12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мардасова Оксана Николаевна2012
Россия, Алтайский край, Барнаул
6

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Россия – моя любимая страна»



Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

 

 

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия

тема

«Россия – моя любимая страна»

 

 

Разработчик: Мардасова Оксана Николаевна, методист учебно-методического отдела КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства», преподаватель химии

 

2020

Оглавление

 

Методические рекомендации для преподавателей 

3

План внеклассного мероприятия

6

Список использованных источников

18

 

Методические рекомендации для преподавателей

 

Форма организации внеклассного мероприятия – взаимообучение.

Преподаватель проводит подготовительную работу с обучающимися, являющимися членами студенческого научного общества, по созданию текста и презентации.

В начале внеклассного мероприятия преподаватель знакомит обучающихся с его темой и планом работы.

В процессе проведения внеклассного мероприятия по теме «Россия – моя любимая страна» преподаватель объявляет выступающих и руководит всей деятельностью присутствующих.

Вниманию обучающихся представляются выступления активистов студенческого научного общества об интересных исторических событиях, связанных с появлением праздника «День народного единства», о государственных символах, традициях и предметах, олицетворяющих Россию, а также об интересных фактах нашей страны.


 

Тема: «Россия – моя любимая страна»

Методическая идея: показать методику проведения внеклассного мероприятия в форме взаимообучения.

Цели внеклассного мероприятия: создать условия для:

популяризации государственных символов РФ;

воспитания уважительного отношения к государственной символике России, чувства гордости и патриотизма;

расширения кругозора, повышения интеллектуальной культуры обучающихся.

Задачи внеклассного мероприятия:

рассмотреть историю появления государственного праздника «День народного единства»;

способствовать приобщению обучающихся к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры через рассмотрение символики России, традиций и предметов, ассоциирующихся с государством;

содействовать развитию познавательной активности обучающихся посредством формы взаимообучения.

Тип внеклассного мероприятия:

Обобщение и систематизация

Оснащение внеклассного мероприятия:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: ОС Windows XP, текстовый редактор Word, программа для создания презентаций PowerPoint.

Отведённое время: 40 минут.

 

Этап деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1 Организационный момент. Актуализация темы

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия!

Ребята, в самое ближайшее время нас ожидает великий для нашего государства праздник. Какое название он носит? Когда его празднует вся страна? Правильно, 4 ноября – День народного единства. Не случайно мероприятие носит название «Россия – моя любимая страна». Именно этому празднику, именно России мы посвятим сегодняшнее мероприятие.

Приветствуют преподавателя и гостей мероприятия.

Отвечают на вопросы.

 

2 Создание проблемной ситуации

Преподаватель: Мы живём в великой стране с не менее великой историей. Нашими учёными сделаны важные открытия, а достояниям нашей культуры могут позавидовать многие другие народы Мира. Ребята, а кто-нибудь из Вас задумывался над тем, что Вы знаете о своей Родине – России?

 

 

3 Постановка учебной цели

Преподаватель: Давайте подумаем и постараемся вместе ответить на вопрос: «Какова цель нашего мероприятия?»

 

Цели мероприятия:

- рассмотреть историю появления праздника «День народного единства», государственную символику государства;

- выявить традиции и предметы, ассоциирующиеся с Россией;

- расширить кругозор, повысить интеллектуальную культуру

Предполагаемые ответы обучающихся:

- систематизировать знания о «День народного единства» и о государстве, в котором мы живём;

- познакомиться с новой информацией о России;

- расширить кругозор

 

4 Планирование

Преподаватель: Предлагаем Вам организовать работу на мероприятии следующим образом: активисты студенческого научного общества (далее – «СНО») расскажут нам традиции государства, интересные факты о России, историю появления праздника «День народного единства», а чтобы понять насколько хорошо владеем информацией о России, мы периодически будем отвечать на поставленные перед нами вопросы.

Слушают план мероприятия

 

5 Реализация плана.

6 Презентация продукта и его обсуждение.

 

Преподаватель: Прежде чем предоставить слово ведущим, постарайтесь ответить на вопросы, приведённые на слайде.

Вопросы:

1. Знаете ли Вы историю появления праздника «День народного единства»?

2. Какое название было присвоено этому празднику изначально?

3. Кто был первым президентом Российской Федерации?

А сейчас СНО расскажет нам об истории появления праздника «День народного единства».

СНО: 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Преподаватель: Предлагаю Вам вновь попробовать ответить на вопросы, которые Вы видели перед тем, как прослушали историческую справку о появлении праздника «День народного единства».

Преподаватель: Каждое государство имеет собственную символику, традиции, предметы. Ребята, а с чем у Вас ассоциируется Россия? Постараюсь помочь Вам дополнительными вопросами!

Какое дерево считается символом России? (берёза)

Назовите главную зерновую культуру России. (пшеница)

Как называется русский народный праздник, связанный с проводами зимы? (масленица)

Самое любимое угощение во время Масленицы (блины)

Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)

А какие государственные символы Вы знаете? (герб, гимн, флаг)

О некоторых символах нашей страны мы поговорим немного подробнее. Рассказ СНО.

