Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Технология изготовления обуви»
Методическая разработка открытого урока
по дисциплине: «Технология изготовления обуви»
Тема урока: «Требования к деталям верха и низа обуви
при раскрое и разрубе материалов на детали»
Тип урока: «Урок изучения технологических требований»
Профессия: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви»
Разработал: преподаватель А.Ю. Уксусов
Красноярск, 2021
Пояснительная записка
Открытый урок теоретического обучения по теме: «Требования к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали» проводится в учебном кабинете № 2 ФКП образовательного учреждения № 277.
Тема урока: «Требования к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали». Открытый урок расчитан на 45 минут. На данном уроке рассматриваются вопросы и отрабатываются навыки по закреплению знаний по раскрою и разрубу материалов на детали верха и низа обуви.
В результате изучения данной темы обучающийся должен иметь теоретические знания по требованиям к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали, овладеть профессиональными и общими компетенциями по требованиям к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали.
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, изходя из цели и способов её достижения определённых преподавателем.
3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
5. Работать в команде, эффективно общаться с обучающимися профессии: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви».
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
- какие ответственные, менее ответственные и малоответственные детали верха и
низа обуви;
- какие детали обуви испытывают значительные нагрузки, как при формовании и
съёме обуви с колодок, так и при её эксплуатации;
- какие детали верха и низа обуви при их изготовлении применяют с пороками;
- какое направление наименьшего удлинения должно быть при раскрое или разрубе
у деталей обуви.
В результате изучения данной темы обучающийся должен уметь:
- понимать какие предъявляют требования к деталям верха и низа обуви при раскрое
и разрубе материалов на детали;
- работать с дидактическими материалами и учебной литературой.
Тема: «Требования к деталям верха и низа обуви
при раскрое и разрубе материалов на детали»
Цели урока:
Образовательная: формирование первичных знаний по требованиям к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали.
Развивающая: развивать умения правильно и осознанно выполнять последовательность технологических требований к деталям верха и низа обуви
при раскрое и разрубе материалов на детали.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к качеству технологических требований к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали, бережному отношению к используемым материалам.
Тип урока: «Урок изучения технологических требований»
Вид урока: «Лекция с комментированием и обсуждением просмотренного материала».
Метод проведения урока:
- словесный: повторение ранее пройденного материала, объяснение темы урока
- наглядный: демонстрация технологической операции преподавателем.
Используемые методы обучения:
- демонстрация приёмов работы преподавателем;
- самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя.
Форма работы:
- индивидуальная:
- фронтальная.
Междисциплинарные связи: материаловедение, оборудование обувного производства, специальный рисунок.
Материально – техническое оснащение урока
и дидактический материал:
Методико – дидактическое:
готовые изделия, образцы заготовок верха обуви, учебник по дисциплине И.Н.Леде-нёва «Индивидуальное изготовление и ремонт обуви», плакаты со схемами деталей верха и низа обуви и схемами степени ответственности участков этих деталей.
Материально – техническое:
заготовки туфель домашних, туфель повседневных, ботинок, полусапожек и сапожек.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент (5 мин) | Приветствие, создание благоприятной психологической обстановки. Проверка явки обучающихся, готовности к уроку. | Настраиваются на работу. |
II. Актуализация опорных знаний | ||
2.1. Мотивация познавательной деятельности (5 мин) | Формулирование темы урока, постановка целей и задач урока. Преподаватель выдвигает учебную проблему. | Просматривают образцы заготовок верха обуви, слушают, обсуждают совместно с преподавателем. |
2.2. Актуализация знаний обучающихся (15 мин) | Определяет актуальность темы в соответствии с междисциплинарными связями. Подготавливает к усвоению нового материала, стимулируя к рассуждениям. | Отвечают на вопросы ранее пройденного материала (опросный лист-приложение 1) |
III. Усвоение новых знаний | ||
3.1 Изучение новой темы (10 мин.) | Преподаватель объясняет новый учебный материал, показывает схемы с деталями обуви и на предоставленных образцах заготовок туфель домашних, туфель повседневных, ботинок, полусапожек и сапожек, схемы со степенью ответственности участков и направления наименьшего удлинения деталей обуви, инструкционную карту (учебник), раздаточный материал. | Внимательно слушают, используют учебник, раздаточный материал (приложение 2). |
IV. Закрепление новых знаний | ||
4.1. Закрепление новых знаний (5 мин) | Предлагает ответить на проверочный тест по теме урока | Отвечают на вопросы проверочного теста. (приложение 3). Затем проверяют методом взаимопроверки. |
V. Заключительная часть урока | ||
5.1 Анализ, дать оценку деятельности обучающихся.(5 мин) | Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке. | Обучающиеся дают оценку своей работы на уроке. |
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие обучающихся, уточнение присутствующих на уроке, подготовка к уроку (подготовка обучающихся к уроку, необходимые принадлежности).
