Выступление «Использование краеведческого материала на уроках информатики и во внеурочной деятельности»

44
6
Материал опубликован 27 April 2017 в группе

Кордина Нина Евгеньевна,

учитель информатики и ИКТ

МБОУ СОШ №2 г.Демидова

Использование краеведческого материала на уроках информатики и во внеурочной деятельности


«Кто не знает своего прошлого, тот не имеет будущего», - это высказывание известного русского историка Н. М. Карамзина сегодня особенно актуально. Человеку надо знать историю своей страны, своей малой родины. «Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в веках». (В. Песков) Я глубоко убеждена, что помимо выработки общеучебных навыков одним из основных направлений работы учителя информатики является духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого материала.

Включение краеведения в процесс обучения решает следующие задачи:

формирование чувства патриотизма; 

воспитание бережного отношения к родной культуре;

повышение интереса к информатике и к истории родного края;

развитие творческих способностей;

формирование исследовательских навыков;

проведение межпредметных связей.

Примеры использования краеведческого материала в процессе обучения информатике и ИКТ

Тема «Алгоритмизация и программирование»

Использование краеведческого материала на уроке информатики, в разделе «Алгоритмизация и программирование» позволяет решать задачи практического содержания. Школьники, помимо знаний по программированию, знакомятся с различными аспектами жизни родного края, его историей.

Вместе с учениками составляем банк алгоритмов по истории родного края.

Примеры заданий:

Составьте алгоритм решения следующей задачи: «В 1776 году императрица Екатерина II повелела село Поречье переименовать в город. Сколько лет будет нашему городу в году x?»

Дан массив, в котором содержится информация о численности населения в N поселениях Демидовского района. Определите общую численность населения.

С более продвинутыми учениками осуществляем разработку игр по истории родного края на языке программирования. Примеры игр:

«Стрекоза». Пользователям предлагается поиграть со стрекозой и с ее помощью догнать бабочек. Можно перекрасить стрекозу, изменить ее размер, повернуть, изменить ее прозрачность и послушать стихотворение демидовского поэта Василия Романенкова "Стрекоза"

«Твое цветовосприятие стихотворения». Предлагается прослушать стихотворение «Пасмурные дали» нашего поэта Г. Язенькина и попытаться определить его цветовую гамму.

«Раскрась иллюстрацию к стихотворению» Предлагается прослушать стихотворение "Просыпается город Поречье" Геннадия Язенькина, определить цветовую гамму и попробовать раскрасить иллюстрацию.

«Композитор из Поречья». Чтобы через занимательные задания рассказать о нашем земляке Леониде Вишкареве, ученице пришлось по крупицам искать материал и в районной библиотеке, и краеведческом музее, и в интернете.

Тема «Системы счисления»

Один из уроков по данной теме я посвящаю нашему земляку, одному из лучших клоунов страны, народному артисту СССР Юрию Никулину. Через занимательные задания ученики с интересом узнают, как имя артиста связано с нашим краем.
Пример задания:
Семья Никулиных проживала на улице Коммунистической (ранее Базарной), в доме № …Чтобы установить номер дома, сложи в блюдо четные числа, сумма оставшихся и будет искомый ответ.

В качестве домашнего задания предлагаю составить вопросы по истории родного края, а все числовые ответы к ним перевести в двоичную систему счисления.

Тема «Алгебра логики»

Даны высказывания:
А={1499 год – это дата первого письменного упоминания о Поречье},
В={ Пристань в Поречье была создана по указу Петра I },
С={План города был утвержден Екатериной I}.

Ученикам предлагается определить, истинны или ложны нижеследующие высказывания:

1) не В или А; 2) не А и не В; 3) не (В или С и А);

Далее предлагаю своим ученикам составить аналогичное задание.

Тема: «Организация вычислений с помощью компьютера. Электронные таблицы»
Основное назначение электронных таблиц для школьника – обработка статистической информации, ее визуализация. Но Ехсеl позволяет пополнить банк игротеки. Ученики с удовольствием создают кроссворды, тесты с макросами, игры на тему «Мой родной край», используя электронные таблицы.

Тема: «Обработка Графической информации»

Живет в нашем крае замечательный художник Аркадий Гепп. Его работы с эффектом двойного видения изумляют и удивляют. Более 50 художественных выставок в разных странах принесли мастеру всемирную известность. При изучении графического редактора Gimp я знакомлю учеников с творчеством нашего знаменитого земляка. Вместе с ребятами мы обсуждаем, как средствами графического редактора создать рисунок в стиле художника. И ученики, не умеющие рисовать, не только постигают истину «всё на что-нибудь похоже», но и с удовольствием создают композиции «подражая Аркадию Геппу»

Создаем с учениками и рисунки на тему «Мой край глазами известных художников». И. Левитан, М. Шагал, А. Акапян и многие другие мастера кисти помогают моим ученикам не только познакомиться поглубже с миром живописи, но и почувствовать красоту родной земли.

