12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калинина Татьяна Михайловна49
В 1990 году закончила пединститут имени Н А Некрасова по специальности " русский язык и литература". В этом же году по распределению была направлена в Нежитинскую среднюю школу, где и работаю по сей день.
Россия, Костромская обл., Кострома
6

Методическая разработка по использованию эколого - краеведческого образовательного маршрута во внеурочной деятельности

Методическая разработка воспитательного мероприятия « Я вырос здесь, и край мне дорог» с использоаанием экологокраеведческого образовательного маршрута: «Деревенька мояВысоково».

Цель мероприятия:

способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;

любви к природе родного края;

творческой деятельности по изучению и сохранению материальных и духовных ценностей русского народа

Форма:

Историко-краеведческий час общения

Тиражирование материала

Публикация в газете « Макарьевский вестник» (Приложение1 )

Размещение материала в школьном краеведческом музее

Размещение работы на на личной страничке сайта Нежитинской средней школы;

Эпиграф:

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.( Д С Лихачев)

Предметы творческой деятельности учащихся:



- рисунки,

- рукописный сборник ,

- презентация



ОБОРУДОВАНИЕ:

интерактивная доска, проектор, схема маршрута Нежитино – Высоково,, презентация «Деревенька моя - Высоково», рисунки учащихся, сочинение Юли Шпулиной.



Ход мероприятия.

1. Организация классного коллектива и собравшихся гостей.

2. Вступительное слово учителя « В путь - дороженьку да по родной сторонушке»


Всемдоброго дня! Дорогие ребята, я еще пожелаю в нашем теперь уже виртуальном пути - открытий! Радостных и серьезных, умных и глубоких! Таких, каких достойна наша нежитинская земля и ее люди .Как вы видите на проекторе, на карте Нежитинского поселения светлой точкой смотрит на нас деревня Высоково, где мы с вами недавно побывали, совершив пешую экскурсию по направлению НежитиноВысоково!


Перед началом нашего туристического маршрута мы задались многими вопросами:

Минута размышлений учащихя :


Какова история этой деревеньки? Что помнят о ней те, кто здесь родился и уже давно здесь не проживает? Что Высоково для тех, кто сейчас в ней живёт? Кто этот мастер, который так «нарядил» деревеньку, создав здесь настоящий музей деревянных скульптур под открытым небом? Над этими и другими вопросами задумались мы с вами, дорогие ребята, и решили претворить в жизнь эколого - краеведческий проект « Деревенька моя Высоково»


Ученик: С чего же начать? Конечно, со встречи с людьми. Это самый верный способ почувствовать, озадачиться, перенять опыт, знать и … помнить.И первой остановкой на нашем пути был дом Л Н Бобониной. Юля Дурова поделится с нами своими впечатлениями.


Ученица: Нам очень захотелось узнать историю некогда очень большой, а теперь в четыре жилых дома деревни Высоково. Нас на встречу пригласила Бобонина Лидия Николаевна, уроженка д. Высоково. Она – нежитинская, живет в д. Михайлово. Но детство, отрочество и юность прошли у неё в Высокове. Приветливо улыбаясь, нас встретила. 79-летняя бабушка с мудрым и очень добрым взглядом.


t1572112676aa.gif


Её лицо красиво и сейчас! Какая же красавица она была в молодости, можно только представить! Она принесла нам в своей душе память о детстве и юности. С того момента, как Лидия Николаевна начала свой рассказ, мы с классом быстротечно переместились в ту обстановку её детства, в прошлое деревни Высоково. Её жизнерадостность и любовь к окружающим передалась и нам. И мы, не отвлекаясь ни на что, начали слушать нашу гостью.


Час краеведческого рассказа


Свой рассказ Лидия Николаевна начала про название деревни Высоково. «Деревня Высоково образовалась в середине 18 века. Назвали так, потому что она стоит выше всех деревень в округе. Деревня была очень дружная, верующая. Деревня небольшая, в 1940 году насчитывала 32 дома, в которых проживало 160 человек. В каждом хозяйстве была корова, овцы и другие животные,» - рассказывала нам Лидия Николаевна. А как же иначе? Ведь чем больше живости на дворе, тем больше возможности выжить в то непростое время. В деревне занимались кузнечным ремеслом, ( имелось три кузницы) ходили на жгонку, сплавляли лес.