II. Актуализация опорных знаний.
2.1. Мотивация познавательной деятельности.
Слова преподавателя:
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю вам ответить на вопрос.
Вопрос к обучающимся:
Почему так важно правильно знать про требования к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали?
Ответ: При раскрое и разрубе материалов на детали верха и низа обуви предъявляют различные к ним требования потому, что это является одним из ключевых технологических требований в процессе производства обуви.
Пояснение преподавателя:
Если при раскрое и разрубе материалов на детали верха и низа обуви не будут соблюдены различные к ним требования, то технология при изготовлении обуви будет нарушена и выполнена неправильно, то это приведет:
- к уменьшению срока службы обуви;
- к уменьшению прочности изделий;
- к дискомфорту клиента;
- к несоответствию внешнего вида каждой из полупар.
Слова преподавателя:
Итак, из всего выше сказанного можно определить тему нашего с Вами урока: «Требования к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали».
Основные цели нашего урока: ознакомиться с требованиями к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали, тем самым мы с вами расширим свой кругозор по дисциплине «Технология изготовления обуви».
2.2. Актуализация знаний обучающихся.
Слова преподавателя:
А сейчас давайте вспомним основные процессы, которые предшествуют раскрою и разрубу материалов на детали. (Приложение 1 «Вопросы входного контроля знаний»)
III. Усвоение новых знаний.
3.1. Изучение новой темы. Объяснение нового материала и демонстрация на схемах степени ответственности и направления наименьшего удлинения участков деталей обуви.
Приложение № 1
Вопросы входного контроля знаний по теме:
«Требования к деталям верха и низа обуви
при раскрое и разрубе материалов на детали»
Вопросы и ответы по основным требованиям предъявляемым к деталям
верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали
Вопрос № 1: Что не должны иметь наружные детали верха обуви, ухудшающие внешний вид обуви?
Ответ № 1: Наружные детали верха обуви, ухудшающие внешний вид обуви не должны иметь пороков.
Вопрос № 2: На какие три группы делят в зависимости от расположения и выполняемой работы наружные детали верха?
Ответ № 2: В зависимости от расположения и выполняемой работы наружные детали верха делят на три группы: ответственные, менее ответственные и мало ответственные.
Вопрос № 3: Какие детали верха обуви испытывают значительные нагрузки, как при формовании и съёме обуви с колодок, так и при эксплуатации?
Ответ № 3: Значительные нагрузки как при формовании и съёме обуви с колодок, так и при эксплуатации испытывают союзка и перед.
Вопрос № 4: В каких частях при эксплуатации обуви детали подкладки подвергаются повторным деформациям, изменяющим форму и размеры стопы, а также трению, действию влаги и пота?
Ответ № 4: При эксплуатации обуви детали подкладки подвергаются повторным деформациям, изменяющим форму и размеры стопы, а также трению, действию влаги и пота особенно в пучковой и пяточной частях.
Вопрос № 5: Какими свойствами должна обладать кожаная подкладка?
Ответ № 5: Кожаная подкладка должна быть плотной, эластичной и устойчивой к растяжению и истиранию.
Вопрос № 6: Какие основные деформации испытывают детали низа при сборке и носке обуви?
