12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Журавлева Татьяна Николаевна19

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования "Районный Дом детского творчества"


Методическая разработка открытого занятия

«Стендап: репортер в кадре».


Детского творческого объединения «Юный корреспондент»

Составитель: педагог д/о Т.Н. Журавлева


Тема: Стендап: репортер в кадре.

Цель:

- познакомить с теоретическим материалом по данной теме, изучить виды и типы репортерских стендапов, усвоить способы записи стендапа;

- развивать познавательные и творческие способности воспитанников;

- создать пространство эмоционально – целостной комфортности, для формирования навыков совместной деятельности и диалогового общения. 

Задачи:

- применить стендап непосредственно в кадре;

-  снять учебные сюжеты; 

- получить истинное удовлетворение от процесса обучения.

Виды детской деятельности на занятии:

- коммуникативная;

- продуктивная;

- познавательная.

Оборудование для педагога:

- Компьютер

- Мультимедийное оборудование

- Микрофон

- Видеокамера

- Штатив

- Проектор

- Экран

- Звуковые колонки

- Выход в интернет

Оборудование для учащихся:

- Компьютер

-  Микрофон  

-  Видеокамера

- Ручки, бумага

Ход занятия:

Теоретическая часть

Практическая часть (съемки стендапа)

Рефлексия


Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия - «Стендап».

Стендап – это микроистория. Журналист, находящийся на месте события, самим своим присутствием определяет достоверность сообщения. Исторически сложилось так, что зритель больше доверяет информации, если видит на экране того, кто ее подготовил. Доверяют корреспонденту, доверяют и телеканалу. Контакт происходит по принципу «глаза в глаза». В стендапе корреспондент становится не просто автором текста, но и непосредственным участником действия и события.

Появление журналиста на месте событий делает информацию более понятной и интересной. Репортер, как бы, влезает внутрь картинки и начинает нам объяснять: «вот здесь, на этом месте произошло…».

Есть и другой вариант, когда появление журналиста в кадре становится некой пьесой, имеет драматургию.

На экране картинка грязных сточных вод, вытекающих из трубы в реку.

Представьте себе большой промышленный город. Ночью произошла авария, и грязные стоки завода пошли из трубы прямо в реку, которая была местом отдыха и купания горожан. Две телекомпании конкурируют между собой, посылают репортеров на срочные съемки.

Пример появления в кадре:

Одна девушка оказывается первой на месте события. Она выбирает такую точку съемки, что труба с грязной жижей оказывается у нее за спиной. Она говорит примерно следующее: «Сегодня ночью произошла авария. Сброс такого-то завода попадает прямо в реку. Сейчас уже два часа, за это время столько-то кубометров грязи …». И далее идет репортаж о причинах аварии и о том, как идет ее ликвидация.

Стендап:

Другая девушка приехала на точку съемки чуть позже. Ей нужно обыграть конкурентку если не в скорости, то в качестве. Она находит лодку с оператором, отплывает от берега, от места аварии вниз по реке. Что видят зрители? Репортер на лодочке. Речка выглядит обычным образом. Репортер говорит: «Вы узнали это место? Это наша речка, любимое место отдыха. Сегодня здесь вряд ли можно купаться». Девушка опускает руку в воду и вынимает ее. Рука черная. Далее идет репортаж об аварии и о том, как ее ликвидируют.

Стендап: подача материала

Корреспонденту важно правильно подать материал, для этого необходимо усвоить некоторые правила. Если, находясь в кадре, вы читаете текст с листа, старайтесь держать его достаточно высоко: на уровне подбородка, но так, чтобы он не попадал в камеру. Тогда ваши глаза не будут бегать между объективом и текстом.

Старайтесь держать голову неподвижно, ведь качая головой в разные стороны, вы дезориентируете зрителя, у которого возникает резонный вопрос: «Почему репортёр отводит глаза?», и мешаете ему воспринимать информацию. Смотрите в камеру и держите подбородок параллельно полу.

Стойте прямо, не сутультесь – камера еще больше подчеркнёт плохую осанку.

Старайтесь дышать так, чтобы грудь и плечи оставались неподвижными, то есть дышите диафрагмой. Такое дыхание сделает звучание вашего голоса чище и успокоит «волнение» грудной клетки, которая не будет подниматься при каждом вздохе и опускаться при выдохе.