По словам Лидии Николаевны, в деревне был очень разнообразный лес: росли и черёмуха, и рябина, и дубы. Вспомнила с теплом изобилие черники и грибов, за которыми все лето и всю осень бегали ребятишки, чтобы потом поесть ягод и сварить вкусный и сытный суп из грибов. «Детство было бедное и трудное, но очень веселое, - вспоминает Лидия Николаевна. – Было всё: и горести, и радости, и веселья, и праздники, и счастливые моменты». По словам Лидии Николаевны, вся молодёжь собиралась на пляски под гармонь и балалайку. Плясали все: и девчонки, и мальчишки, и люди уже в возрасте, и даже вдовы. Отдыхали от будничной жизни.

Также Лидия Николаевна рассказала о своей семье. Родители в 1937-ом перешли в новый дом. «А в 41-ом началась война…,» - с горечью в глазах сказала нам пожилая женщина, вспоминая своё военное детство. Всё детство Лидия Николаевна провела со своей бабушкой: отца забрали на фронт, а мама всё время была в труде. Она с любовью вспоминает о бабушке, называя её «бабка Марья». Бабушка для Лидии Николаевны имела большое значение в жизни, потому что та жила для них, своих внуков.

Один эпизод из военного детства рассказала нам Лидия Николаевна о своей маме: «В Высокове мы единственные во время войны сохранили лошадей. А весной они выбежали со двора и вытоптали часть колхозного поля. Маму хотели наказать, но вступился бригадир: «Да за что же её наказывать? Теперь мы на этих лошадях все поля вспашем». Так наша мама избежала сурового наказания».

Мы попросили рассказать Лидию Николаевну и о том, как познакомилась с мужем и почему сказала «да» на его предложение руки и сердца. «Познакомились на вечёрке, а пошла за него потому, что был работящий и добродушный»,- тепло признается наша собеседница. Вместе с мужем Василием Ивановичем воспитали они пятеро детей. Также у Лидии Николаевны – одиннадцать внуков (самой младшенькой - Катюше - исполнилось девять месяцев).

Лидия Николаевна всю жизнь трудилась. И сейчас – в труде. Дома помогает с внуками, а в воскресные и праздничные дни мы видим её в храме, в свечной лавке. Так и живёт Лидия Николаевна всю жизнь, служа людям и Богу.

Краеведческий указатель


Ученик: Выйдя от гостеприимной хозяйки, мы поклонились Михайловсклй часовенке, построенной на месте той, обетной , которую наши предки построили в память от избавления от засухи.С историей этой часовни связано возникновение месточтимого праздника Мольба и отправились дальше…В музей ! Настоящий музей под открытым небом, созданный Мелехиным В. В. Повернув направо, мы увидели знаменитый Высоковский овраг.( с ним связана легенда о трех соснах. Это материал для дальнейших наших исследований), в котором без труда можно отыскать белую и красную глину. Мы не могли пройти мимо оврага , чтобы набрать распростаненной красной и редкой белой глины. Мы решили , что будем использовать её для занятий по лепке из глины в летнем оздоровительном лагере. Набрав полные корзиночки, мы поспешили в музей .

Ученик:.Все, кто побывали в Высокове, с удивлением, а потом и с признательностью любуются музеем деревянных скульптур под открытым небом. Кто же тот мастер, который так «нарядил» деревеньку? С помощью нашего завуча З. В. Зайцевой мы связались с этим человеком. Знакомьтесь – Владимир Витальевич Мелехин.

t1572112676ab.gifСейчас он проживает в Нижнем Новгороде, но любовь к малой родине в большем городе не угасла, а, наверное, стала сильнее.( интервью)

Вот его ответы на наши вопросы. Слово – Владимиру Витальевичу Мелёхину:

«Родился я в д. Высоково в 1958 году в многодетной семье Мелёхиных Виталия __Николаевича _и Анны_ Витальевны___. Высоково – это моя малая родина, и я не представляю себе, как люди, уехавшие однажды, не приезжают посмотреть на свой край родной земли, где родились! Сначала с помощью Сергея Мелёхина (мой племянник) сделали лавочки и вывеску «Высоково», чтобы было людям где ждать машину с продуктами, отдохнуть путникам и сфотографироваться на память о наших пропадающих деревнях. А потом эта идея уже получила свое развитие. В Высоково приезжаю каждый год в мае и в октябре. Что-то приходиться обновлять, а что-то делать заново. Получилась Высоковская площадка с деревянными животными и картинами на радость людям»


Ученик: Когда мы все посмотрели. захотелось просто сказать «спасибо», Владимир Витальевич и Ваши уважаемые помошники! Ваш удивительный пример вдохновляет на заботу о малой родине! ( заочная экскурсия )

На нашем мероприятии присутствуют учащиеся начальной школы и специально для них мы подготовили заочную экскурсию под впечатлением от Высоковской площадки «В гостях у сказки» ( идет показ презентации тех деревянных скульптур животных, которые мы сфотографировали и сделали свои словесные пояснения).