Тема: «Создание и обработка текстовой информации»

Приведу примеры практических работ:

«Иллюстрация к стихотворению демидовского поэта». Ученики осуществляют поиск стихотворения, знакомятся с теорией Журавлева о цветовосприятии звуков. В текстовом редакторе ученики находят символы и заменяют их цвета согласно теории языковеда. Далее создают из букв рисунок, отражающий идею стихотворения.

Создание книги « Мой край в занимательных задачах» и др.

Тема: «Мультимедиа»

Приведу несколько примеров:

«Вновь прошлого кинолента раскручена предо мной». Презентация построена на воспоминаниях жителей Демидовского района о Великой Отечественной войне на территории нашего края. Ученик искал материал и в районной библиотеке, и в школьном музее (сохранился походный альбом «Демидовские Хатыни» 1977 г., руководитель поискового отряда Кордина А.М.). В графическом редакторе обрабатывал пожелтевшие от времени фотографии, вместе с друзьями озвучивал воспоминания. Итогом работы стал урок мужества, который был проведен в младших классах. Прочитать и переосмыслить воспоминания, через боль и сострадание к другим понять истинное лицо войны, почувствовать гордость за тех, кто не жалея своей жизни защищал свою землю от фашистов – такова была главная задача этого проекта.

«Расскажи о земляке». Ребятам нужно собрать материал, придумать занимательные задания, выполнив, которые можно будет получить информации о земляке. «Начало большого пути» по книге Ю. Никулина « Почти серьезно», «Знакомьтесь, художник из Демидова» о Лидии Киприч, «Долгая дорога в сказку» о художнике Анатолии Кокорине, игра «Темная лошадка» об Александре Елесеенкове, «Однофамилец» – и это далеко неполный список работ.

«Загадки Смоленского Поозерья», «История моего города в играх и задачах» - еще одно направление краеведческой работы.

Кто не любит рассматривать фотографии или собирать пазлы. Своим ученикам предлагаю сфотографировать самые красивые места нашего края (или найти фотографии в интернете) и создать презентацию-игру с макросами «Мой край. Собираем пазлы».

Тема: «Телекоммуникационные системы»

Используем возможности сервиса LearningApps.org. для создания интерактивных игр по краеведению.

На сервисе ZooBurst ученики создают небольшую (не более 10 страниц) интерактивную 3D книгу по краеведению. Ребята самостоятельно подбирают материал, героя-экскурсовода и получают огромное удовольствие от работы!

Создаем web-сайты на основе краеведческого материала:

«Школьный вальс длиною в жизнь» об учителях нашей школы, пенсионерах. Четыре героя сайта, четыре удивительных человека. Вместе с ученицей мы встретились с ними, записали воспоминания. И получили огромное удовольствие от этих встреч. Может быть, именно поэтому и сайт получился с такими восторженными интонациями.

«Моя родина Поречье. Гали Плисовская» Сайт об уроженке нашего края, эмигрировавшей в послевоенные годы в Австралию и выпустившей на чужбине сборник стихов о Поречской земле. Чтобы собрать материал ученица разыскала ее одноклассников, связалась с австралийским издательством, выпустившим сборник, попыталась установить ее координаты.

«С верой и надеждой». Название сайта неслучайно, «ибо вера заставляет нас веровать, надежда - уповать, любовь - любить Бога..." Именно эти слова красной нитью пронизывают стихи Надежды Прохоркиной.

Сайт «Художник-сказочник из Поречья» о нашем земляке, художнике Анатолии Кокорине, получившем золотую медаль Академии художеств СССР за иллюстрации к произведениям Х. Андерсена. Ученики не только разместили собранный материал о художнике, иллюстрации художника к сказкам, но и «оживили» их, создав gif и flash анимации.

«Василий Романенков - поэт из Демидова». Ученицы собрали материал о поэте, создали gif- иллюстрации к стихам, разработали flash-игры, разместили на страницах сайта презентации для учителя, проект дворовой площадки в память поэта.

«Геннадий Язенькин. Краски осеннего листопада». Ученица на страницах сайта проводит исследование творчества поэта и предлагает его всем продолжить, разработав занимательные задания и flash- программы.

«1000 загадок Демидовского края» - это энциклопедия игр, исследовательских работ, позволяющих глубже узнать историю родного края.
 

Созданные сайты, позволяют учителям и ученикам находить нужную информацию о нашем крае при подготовке к школьным мероприятиям и урокам.

За созданные презентации, рисунки, web-сайты по краеведческой тематике мои ученики награждались дипломами районного, областного, всероссийского уровня. Но главное в использования краеведческого материала в процессе изучения информатики - формирование духовно богатой личности, осознающей ценности родного края и бережно к ним относящейся. Перефразируя строки Ю. Ефремова, надеюсь, что ученики
 

И с гордостью родному краю скажут:

«Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем глубже знаю!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень интересно.

20 July 2018

Замечательные у Вас работы! Спасибо!

12 November 2018

Рада, что понравились

12 November 2018

Спасибо за Вашу работу!!!

12 November 2018

Это интересно, когда на уроках информатики используется краеведческий материал. И Ваши ученики выполняют различные проекты, в том числе и web-сайты. Успехов Вам, Нина!

12 November 2018

спасибо

13 November 2018

Похожие публикации