Для того чтобы убедиться, что вы дышите диафрагмой, используйте простой способ: положите ладонь на живот. Во время дыхания должен двигаться именно он, и вы это почувствуете.

Ноги лучше поставить на ширине плеч, и пока вы работаете в кадре, оставайтесь неподвижным. Ни в коем случает нельзя переминаться с ноги на ногу или двигать плечами.

Лучше направить всю энергию на жесты и мимику.

Не кладите руки в карманы и не скрещивайте их на груди, пусть руки будут свободны, ведь жестикуляция – это один из способов сделать вашу историю интереснее, а голос – убедительнее.

Не забывайте про мимику. К примеру, можно поднять брови, чтобы подчеркнуть важность сказанного, то есть ведите себя так, как во время обычной беседы.

Принципиальные отличия стендапа от появления в кадре.

1. В появлении в кадре все понятно с первого момента и ничего не меняется, кроме дополнительной информации, сообщаемой журналистом, возможно укрупнение и подчеркивание какой-то детали.

2. В случае со стендапом всегда должна возникать реакция удивления, иногда вызывающая смех или слезы. Конечно, стендап всегда должен быть оправдан.

3. Появление в кадре делать проще и гораздо быстрее, что очень важно при съемках экстренного события и при нашей общей спешке. Но всегда следует реализовать стендап, если это возможно.

4. Стендап – визитная карточка репортера.

Примеры (ребята демонстрируют примеры съемок)

Пример № 1

«Впервые новогодняя Елка для детей во время войны в Новосибирске была организована не в 1945 году, как принято считать, а еще в самом начале Великой Отечественной в 1942. Об этом мало кто знает». Видеосъемки действий 1942 года, естественно, отсутствуют.

Пример № 2

В этом случае убедительнее будет стендап корреспондента на фоне новогодней городской Елки. А для еще большей убедительности можно ввести в стендап такие слова: «И стояла она здесь, в городском парке, который назывался тогда парком культуры и отдыха имени Сталина».

Просмотр видеоролика.

Стендапы и работа над сюжетом (фрагмент из учебного фильма Euronews)



Разминка

Учащиеся парами встают друг напротив друга и делают упражнения.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. Ребенок стоит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.(5 раз)

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Артикуляционная гимнастика.

Разминка речевого аппарата «Блинчик».

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. (Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.)

Разминка речевого аппарата «Часики».

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Проговаривание скороговорки для развития дикции

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Ребята давайте закрепим применения приёма стендап:

- стендап не должен быть более 20 секунд;

фон, на котором стоит журналист, должен иметь отношение к тематике сюжета;

-  используются средние (а не общие или крупные) планы для генерации доверительной атмосферы в условном «диалоге» между зрителем и репортёром;

- журналист должен постоянно следить за своим внешним видом так, чтобы он соответствовал теме и атмосфере сюжета;

- репортер в кадре должен быть без солнцезащитных очков, а так же без головного убора, даже в сильный мороз;

текст должен чётко отделяться от так называемого закадрового текста.

Выделяют несколько видов репортёрских стендапов.

По содержанию различают:

- стендап-показ: репортёр показывает некий объект или объекты;

- «географический» стендап: репортёр демонстрирует место, где находится;

- стендап-рассказ: репортёр сообщает информацию о происходящем событии (как правило, такой стендап делают, когда нет более интересного видео);

- стендап-резюме: репортёр делает выводы или сообщает о возможном продолжении событий;

- экстремальный стендап: репортёр снимается в необычной ситуации;

- «актёрский» стендап: репортёр пытается войти в образ одного из участников события, для этого переодевается, использует реквизит, совершает характерные действия.

По динамике можно выделить:

- статичный стендап: классическая стойка на месте;

- стендап-проходка: репортёр в кадре идёт и говорит;

- стендап в движении: репортёр прыгает, летит, плывёт, ползёт и т.п.;

- стендап в действии: репортёр что-то делает руками и говорит.


Выделяют также типы стендапов в зависимости от расположения в сюжете.

Стендап в начале сюжета играет роль прямого включения, оживляет начало сюжета.

Например, когда:

- место, где находится репортёр, необычное;

- именно место является главным обстоятельством в сюжете;

- корреспондент делает репортаж о чрезвычайном событии.

