Публикация «Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69» г. Сыктывкара
(МБДОУ «Детский сад № 69» г. Сыктывкара)
«Методическая разработка по формированию
речевого развития у детей дошкольного
возраста с использованием ТРИЗ технологии»
Воспитатель:
Макарова С.С.
Пояснительная записка
По итогам весенней диагностики на конец 2018 года наблюдалось некоторое отставание в речевом развитие детей. Возник вопрос необходимости поиска эффективных способов и методов работ по компенсированию задержек в данной области.
На сегодняшний день - образная богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
Речь односложная. Неспособность грамматически правильно построить предложение;
Бедность речи. Недостаточность словарного запаса;
Употребление не литературных слов и выражений;
Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;
Неспособность построить грамотно монолог: например, сюжетные и описательные рассказы на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов;
Не до конца сформированы навыки культуры речи в соответствии с возрастам: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Перед нами сегодня стоит нелегкая задача - организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.
Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.
Одним из результативных способов формирования познавательноречевой активности для нас является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
ТРИЗ - технология, как универсальный инструмент можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, игровой и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка дошкольника. Создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решений, решения одного ребенка активизируют мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольника нестандартному мышлению.
Цель: используя передовой педагогический опыт, организовать совместную работу воспитателей, родителей и детей, направленную на компенсацию речевых нарушений различного характера.
Задачи:
Развивать способность грамотно строить предложения;
Расширять словарный запас;
Прививать речевую культуру;
Продолжать учить грамотно и доступно формулировать вопрос, строить развернутый ответ; давать логическое обоснование своим утверждениям и выводам;
Формировать представления о правилах построение монолога; побуждать свободно выступать публично;
• Воспитывать стремление к эмоциональности и выразительности в чтение стихов; способность саморегуляции темпа и громкости речи.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Почему я использую ТРИЗ в своей работе. Потому что я считаю, что ТРИЗ - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми
Я использую технологию ТРИЗ, как универсальный инструментарий практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую разные методы технологии ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод «Системный оператор». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Алгоритм системного мышления
Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.
Выбор объекта и определение его функции или свойства.
Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
Выявление составляющих объекта.
Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выснение основного места обитания или функционирования.
Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам
Метод морфологического анализа
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.
Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:
1. Точно сформулировать проблему.
2. Определить важнейшие элементы объекта.
3. Определить варианты исполнения элементов.
4. Занести их в таблицу.
5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
6. Выбрать оптимальный вариант.
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.
Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие.
Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду
Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.
С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
наличие положительного и отрицательного героев;
зло, причинённое отрицательным героем;
борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки:
1. Жил-был…
2. И был он какой?.
3. Умел делать что?.
4. Делал он это, потому что…
5. Но в это время жила-была…
6. Она была…
7. Однажды между ними случилось…
8. Им помогла…
9. Сделала она это, чтобы… и т.д.
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
- Синектика – мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходства предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, их сравнивать и классифицировать:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
- изобрази будильник, который забыли выключить;
- покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
- Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
- Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
«Фоторобот»
(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
- Данетка - Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса.
У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»).
Данетки бывают разными
Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т.п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.
- Этот овощ растет у нас на даче?
- Его кладут в борщ?
- Он красный?.. и т.д.
Я сделала вывод что, использование в своей работе технологии ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. А также идет тесная взаимосвязь с родителями, так как они помогают изготавливать большую часть материала, в том числе игры. Поэтому в курсе всех методов технологии ТРИЗ.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей.