Ответ № 6: Основными деформациями, которые испытывают детали низа при сборке и носке обуви, являются сжатие, изгиб и трение.
Вопрос № 7: Какими свойствами должна обладать наиболее ответственная деталь низа обуви подошва?
Ответ № 7: Наиболее ответственная деталь низа обуви подошва должна быть плотной, эластичной, прочной, устойчивой к сжатию и истиранию, намоканию и многократному изгибу.
Вопрос № 8: Что допускают на определённых участках кожаных подошв, не влияющие на их внешний вид и прочность?
Ответ № 8: На определённых участках кожаных подошв, не влияющие на их внешний вид и прочность допускаются пороки.
Вопрос № 9: Какими свойствами должен обладать каблук?
Ответ № 9: Каблук должен быть устойчивым и прочным.
Вопрос № 10: Какими свойствами должна обладать в процессе эксплуатации обуви основная стелька?
Ответ № 10: В процессе эксплуатации обуви основная стелька должна быть плотной, эластичной, устойчивой к истиранию и многократному изгибу, хорошо удерживать гвозди, нитки, клей, обладать высокими гигиеническими свойствами и принимать форму следа.
Приложение № 2
Рис. 1. Степень ответственности участков кожаных наружных деталей верха обуви
(стрелками показано направление наименьшего удлинения):
а — туфель-лодочек; б — полуботинок с накладными берцами;
в — ботинок с накладными союзками; г — сапог с целыми голенищами.
Рис.2. Степень ответственности участков деталей кожаной подкладки для различных видов обуви (стрелками показано направление наименьшего удлинения; условные обозначения см. на рис.1):
а — туфель с чересподъёмным ремнем; б — полуботинок с накладными берцами;
в — ботинок; г — сапог
Приложение № 3
Ф.И.О. обучающегося: _______________________________________________________
Тест по теме: «Требования к деталям верха и низа обуви
при раскрое и разрубе материалов на детали»
В каждом вопросе может быть только один правильный ответ
1. При раскрое важно не только получить детали обуви высокого качества, но и:
а) максимально увеличить стоимость материала
б) максимально расходовать материал
в) максимально экономично использовать материал
г) максимально размещать ответственные детали на полах и воротке
д) максимально больше получать краевых отходов
2. На сколько групп делят в зависимости от расположения и выполняемой работы наружные детали верха обуви?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
д) 5
3. Сколько деталей верха обуви испытывают значительные нагрузки, как при формовании и съёме обуви с колодок, так и при эксплуатации?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
д) 5
4. Что допускают на определённых участках кожаных подошв, не влияющие на их внешний вид и прочность?
а) Пороки
б) Складки
в) Вмятины
г) Порезы
д) Проколы
5. К какой группе в зависимости от расположения и выполняемой работы наружные детали верха делят?
а) Ответственной, менее ответственной, малоответственной.
б) Наружной, внутренней, промежуточной
в) Близкой, дальней, средней
г) Требовательной, предъявляемой, соответствующей
д) Повышающей, понижающей, средней
Ответы на тест
1 - в
2 - в
3 - б
4 - а
5 - а
IV. Закрепление изученного материала
4.1. Контролирующее задание
Слова преподавателя. Для закрепления полученных знаний предлагаю ответить на вопросы теста.
Комментарий: Преподаватель раздаёт тестовые задания (Приложение № 3), объясняет принцип работы с ним:
- Задание составлено в 1-м варианте. Ваша задача – ответить на вопросы выбрав один из предложенных ответов.
Комментарий. Обучающиеся выполняют задание, затем меняются работами, проверяют правильность друг у друга и выставляют оценки, сверяясь с преподавателем.
V. Заключительная часть урока
5.1. По окончанию выполнения тестов преподаватель проводит анализ, даёт оценку деятельности обучающихся
Слова преподавателя.
Домашнее задание
Итак, цели нашего урока достигнуты, и ваше домашнее задание:
Повторить тему по конспекту. Подготовиться к теоретическому занятию по теме: «Требования к деталям верха и низа обуви при раскрое и разрубе материалов на детали».
Спасибо за урок! Мне было приятно с Вами работать.