Стендап в начале сюжета используется в случае, когда:

1. Один и тот же репортёр делает два сюжета подряд в одном выпуске;

2. Если сам ведущий, едет на съёмку.

Стендап в середине сюжета, экономит время изложения материала. Помогает логично перейти от одной ко второй части изложения повествования, где развивает ситуацию, либо объясняет, поясняет ее.

Например, когда:

- репортер связывает разные части сюжета;

- репортер сообщает информацию, для иллюстрации которой нет видеоряда;

- репортёр демонстрирует что-то интересное;

- у репортера – прямое включение.

Конечный стендап – как правило, стендап-резюме.

Стендап в конце сюжета используется:

Как концовка или анонс продолжения темы.

В финальном стендапе корреспондент обязательно должен в кадре записать представление: «Вадим Иванов, Иван Вадимов, специально для Первого канала».

Прежде чем заняться созданием стендапа, давайте повторим правила  обращения  с видеокамерой.

1.        Видеокамера - достаточно хрупкое устройство, требующее бережного отношения к себе. Для транспортировки камер следует использовать специальные сумки.

2.        Камеру нужно беречь от ударов, влаги, пыли и грязи, электромагнитного излучения, перепадов температуры.

3.        В морозную или дождливую погоду используем специальный чехол для камеры.

4.        Внося в помещение с улицы, выдержать камеру без включения около часа, чтобы она приобрела температуру и влажность помещения.

5.        Камеры работают на морозе до 20 – 30 градусов. В паузе съемок камеру немедленно прячут за пазуху, а при наличии автомобиля – в теплый салон.

В зависимости от монтажа стендапы бывают:

- простые: одним кадром;

- составные: монтируются из кадров, снятых одним и тем же планом, но в разных местах: например, репортёр сначала стоит перед дверью с одной стороны, потом с другой – входит в дверь;

- сложные: монтируются разноплановые кадры стендапа, снятые разными камерами.

Практическое задание. «Создание стендапа»

Давайте прямо сейчас разобьемся на 2 команды (операторов и репортеров) и попробуем подготовить и снять стендап.

Что нужно сделать:

Написать  стендап  из 2 – 3 предложений:

- Вы находитесь на выставке детского изобразительного творчества;

- Вы находитесь   в клубе по интересам «Хиус»;

- Придумайте свою тему.

- Договариваетесь с героями сюжета.

- Договариваетесь с оператором, как он будет снимать.

- Пишите свой текст и репетируете.

Заключительная часть. Подведение итогов пройденного материала.

- Давайте посмотрим  результаты

Написания стендапов нашими репортерами (зачитываются написанные учащимися стендапы  поочередно разбираются с каждым «репортером».

Выбирается форма подачи стендапа – в начале сюжета, в середине, или в конце.  

Съёмки лучшего СТЕНДАПА начнутся на следующем занятии.

Когда  смотришь информационную программу и видишь журналиста на месте события,  бойко рассказывающего о подробностях происходящего, создается  впечатление легкости этого процесса. Что тут сложного, встал и сказал!  Но это обманчивое впечатление.  

Стендап — это самая серьезная проверка, профессиональное испытание для журналиста. Если человек способен справиться с самим собой в кадре, значит, он может делать новости, быть рассказчиком своей истории.

Домашнее задание

Проанализируйте стендапы репортёров в новостных сюжетах на разных каналах. К каким видам и типам они относятся?



Литература.

1.Смирнова И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму // Журналистика и медиаобразование - 2008. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции. – Белгород: Белгородский государственный университет, 2008.

2.Грызунов О. Стереотипы зрительского восприятия в рекламной коммуникации // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. – 2003. – № 4 (29).

3.Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Беседа в эфире. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. – СПб.: Специальная литература, 2003.

4.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Пособие. – М.: Изд – во МГУ, 1995.

5.Телевизионная журналистика. Учебник. 2-е издание. Изд-во МГУ, 1998.

6.Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие . – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М.: Изд – во МНЭПУ, 2000.

7.Стендапы и работа над сюжетом: 11 секретов западного ТВ от 18 октября 2013 г. Фрагмент из учебного фильма Euronews [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch ?v=W92zxZ265qg&ab_channel=Den




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.