Ученик: В Высокове живет ученица 5-го класса Нежитинской средней школы – Шпулина Юля, которая очень любит свою деревеньку.Она присутствует на нашей встрече.


Юля t1572112676ac.gif с радостью откликнулась на наше предложение – написать о Высокове. Что получилось? Судить вам, уважаемые гости . Главное – Юля искренняя…

Итак, перед вами большая повесть в маленьких главах в исполнении автора.(Чтение сочинения)

Глава 1

Маршрут по малой родине.

Направо пойдёшь - поляну земляничную найдёшь, доволен останешься. Налево свернёшь - тоже земляничный островок найдёшь, но чуть-чуть наберёшь. А направо пойдёшь - в лес попадёшь. Этот маршрут по моим родным окрестностям придумала я, Юля Шпулина, жительница деревни Высоково. Правда - правда, места у нас уникальные, почти сплошь земляничные и чуть-чуть черничные. Даже если ягод мало, нам с мамой хватает!

Глава 2

Мои друзья.

Друзья у меня замечательные. Дружба у нас идёт полным ходом. Мой друг Ваня учится в третьем классе школы г. Костромы. Учится не так чтобы очень хорошо , но не будем об этом. Главное - он добрый! Ваня помогает мне чинить велосипед и помогает мне помогать маме ! Егор пока ходит в садик со своим братом Пашей. Саша тоже учится, но только во втором классе. Он - мальчик спортивный и нас приучает к спорту! А его брат Захар ещё очень маленький, хорошенький и совсем не вредный. Это наш любимец! Короче говоря, у нас с Артуркой (это мой младший брат) замечательные друзья!!! Мы вновь ждем лета, потому что соберемся все вместе!

Глава 3

Дядя Володя

У меня есть замечательный дядя- дядя Володя. У него умелые руки. Он хорошо рисует, хорошо вырезает игрушки, хорошо их красит. Просто чудо, а не дядя!

Глава 4

Моя семья.

Моя милая, дружелюбная семья. Моя мама - самая лучшая домохозяйка! Мой папа - лучший в мире рыбак! А брат - самый лучший хулиган! Я люблю свою семью!


Учитель:Давайте обсудим Юлину работу! (Коллективное обсуждение) Идет обсуждение сочинения, собравшиеся высказывают свои впечатления от услышанного, задают вопросы.преподносят автору букет цветов за любовь к родному краю.

Заключительное слово учителя: Л. Н. Бобонина, В. В. Мелёхин, Юля Шпулина … Спасибо им всем. Лидии Николаевне - за то, что все эти годы хранит память о своей малой родине. Владимиру Витальевичу - за неравнодушие, Юле - за большую повесть в маленьких главах. А всем вместе - за любовь к земле, на которой они родились…

Высоково - маленькая частица большой России. Маленькая, но очень нужная, потому что любимая.

Флешмоб: Уважаемые наши ученики! А сейчас сердечки. которые мы вам сейчас выдадим , прикрепите на схему туристического маршрута Нежитино – Высоково в том месте, которое не оставило вас равнодушными и поясните свой выбор, ответьте на вопрос Что вы сделаете для своей малой родины , когда станете взрослыми?


Пока прикрепляются сердечки , подготовленный ученик читает стихотворение А Антоновой « Люблю тебя моя провинция»

Люблю тебя, моя провинция,
За то, что ты была и есть,
Что не впадаешь ты в амбицию
И знаешь, что такое честь.
Люблю за то, что ты - с упряминкой,
Что простодушна и не зла,
Тебя не купишь сладким пряником:
На чёрством хлебе ты росла.
И, понимая боль всемирную,
Несёшь от века боль свою.
О, Русь! Великая провинция!
За то тебя боготворю!









Краеведение во все времена уберегало людей от потери исторической памяти .Мы очень надеемся , что смогли на сегодняшней встрече уберечь историю нашего края от забвения.







Опубликовано


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 27.10.19 в 04:47 0Ответить Пожаловаться
Отличное внеурочное мероприятие, с любовью к малой Родине и бесценной исторической памятью! Благодарю, Татьяна Михайловна.
Калинина Татьяна Михайловна, 27.10.19 в 12:11 0Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, спасибо за Ваше неравнодушие и добрые слова. Сейчас добрые слова - в дефиците! Не ожидала!!!!!!!! Думала, что материал будет интересен только для людей нашего края. Еще раз спасибо. Для меня это очень важно. Пусть Господь и Вас не оставит своей милостью так, как это сделали Вы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.