12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванюкова Светлана Леонидовна2565
Люблю свою работу)
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа 
«Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 «Лумикелло»

 (МДОУ «Детский сад № 20»)

 

Методическая разработка на всероссийский конкурс на лучший конспект фольклорного занятия

конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у бабушки Анникки»

 

 

Сведения об авторе работы:

 

Ванюкова Светлана Леонидовна,

 воспитатель МДОУ «Детский сад № 20»

 

Петрозаводск, 2018

Конспект организованной образовательной деятельности

 «В гостях у бабушки Анникки» для детей старшего дошкольного возраста.

С первых лет жизни ребенок сталкивается с устным народным творчеством, доступным для восприятия детей данного возраста, именно через детский фольклор ребенок начинает познавать окружающий мир, впитывать память поколений.

В карельском фольклоре отражаются исторические особенности жизни и быта наших предков. Использование карельского фольклора в образовательной деятельности с дошкольниками способствует формированию общечеловеческих ценностей: трудолюбие, честность, чувство справедливости, смелость, а также развитию патриотических качеств, чувства ответственности за сохранение обычаев, традиций своего рода, гражданского становления подрастающего поколения. Народный фольклор является олицетворением нравственного облика народа, отражением реальной жизни в целом, в связи с этим, именно через фольклор происходит укрепление духовных ценностей детей, преемственность поколений.  

Цель: ознакомление детей с богатством народной культуры карел через разные жанры карельского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о разных жанрах карельского фольклора;

Познакомить детей с мудростью карельского народа на примере карельских поговорок;

Учить задумываться над смыслом карельских поговорок;

Учить детей отгадывать загадки своих предков, по характерным признакам.

Развивающие:

Развивать познавательные процессы (воображение, восприятие, внимание, память, мышление);

Совершенствовать развитие координации, двигательных качеств через подвижную игру;

Способствовать расширению кругозора, словарного запаса дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к историческим устоям и жизни карел через устное народное творчество;

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своей  малой Родины.

Рекомендуемый возраст детей: старший дошкольный возраст.

Количество детей: 10-12 человек.

Предварительная работа: чтение карельских народных сказок, беседы с презентациями о жизни и быте карел, отгадывание загадок, описание предметов карельского народного быта, обсуждение русских поговорок и пословиц.

Место проведения: музей ДОУ этнографического типа «Карельская изба».

Оборудование: атрибуты экспозиций музея ДОУ, книги карельских народных сказок.

 Ход организованной образовательной деятельности

Этапы ООД

Содержание ООД

Деятельность детей

Вступительная часть

Орг. момент

 

Воспитатель с детьми приходит в музей детского сада «Карельская изба».

Детей встречает хозяйка дома, карельская бабушка, которая напевает песню и имитирует прядение на прялке.

В.: Сегодня, ребята, нас пригласила к себе в гости карельская бабушка Анникки. Поздороваемся с ней.

Дети заходят в музей «Карельская изба».

 

  Дети здороваются.

Основная часть

Знакомство с хозяйкой избы

Обсуждение карельской поговорки

 

 

 

 

 

 

  

 

  

Отгадывание карельских загадок

 

 

 

 

 

 

  

Исследование предметов

 

 

 

 

 

 

  Малоподвижная игра «Гули, гули, раз»

 

 

 

 

 

 

 

  Рассказывание сказки

 

Анникки: Добро пожаловать, в мое жилище! Присаживайтесь на лавки. Как хорошо, что вы пришли! У нас, карелов, есть даже поговорка: изба без детей, что гнездо без птиц! Ребята, а как вы думаете, что означает эта карельская поговорка?

В.: Традиционная семья не мыслится без детей, ведь дети это продолжение рода.

Анникки: Конечно, ведь карелы очень дорожат своим родом.

В.: Бабушка Анникки, расскажи ребятам, не скучно ли тебе здесь одной?

Анникки: Да разве я могу скучать, у меня полным-полно дел! Сейчас из шерсти моей овцы напряду нитей, да потом свяжу носки, да рукавицы для своих внуков. А вы знаете, как называются эти предметы? (Показывает прялку, веретено).

Анникки: Верно! Ребята, а знакомы ли вам еще какие-нибудь предметы в моей избе? Сейчас загадаю вам загадки, а вы подумайте и назовите ответ. Все ответы вы можете увидеть здесь.

1.      Овцы в огороде, хвосты вне. (Ложки в миске)

2.      Есть у меня жеребец, что положишь, все несет. (Стол)

3.      Поросенок вертится, брюхо полное. (Веретено с намотанными нитками)

4.      Что в избе неподвижное? (Печь)

5.      Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Иголка с ниткой)

6.      Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)

Воспитатель показывает детям каждую отгадку, если есть затруднения, то объясняет смысл загадки.