СНО: К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Итак, герб Российской Федерации. Государственный герб - официальный государственный символ России и ее официальная эмблема.

В России первые дворянские гербы появились в конце XVI - начале XVII века. С конца XVII века с составления «Общего гербовика» началась официальная кодификация родовых гербов. В дореволюционной России гербы были у всех губерний, областей, городов, посадов и крепостей.

Современный государственный герб был принят в 1993 году. Державный орел России не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он символизирует историческую преемственность культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, до молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель Российских.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» содержит следующее его описание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

СНО: Государственный флаг - один из отличительных знаков государства. Он является выражением единства государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета. Флагу присуща историческая преемственность, он служит предметом узнаваемости нашего государства.

Первые флаги - стяги, символы княжеской власти - стали появляться в России в IX веке в период образования славянских княжеств.

В конце XV века в России вошло в употребление слово «знамя» взамен слова «стяг». В XVI веке на русских знаменах вышивали лики Иисуса Христа и Богородицы, а также святого Георгия Победоносца.

Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства.

Первый официально утвержденный государственный флаг России был черно-желто-белым. Он был введен указом Александра II в 1858 году и получил название Гербового народного флага.

Однако в связи с коронацией Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 года полотнища уже бело-сине-красных цветов были объявлены российскими национальными цветами.

В 1914 году «для употребления в частном быту» учредили флаг, который должен был стать символом единения царя с народом. Он представлял собой бело-сине-красное полотнище, на котором в верхнем углу у древка был помещен желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Этот флаг просуществовал до 1917 года.

Советская эпоха была ознаменована красными флагами.

Предыстория появления современного государственного флага России такова. В ноябре 1990 года комиссия, которой было поручено разработать проект нового флага РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), предложила восстановить исторический российский флаг - бело-сине-красный. 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», в котором отмечалось, что «до установления специальным законом государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации». В память о восстановлении государственного флага было решено считать 22 августа Днем государственного флага Российской Федерации.

СНО: Ещё один официальный государственный символ России – это гимн. В России вплоть до XVII века во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты», то есть патриотические песнопения.

Позднее роль официального гимна исполнял старейший русский «Преображенский марш Петра Великого». С этим маршем русские войска одерживали свои прославленные победы. К концу XIX века марш элитного полка Российской империи стал главным в России.

С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн «Боже, храни короля». Его текст был переведен поэтом Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Пушкина. Гимн получил название «Молитва русских».

Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Федоровича Львова. По указанию Николая I в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Русский гимн был самым кратким в мире - всего шесть строк текста.

После Февральской революции 1917 года непродолжительное время роль гимна выполняла французская «Марсельеза».

После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза являлся «Интернационал».

Затем следует череда гимнов, слова которых не всегда официально были утверждены.

В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Музыка и основа текста современного гимна Российской Федерации были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Васильевич Александров на стихи Сергея Владимировича Михалкова.

Преподаватель: Предлагаем сейчас послушать всем вместе гимн нашей страны (гиперссылка в презентации).

Преподаватель: Ребята, сейчас мы рассмотрели государственные символы нашей страны. Но ведь в начале беседы Вы назвали и другие символы, неофициальные. Рассмотрим некоторые из них.

СНО: Березы. Их трогательная красота пользуется особой любовью в России. Это самое распространенное дерево в северных широтах. На бескрайних просторах России она встречается повсюду. Березовые леса и березняки занимают 3-ье место после сосновых и лиственных рощ на территории России.

Береза всегда была олицетворением чистоты, света и женственности у древних славян. Ассоциировалась с церковным праздником Троица у христиан. На праздник было принято украшать березу яркими лентами и водить вокруг нее хороводы. Девушки плели венки из березовых листьев и украшали ее ветками дома и церкви.

Молодая яркая зелень листвы на фоне стройного белоснежного стана березы очаровывала русских поэтов и воспевалась в стихах. Воспоминания о прекрасном русском пейзаже навевали тоску на русских эмигрантов. Много песен сложено об изящном и стройном деревце, своим нежным обликом напоминающим девушку. Отсюда и появились придания о том, что душа невинной девушки превращается в березу.

Лингвисты определяют происхождения слова «береза» от глагола «беречь», и возникло оно потому, что это дерево среди древних славян считалось даром богов. Языческое божество Берегиня ассоциировалась с березой. На День Ивана Купала – языческий праздник, по преданиям, все что делается, исполняется с молниеносной скоростью, особенно если использовать во время обряда венок из листьев березы.

Нельзя не отметить применение берёзы в самых различных отраслях. Древесина из березы служила материалом для строительства домов и была предметом внутреннего интерьера. Березовый сок считается целебным напитком. На русском подворье, лучшая баня всегда считалась баней с березовым веником. Кроме того, нет дерева милее и роднее русской душе, нежели береза. По всем этим причинам, белая береза считается символом России.

СНО: Матрёшка. Первая матрёшка – круглолицая и полненькая девушка в косынке и русском народном платье – появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезённая в Абрамцево в конце XIX века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо, вдохновившись обаятельной игрушкой, в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.

Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для её росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее, мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка – младенец.

Но откуда взялось это имя – матрёшка? Одни источники утверждают, что имя произошло от любимого и распространённого на Руси имени Мария; другие – что название ведёт происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни означающего мать); а третьи считают, что название «матрёшка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.

СНО: Масленица. В момент окончания холодной зимы и пробуждения природы от зимних холодов, появился у славянских народов необыкновенно красочный, богатый на обряды и традиции, самый вкусный праздник – Масленица. Из поколения в поколение передавали наши предки замечательные традиции этого народного веселья, соединив их с проводами зимы.

Главным атрибутом праздника помимо песен, хороводов, ряженых, катаний и чучела Масленицы стали блины. Круглая форма их символизировала солнце. Помимо этого блины использовались в поминальных обрядах, т.к., русичи в этот период вспоминали, а вернее будет сказать, поминали духов предков.

Точной дата начала Масленицы не существует. Гулянья стартуют за семь недель до Пасхи. Обычно это приходится на конец зимы, а иногда, на начало весны. На протяжении недели продолжаются шумные гулянья, связанные с этим шумным и вкусным праздником. Именно эти семь дней и называются масляной или сыропустной неделей.

История и традиции праздника уходят в дохристианские времена. Да, Масленица существовала еще до появления христианства на наших землях, во времена язычества. Отмечали её в весеннее равноденствие, когда день отбирал лидерство у ночи и сумерки отступали.

Любой элемент праздника в те далекие времена имел свое значение, из которых потом и сложились традиции. Например, блины пекли, чтобы прославлять яркое солнце, приносящее тепло и жизнь в дома людей, а также, продемонстрировать необратимость жизненного цикла. Как уже упоминалось, не маловажное значение играли блины и при поминании душ усопших. В славянской культуре с особым почитанием относились к умершим предкам и за традицией первый блин даровали нищим, чтобы те поминали их покоящихся родственников.

Еще нашим предкам был свойственен культ очищения огнем. Поэтому, сжигание чучела соломенной куклы Морганы (Зимушки), было главнейшим мероприятием на этих гуляньях. Древние язычники верили, что таким бесхитростным способом они прогоняют зиму и приближают наступление тепла. Разряженное и разукрашенное олицетворение зимы, проносили через все селение, а после, с веселыми игрищами и гуляньями бросали в костер, освещая землю. Для людей, живших в то время, природа была одушевленной. Поэтому, Масленицу отмечали для задабривания богов земли, для лучшего урожая.

На традиции празднования Масленицы имело влияние приход христианства на Русь. Оно наполнило праздник еще одним, немаловажным, значением. Теперь, Масленица стала называться еще и Сырная седмица и стала предтечей Великого поста.

Хотя церковь и не признает языческие праздники, тем не менее, приурочила свои торжества к народным гуляньям Масленицы и позволила существовать и дальше прекрасному действу. Вы не увидите ни малейшего упоминания о Масленице в календаре Церковных торжеств, но там существует Сыропустная неделя. Тем не менее, люди помнят историю и чтят традиции, празднуют веселый праздник Масленица!

Преподаватель: Ребята, а сейчас вашему вниманию хотелось бы предоставить некоторые интересные факты о нашей родной стране! (Слайды презентации № 22-32).

Слушают сообщения, участвуют в беседе, отвечая на вопросы

 

 

7 Обобщение. Подведение итога урока

Преподаватель: Ребята, сегодня Вы услышали много нового и интересного о стране, в которой живёте, о дне, когда мы чествуем нашу великую страну, с ее традициями, историей, с ее народами и победами. Мы, граждане Российской Федерации должны считать своим долгом чтить историю России, уважительно относиться к государственным символам страны, воспитывать в себе и окружающих чувство патриотизма.

Итак, какова была тема мероприятия?

Вспомните, какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее?

В качестве домашнего задания мне бы хотелось, чтобы каждый из Вас выучил текст гимна России, чтобы в особые моменты, когда исполняется гимн страны, Вы могли не только его слушать, но и исполнять.

Мне очень хочется поздравить Вас следующими строками.

В День народного единства

Поздравляю от души всех нас –

Тех, кто здесь родился, проживает,

Любит Русь и в будни, без прикрас.

Независима и величава –

Пусть Россия крепнет с каждым днем,

Всем нам счастья от души желаю –

Здесь, в своем Отечестве родном!

 

 

8 Организация рефлексии

Преподаватель: Наше мероприятие подходит к завершению, хотелось бы узнать, что Вам понравилось больше всего? Было ли что-то новое в сообщениях ведущих? Появились ли какие трудности?

Теперь давайте дружно поблагодарим активистов студенческого научного общества за предоставленные доклады.

Благодарю всех за внимание и выступления!

Отвечают на поставленные преподавателем вопросы

 

 

Список использованных источников

 

1. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.

2. Лебедев В. Державный орел России. – М.: Родина, 1995.

3. Михайлов Г.Святыня российской державы. – Патриот Отечества, №1, 2002.

4. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.

5. https://ria.ru/20121103/908875140.html .

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.