Примерный календарно-тематический план
Сроки проведения | Содержание методикопедагогической работы | Работа с родителями |
Сентябрь | Работа с литературой. | |
Октябрь | Работа с литературой. Разработка программы работы по технологии ТРИЗ. | |
| | |
Ноябрь | Проект Цель: познакомить родителей и детей с технологией; определить уровень возможностей детей в данном направлении; обогатить среду за счет активного участия родителей. Создание Лэпбука «Сказка на ночь». Цель: познакомить детей с некоторыми принципами работы по технологии, а именно, сочинение собственных сказок. | Консультация для родителей по созданию дидактических игр по технологии; организация и проведение конкурса по создание дидактических игр. |
Декабрь | «Знаю ли я себя?» Цель: продолжать формировать представления о себе как об индивидуальности и члене общества; в процессе работы решать различные речевые задачи. | Консультация с родителями «Взгляни на себя под другим углом»; Конкурс рисунков «Такие разные мы». |
Январь | «Что такое азбука?» Цель: познакомить детей со сказочным миром бук; формировать представления детей о ее системе; закреплять полученные ранее знания; в процессе работы решать различные речевые задачи. | Консультация и буклеты на тему «Как подготовить ребенка к школе и не перегнуть палку?»; статья «Нетрадиционные подходы в обучении дошкольников»; |
Февраль | «Какая разная природа» Цель: формировать представления детей о разны природных широтах (Арктика, Антарктика, тундра, тайга, степь, пустыня, тропический лес); их особенностях и различиях; в процессе работы решать различные речевые задачи. | Написание статьи или рассказа на тему «Я - турист!» каждой семьей; консультация «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». |
| | |
Март | «Живая планета» - Цель: расширять знания детей о разнообразии фауны и флоры нашей планеты; в процессе работы решать различные речевые задачи. | Консультации «Формирование экологической культуры ребенка дома», экскурсия в Национальный музей. |
Апрель | «Мой дом родной» Цель: продолжать формировать представления детей о себе как о члене семьи; о жизни и быте близких родственников; развивать положительное отношение к близким и друзьям; в процессе работы решать различные речевые задачи. | Консультация «Детский фольклор народа коми» Раздать родителям Коми промысловый календарь. |
Май | «Игры с элементами ТРИЗ технологии» Цель: решать различные речевые задачи. | Родительское собрание. |
Предполагаемые результаты:
К концу года предполагается рост речевой активности детей. У детей, которые не принимали активного участия в театрально-постановочной деятельности, проявляли слабый интерес к содержанию занятий, повысится самооценка и заинтересованность в участии в различного рода деятельности (творческой, познавательной и т.п.) Дети свободно строят распространенные предложения, вопросы, ответы, монологи, умеют поддержать диалог со сверстниками и взрослыми; способны составить небольшие рассказы, сказки, обогащая свою речь прилагательными, наречиями, сравнениями и т.п.; аргументируют собственные решения и выводы. В речи детей появилось много новых слов. Темп речи стал спокойный, снизилась громкость, возросла четкость произношения, выразительность и эмоциональность при чтении стихов; повысилась общая культура речи.
Диагностика первого года обучения:
1. Умеют находить противоположности в предметах и явлениях.
2. Умеют выделять противоречия в различных жизненных ситуациях.
3. Умеют классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам, сравнивать их.
4. Умеют прогнозировать.
5. Имеют логическое мышление.
6. Имеют ассоциативное мышление.
7. Имеют вариативное мышление.
8. Имеют чувство эмпатии.
9. Воспринимают объекты, как совокупность взаимосвязанных частей.
10. Имеют навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
11. Владеют методом «маленьких человечков».
12. Применяют модель «пятиэкранки» для анализа объекта.
13. Применяют модель «системный лифт» для анализа объекта.
14. Имеют образную, логичную речь.
15. Преодоление робости, застенчивости, замкнутости.
16. Имеют положительное эмоциональное отношение к занятиям.
Критерии оценки:
Не сформировано – ребенок не отвечает или не воспроизводит те или иные действия;
Частично сформировано – у ребенка имеется определенный объем знаний, но он нуждается в помощи взрослого;
Сформировано – ребенок применяет то, что он знает и умеет самостоятельно, может сформулировать выводы.
Из моих наблюдений за играми, общением и поведением в коллективе детей после систематического применения ТРИЗ – технологии в образовательном процессе, я сделала вывод, что ребята стали чаще высказывать и отстаивать своё мнение о многих предметах и явлениях, не создавая конфликтных ситуаций, научились самостоятельно находить два или три выхода из сложных ситуаций, находить ответы на интересующие их вопросы. Дети стали более грамотно и содержательно отвечать на вопросы взрослых и сверстников, многие воспитанники стали чувствовать себя увереннее, и более успешно реализовывать свой потенциал в ходе НОД и самостоятельной творческой деятельности. Кроме того, если в начале учебного года у большинства детей имелась слабая или даже очень слабая мотивация к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, то в результате применения элементов ТРИЗ в непосредственной образовательной деятельности, эта мотивация значительно повысилась, а, следовательно, повысился и уровень развития этих детей. Так, по результатам мониторинга почти у 95% воспитанников группы усилился познавательный интерес, дети стали более инициативными и самостоятельными в нахождении и принятии решений, что, на мой взгляд, доказывает необходимость обязательного внедрения технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДОУ.
Помимо этого, проведённая в конце учебного 2018/2019 года диагностика дошкольников, обучающихся с применением ТРИЗ – технологии показала, что они научились мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, у них развились качества, необходимые для творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, сформировалась способность самостоятельно решать свои маленькие проблемы и анализировать окружающую действительность.
Список используемой литературы:
Альтшуллер Г. С. Найти идею (2003 г.)
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука (2004 г.)
Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И.
Поиск новых идей: от озарения к технологии (1989 г.)
Гин А.А. ТРИЗ педагогика (2015 г.)
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.)
Журналы ТРИЗ №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.)
Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Теории решения изобретательских задач (2003 г.)
Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.)
Толмачев А.А. Диагноз ТРИЗ (2004 г.)
«Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия» - Сидарчук Т. А. – Москва – Арктитк – 2014