Составление загадок по технологии ТРИЗ как средство формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста
Составление загадок по технологии ТРИЗ как средство формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему. Однако, за последние десятилетия резко возросло количество дошкольников с речевой патологией, у которых наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.
Таким образом, весьма актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи и их системного использования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Одним из таких способов является система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная Г.С. Альтшулером, которая позволяет осуществлять обучение через творчество, через решение нестандартных задач. ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью формирование нестандартного мышления, поисковой активности, способствует развитию речи и творческого воображения.
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям. Ведь придумать загадку, зарисовать её, загадать её родителям для ребёнка действительно творческая задача, намного интереснее, чем выполнять задание педагога «опиши предмет». Сочиняя, дети не занимаются скучным обобщением, а создают нечто новое.
Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
Как известно, творчество не должно испытывать принуждение, знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, и строится, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.
Этапы работы при составлении загадки:
Первый этап: через игровое упражнения научить детей сравнивать предметы «На что похоже». Чтобы детям было легко и интересно находить и сравнивать, мы используем компьютерные презентации, картинки, которые помогают детям, справиться с поставленной задачей - находить простейшие сходства.
Следующий второй этап - составление загадок по моделям. Для составления загадок предлагается три основных модели.
Первая модель составление загадок по принципу: «Какой? Что бывает таким же?». Для составления загадки выбирается объект (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Далее дается образная характеристика (цвет, форма, действия, качества), которая записывается в левой части таблицы. Содержание правого столбца обговаривается с педагогом, и заполняется самостоятельно детьми в виде рисунков. После заполнения таблицы детям предлагается прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК», «А НЕ» или «НО НЕ». Например: СОЛНЦЕ
Какое? | Что бывает таким же? |
Яркое | Радуга |
Круглое | Арбуз |
Горячее | Свеча |
Загадка: Что это?
Яркое, но не радуга
Круглое, но не арбуз
Горячее, но не свеча
Когда дети свободно могут подбирать существительные для сравнения, обогащаем речь детей прилагательными.
Затем знакомим детей со второй моделью составления загадок. Загадки составляются по принципу: «Кто делает? Кто (что) делает так же?». Для составления загадки используем связки «КАК» или «НО НЕ».
Третья модель составления загадок: «На что похоже? Чем отличается?».
Методика работы аналогична работе с предыдущими моделями. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.
Работу по обучению составлению загадок необходимо начинать с детьми среднего возраста (пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину), отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают. У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Объекты для составления загадок выбираются в соответствии с изучаемой лексической темой: «Фрукты», «Овощи, «Транспорт» и т.п., которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения. Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. Составление загадок доступно всем детям, так как занимательная форма загадки делает обучение ненавязчивым и интересным.
Процесс составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления.
Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника.
Использование современной образовательной технологии ТРИЗ является необходимым условием эффективности обучения. Данная технология позволяет решать задачи речевого развития с опорой на интерес ребенка.
Список литературы
1. Аман Т. С., Ведерникова Т. И. Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46.
2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников [Текст] - Ульяновск, 2014. - 134 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с использованием технологии ТРИЗ [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3.
4. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду /С. И. Гин. Минск, ИВЦ Минфина, 2008.
5. Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015- № 7.
6. Илларионова, Ю.Р. Учите детей отгадывать загадки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 1.
7.Корзун, А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] - Минск, 2000г.
8. Нестеренко, А.С. Страна загадок: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] - Москва: Мозаика-Синтез- 2015.
9. Страунинг, А.С. Методы активации творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] - Москва: Академия, 2014. .
10. Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи [Текст] - Москва: Академия, 2015.
11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития морфологической стороны речи дошкольника [Текст] /О.С. Ушакова - Москва, 2014.
4