало, сядут вечером на лавку, да и просят загадать им загадки.

В.: Бабушка Анникки, а чем еще любят твои внуки заниматься?

Анникки: Внучата у меня еще маленькие любят в игры играть. Хотите и вас научу?

Проводится игра «Гули, гули, раз».

Дети становятся парами, спиной друг к другу. Ведущий говорит слова: «Гули, гули, раз!» На слово «Раз» дети поворачивают голову друг к другу, если повернулись в одну сторону, то обнимаются, если в разные, то расходятся.

В.: Да, весело с тобой бабушка. А вечером, когда становится темно, как можно время проводить?

Анникки: Набегавшись, да наигравшись, за целый день, ребятки мои устают. И когда совсем стемнеет, затоплю я печурку, да рассказываю внучатам сказки, которые мне моя мама карелка рассказывала. Хотите и вам расскажу? Сказка моя будет, о том, как жили медведь, волк, да лиса.

Бабушка Анникки рассказывает сказку «Медведь, волк и лиса».

В.: Веселая и поучительная сказка.

Анникки: У меня много еще карельских сказок есть, хотите и вам подарю? Только где же они у меня?

В.: Ребята, а где же могли храниться карельские сказки? Поможем найти бабушке?

Анникки: Молодцы, ребята, а я и запамятовала, что хранятся книги в моем сундуке.

В.: Бабушка, спасибо, за подарки, нам пора возвращаться домой.

Анникки: Заходите еще в гости, ребята. Будем вспоминать, как жили наши предки карелы в старые времена, ведь как говорит карельская пословица: «Без корней даже горькая трава не растет». Не забывайте своих предков и историю нашей малой Родины. До свидания!

  Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы детей: прялка и веретено.

 

 

 Дети отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 Дети рассматривают предметы.

 

 

 

 

 

 

  Дети играют в малоподвижную игру.

 

 

 

 

 

 

  Дети слушают сказку.

 

 

 

 Дети исследуют избу, находят книги сказок в сундуке, рассматривают их.

 

 

   Дети прощаются с бабушкой.

 

Использованная литература и интернет-источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

2. http://kartravel.ru/kazan.html (загадки и поговорки)

Приложения

Фотографии с мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

В карельской избе…

Рассказывание сказки

Сундук со сказками

Рассматривание книг в группе

Текст карельской сказки «Медведь, волк и лиса»
Посеяли однажды медведь, волк и лиса рожь. Поспела рожь. Сжали они ее и свезли в ригу. Просушили снопы, стали молотить. А лиса поднялась на колосники, будто бы придерживает их, а сама нет-нет да и сбросит колосник то волку, то медведю на голову. Говорят они лисе:

- Держи, кума-лиса, колосники хорошенько, чтоб не падали!

Лиса отвечает:

-Уж я так стараюсь, так стараюсь, да они не держатся!

А сама нарочно по жердочке роняет.

Обмолотили медведь и волк рожь. Вышло три кучи: в куче поменьше - зерно, в средней куче - мякина, а в самой большой - солома. Стали делить урожай.

Лиса говорит:

- Давайте так поделим: меньшому - маленькую кучу, среднему - среднюю, большому –

большую.
Так и сделали. Лисе досталось зерно, волку мякина, а медведю солома.
Стали они молоть. У лисы жернов стучит, а у волка и медведя тихонечко шуршит. Волк с медведем и спрашивают:

- Почему у тебя, кума-лиса, жернов стучит, а у нас только шуршит?
Лиса говорит:

- Я как молоть начала, подсыпала песку, потому жернов у меня и стучит.
Подсыпали волк и медведь песку - и у них жернова застучали. Смололи они все и принялись кашу варить. Варят, варят, у лисы каша белая и пыхтит, а у волка с медведем черная и не пыхтит. Спрашивают они у лисы:

- Почему у тебя каша белая и пыхтит, а у нас такая черная и не пыхтит? Дай попробовать твоей каши.

- Нет, сперва я вашей попробую.

Взяла лиса немного каши у волка и медведя, положила незаметно в свой котел, с краю, и говорит:

- С этого, с этого краю пробуйте!

Попробовал медведь, говорит:

- Твоя каша не лучше моей.

Медведь-то своей каши отведал!

Попробовал волк:

- Хрен редьки не слаще.

Ему тоже своя каша досталась.

- А почему у тебя каша белей? - не унимаются волк и медведь.

Лиса отвечает:

- Я муку в проточной воде держала, оттого и каша белей.

Собрали волк и медведь мякину и солому, опустили в речку — у них все и унесло.

 

Вот как их кума-лиса обманула.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.