Анникки: Какие смышленые детишки ко мне пришли! Все загадки отгадали! Мои внуки тоже очень любят загадки отгадывать, бывало, сядут вечером на лавку, да и просят загадать им загадки.

В.: Бабушка Анникки, а чем еще любят твои внуки заниматься?

Анникки: Внучата у меня еще маленькие любят в игры играть. Хотите и вас научу?

Проводится игра «Гули, гули, раз».

Дети становятся парами, спиной друг к другу. Ведущий говорит слова: «Гули, гули, раз!» На слово «Раз» дети поворачивают голову друг к другу, если повернулись в одну сторону, то обнимаются, если в разные, то расходятся.

В.: Да, весело с тобой бабушка. А вечером, когда становится темно, как можно время проводить?

Анникки: Набегавшись, да наигравшись, за целый день, ребятки мои устают. И когда совсем стемнеет, затоплю я печурку, да рассказываю внучатам сказки, которые мне моя мама карелка рассказывала. Хотите и вам расскажу? Сказка моя будет, о том, как жили медведь, волк, да лиса.

Бабушка Анникки рассказывает сказку «Медведь, волк и лиса».

В.: Веселая и поучительная сказка.

Анникки: У меня много еще карельских сказок есть, хотите и вам подарю? Только где же они у меня?

В.: Ребята, а где же могли храниться карельские сказки? Поможем найти бабушке?

Анникки: Молодцы, ребята, а я и запамятовала, что хранятся книги в моем сундуке.

В.: Бабушка, спасибо, за подарки, нам пора возвращаться домой.

Анникки: Заходите еще в гости, ребята. Будем вспоминать, как жили наши предки карелы в старые времена, ведь как говорит карельская пословица: «Без корней даже горькая трава не растет». Не забывайте своих предков и историю нашей малой Родины. До свидания!

  Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы детей: прялка и веретено.

 

 

 Дети отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 Дети рассматривают предметы.

 

 

 

 

 

 

  Дети играют в малоподвижную игру.

 

 

 

 

 

 

  Дети слушают сказку.

 

 

 

 Дети исследуют избу, находят книги сказок в сундуке, рассматривают их.

 

 

   Дети прощаются с бабушкой.

 

Использованная литература и интернет-источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

2. http://kartravel.ru/kazan.html (загадки и поговорки)

Приложения

Фотографии с мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

В карельской избе…

Рассказывание сказки

Сундук со сказками

Рассматривание книг в группе

Текст карельской сказки «Медведь, волк и лиса»
Посеяли однажды медведь, волк и лиса рожь. Поспела рожь. Сжали они ее и свезли в ригу. Просушили снопы, стали молотить. А лиса поднялась на колосники, будто бы придерживает их, а сама нет-нет да и сбросит колосник то волку, то медведю на голову. Говорят они лисе:

- Держи, кума-лиса, колосники хорошенько, чтоб не падали!

Лиса отвечает:

-Уж я так стараюсь, так стараюсь, да они не держатся!

А сама нарочно по жердочке роняет.

Обмолотили медведь и волк рожь. Вышло три кучи: в куче поменьше - зерно, в средней куче - мякина, а в самой большой - солома. Стали делить урожай.

Лиса говорит:

- Давайте так поделим: меньшому - маленькую кучу, среднему - среднюю, большому –

большую.
Так и сделали. Лисе досталось зерно, волку мякина, а медведю солома.
Стали они молоть. У лисы жернов стучит, а у волка и медведя тихонечко шуршит. Волк с медведем и спрашивают:

- Почему у тебя, кума-лиса, жернов стучит, а у нас только шуршит?
Лиса говорит:

- Я как молоть начала, подсыпала песку, потому жернов у меня и стучит.
Подсыпали волк и медведь песку - и у них жернова застучали. Смололи они все и принялись кашу варить. Варят, варят, у лисы каша белая и пыхтит, а у волка с медведем черная и не пыхтит. Спрашивают они у лисы:

- Почему у тебя каша белая и пыхтит, а у нас такая черная и не пыхтит? Дай попробовать твоей каши.

- Нет, сперва я вашей попробую.

Взяла лиса немного каши у волка и медведя, положила незаметно в свой котел, с краю, и говорит:

- С этого, с этого краю пробуйте!

Попробовал медведь, говорит:

- Твоя каша не лучше моей.

Медведь-то своей каши отведал!

Попробовал волк:

- Хрен редьки не слаще.

Ему тоже своя каша досталась.

- А почему у тебя каша белей? - не унимаются волк и медведь.

Лиса отвечает:

- Я муку в проточной воде держала, оттого и каша белей.

Собрали волк и медведь мякину и солому, опустили в речку — у них все и унесло.

 

Вот как их кума-лиса обманула.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.