Основные проблемы задержки речевого развития (ЗРР) у детей дошкольного возраста
Выполнила работу: учитель – логопед Коптелова Д.Д.
Основные проблемы задержки речевого развития (ЗРР) у детей дошкольного возраста
В последнее время проблема недоразвития или отсутствия речи у 3-4 летних детей становится все серьезнее и серьезнее для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, только возрастные рамки у них значительно сдвинуты.
Процесс речи ребенка разделяют на три периода.
- Подготовительный. Включает всебя крик, гуление и лепет (от 0 до 1 года). В 2–3 мес. у малыша появляется гуление. Следующая стадия доречевого развития ребёнка — лепет. Ребенок начинает осваивать слоговую структуру слова, состоящу, из одного слога. К 6–8 мес. жизни малыш начитает лепетать, произносить слоги - ма, па, ба, на и т. д. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит начать беспокоиться, все ли хорошо у их ребенка со слухом. К 1 году в речи ребенка, как правило, появляются первые слова (мама, папа, дай и т. д.)
- Преддошкольный (от 1 года до 3-х лет). На этом этапе происходит накопление активного словаря и формирование грамматического строя речи. В конце первого года дети уже употребляют 10–15 слов. К трем годам ребенок уже использует большое количество слов - 1000–1500 слов.
- Дошкольный (3–7 лет). В этот период формируется фонетическая сторона речи. Активный словарь ребенка достигает 3000–10 000 слов. Поэтому, к концу дошкольного периода дети обладают фразовой речью, которая полностью сформирована.
Зачастую родители не принимают во внимание предпосылки проблемы речевого развития ребенка. Они полагают, что речь появится самостоятельно, сама по себе. Но это огромная ошибка. Поскольку возраст с 0 до 7 лет является основополагающим в формировании и становлении речи, взрослые должны принимать во внимание, на каком из периодов пошел сбой в речи и на этом этапе важно вовремя обратиться к логопеду.
Как же понять, что у ребенка все – таки возникли проблемы в речи и на что следует обратить внимание?
Во – первых, как протекала беременность и роды. Важным периодом в ходе беременности является 3–4 месяц внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуру головного мозга.
Основные причины ЗРР:
- Интоксикация беременной женщины алкоголем, никотином, химическими веществами.
- Нейроинфекции.
- Ранний и поздний токсикоз.
- Несовместимость матери и ребенка по крови и резус-фактору.
- Недоношенность.
- Асфиксия при родах.
- Родовая травма.
Если ребенок родился здоровым, но со стороны взрослых были проявлены неправильные действия во время подготовительного периода, низкая культура речи, недостаточное речевое общение с малышом, стрессы – все это может стать причиной ЗРР. Перед тем, как заговорить, малыш развивает мышцы речевого аппарата. Когда ребенок начинает гулить, лепетать, дышать, глотать, сосать грудь и жевать, он тренирует артикуляционный аппарат. Обычно дети, выросшие на искусственном молочном вскармливании, чаще подвержены речевым проблемам, в отличие, от детей на грудном вскармливании.
Помимо этих причин, перечисленных выше, нарушение речи могут вызывать врожденные аномалии ЦНС, коры головного мозга, дефекты носового дыхания, нёба, языка, психическая травма.
Тугоухость, еще одна причина задержки речевого развития. Данный дефект возникает еще во внутриутробном периоде.
К основным симптомам ЗРР относят:
- Недостаточно развит фонематический слух. Ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (Ч и Щ, С и Ш)
- Нарушено произношение звуков: сонорные (Р, Л), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), свистящие (С, З, Ц).
- Ребенок переставляет, пропускает или заменяет слоги.
- Бедный словарный запас и отсутствие сложных слов.
- Несогласованность слов в предложениях по родам, числам и падежам.
- Дети старшего дошкольного возраста не в состоянии составить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения.
- Пропускает или неправильно употребляет предлоги.
Родители должны понимать, что важным компонентом при нормальном развитии речи и речевого аппарата важно, чтобы ребенок с первых дней жизни чаще слышал мамин голос, слушал колыбельные, тихую, не громкую и пугающую речь, но в то же время разборчивую. Непременно нужно отзываться на плач или крик ребенка, только так он дает понять взрослым, что ему некомфортно, он скучает или ему хочется есть. Стараться говорить с своим дитя с самого рождения, спокойно, четко, без сюсюканий, это очень важно, в дальнейшем это сказывается на качестве речи!
Обязательно нужно развивать мелкую моторику, т. к. она тесно взаимосвязана с развитием высших психических функций. Для этого деткам необходимо чаще давать работать с конструктором, пластилином, массажными мячиками, набором су-джок! Уделять внимание и краскам, в том числе и пальчиковым. Таким образом, они могут чувствовать температуру красок, какая бумага и остальные предметы на ощупь, ведь так малыши воспринимают тактильный мир. Малыши очень любят исследовать воду. Не запрещайте им долго в ней плюхаться, можно даже в ванной дать играть им со льдом и пузырями, и даже с красителями, предварительно окрасив воду в отдельной емкости.
Особенно важную роль в развитии чистой и правильной речи играет артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое нёбо). Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи.
- Дыхательная гимнастика — комплекс специализированных упражнений направленных на усиление и развитие длительности воздушной струи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, научиться объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Выполнять такую гимнастику нужно ежедневно по 3–5 раз 5–7 минут перед зеркалом. Нужно добиваться точного и четкого выполнения артикуляционных движений.
Дыхательная гимнастика, в свою очередь, выполняется около 5 мин. Вдыхая через нос, ребенок не должен поднимать плечи, выдох должен быть спокойным и длительным. Развитие у ребенка правильного дыхания имеет важную роль, поскольку выработка правильной воздушной струи отражается на качестве звукопроизношения. Обязательно нужно хвалить ребенка за правильное выполнение упражнений. Для детей похвала взрослых очень важна, ведь это придает им уверенности в преодолении всех возможностей.
Своевременная диагностика нарушений поможет решить проблему до того, как она станет серьезной. Обращайте внимание на своих деток, занимайтесь с ними сами, не ждите, пока вам понадобится специалист.Чем раньше начать развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будут видны результаты. Ведь эффективность коррекции зависит не только от участия специалистов и педагогов, но и усилий родителей.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течения беременности, родов и постнатального периода; обеспечения адекватных социальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающий характер, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка.
Литература:
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко// Ростов н / Д. - Феникс, 2008.- 141с.
- Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. 2009. №2. С.66-69.