12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кордина Нина1550 Россия, Смоленская обл., Демидов Материал размещён в группе «Творчество педагогов» |
Выступление «Использование краеведческого материала на уроках информатики и во внеурочной деятельности»
Кордина Нина Евгеньевна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №2 г.Демидова
Использование краеведческого материала на уроках информатики и во внеурочной деятельности
«Кто не знает своего прошлого, тот не имеет будущего», - это высказывание известного русского историка Н. М. Карамзина сегодня особенно актуально. Человеку надо знать историю своей страны, своей малой родины. «Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в веках». (В. Песков) Я глубоко убеждена, что помимо выработки общеучебных навыков одним из основных направлений работы учителя информатики является духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого материала.
Включение краеведения в процесс обучения решает следующие задачи:
формирование чувства патриотизма;
воспитание бережного отношения к родной культуре;
повышение интереса к информатике и к истории родного края;
развитие творческих способностей;
формирование исследовательских навыков;
проведение межпредметных связей.
Примеры использования краеведческого материала в процессе обучения информатике и ИКТ
Тема «Алгоритмизация и программирование»
Использование краеведческого материала на уроке информатики, в разделе «Алгоритмизация и программирование» позволяет решать задачи практического содержания. Школьники, помимо знаний по программированию, знакомятся с различными аспектами жизни родного края, его историей.
Вместе с учениками составляем банк алгоритмов по истории родного края.
Примеры заданий:
Составьте алгоритм решения следующей задачи: «В 1776 году императрица Екатерина II повелела село Поречье переименовать в город. Сколько лет будет нашему городу в году x?»
Дан массив, в котором содержится информация о численности населения в N поселениях Демидовского района. Определите общую численность населения.
С более продвинутыми учениками осуществляем разработку игр по истории родного края на языке программирования. Примеры игр:
«Стрекоза». Пользователям предлагается поиграть со стрекозой и с ее помощью догнать бабочек. Можно перекрасить стрекозу, изменить ее размер, повернуть, изменить ее прозрачность и послушать стихотворение демидовского поэта Василия Романенкова "Стрекоза"
«Твое цветовосприятие стихотворения». Предлагается прослушать стихотворение «Пасмурные дали» нашего поэта Г. Язенькина и попытаться определить его цветовую гамму.
«Раскрась иллюстрацию к стихотворению» Предлагается прослушать стихотворение "Просыпается город Поречье" Геннадия Язенькина, определить цветовую гамму и попробовать раскрасить иллюстрацию.
«Композитор из Поречья». Чтобы через занимательные задания рассказать о нашем земляке Леониде Вишкареве, ученице пришлось по крупицам искать материал и в районной библиотеке, и краеведческом музее, и в интернете.
Тема «Системы счисления»
Один из уроков по данной теме я посвящаю нашему земляку, одному из лучших клоунов страны, народному артисту СССР Юрию Никулину. Через занимательные задания ученики с интересом узнают, как имя артиста связано с нашим краем.
Пример задания:
Семья Никулиных проживала на улице Коммунистической (ранее Базарной), в доме № …Чтобы установить номер дома, сложи в блюдо четные числа, сумма оставшихся и будет искомый ответ.
В качестве домашнего задания предлагаю составить вопросы по истории родного края, а все числовые ответы к ним перевести в двоичную систему счисления.
Тема «Алгебра логики»
Даны высказывания:
А={1499 год – это дата первого письменного упоминания о Поречье},
В={ Пристань в Поречье была создана по указу Петра I },
С={План города был утвержден Екатериной I}.
Ученикам предлагается определить, истинны или ложны нижеследующие высказывания:
1) не В или А; 2) не А и не В; 3) не (В или С и А);
Далее предлагаю своим ученикам составить аналогичное задание.
Тема: «Организация вычислений с помощью компьютера. Электронные таблицы»
Основное назначение электронных таблиц для школьника – обработка статистической информации, ее визуализация. Но Ехсеl позволяет пополнить банк игротеки. Ученики с удовольствием создают кроссворды, тесты с макросами, игры на тему «Мой родной край», используя электронные таблицы.
Тема: «Обработка Графической информации»
Живет в нашем крае замечательный художник Аркадий Гепп. Его работы с эффектом двойного видения изумляют и удивляют. Более 50 художественных выставок в разных странах принесли мастеру всемирную известность. При изучении графического редактора Gimp я знакомлю учеников с творчеством нашего знаменитого земляка. Вместе с ребятами мы обсуждаем, как средствами графического редактора создать рисунок в стиле художника. И ученики, не умеющие рисовать, не только постигают истину «всё на что-нибудь похоже», но и с удовольствием создают композиции «подражая Аркадию Геппу»
Создаем с учениками и рисунки на тему «Мой край глазами известных художников». И. Левитан, М. Шагал, А. Акапян и многие другие мастера кисти помогают моим ученикам не только познакомиться поглубже с миром живописи, но и почувствовать красоту родной земли.
Тема: «Создание и обработка текстовой информации»
Приведу примеры практических работ:
«Иллюстрация к стихотворению демидовского поэта». Ученики осуществляют поиск стихотворения, знакомятся с теорией Журавлева о цветовосприятии звуков. В текстовом редакторе ученики находят символы и заменяют их цвета согласно теории языковеда. Далее создают из букв рисунок, отражающий идею стихотворения.
Создание книги « Мой край в занимательных задачах» и др.
Тема: «Мультимедиа»
Приведу несколько примеров:
«Вновь прошлого кинолента раскручена предо мной». Презентация построена на воспоминаниях жителей Демидовского района о Великой Отечественной войне на территории нашего края. Ученик искал материал и в районной библиотеке, и в школьном музее (сохранился походный альбом «Демидовские Хатыни» 1977 г., руководитель поискового отряда Кордина А.М.). В графическом редакторе обрабатывал пожелтевшие от времени фотографии, вместе с друзьями озвучивал воспоминания. Итогом работы стал урок мужества, который был проведен в младших классах. Прочитать и переосмыслить воспоминания, через боль и сострадание к другим понять истинное лицо войны, почувствовать гордость за тех, кто не жалея своей жизни защищал свою землю от фашистов – такова была главная задача этого проекта.
«Расскажи о земляке». Ребятам нужно собрать материал, придумать занимательные задания, выполнив, которые можно будет получить информации о земляке. «Начало большого пути» по книге Ю. Никулина « Почти серьезно», «Знакомьтесь, художник из Демидова» о Лидии Киприч, «Долгая дорога в сказку» о художнике Анатолии Кокорине, игра «Темная лошадка» об Александре Елесеенкове, «Однофамилец» – и это далеко неполный список работ.
«Загадки Смоленского Поозерья», «История моего города в играх и задачах» - еще одно направление краеведческой работы.
Кто не любит рассматривать фотографии или собирать пазлы. Своим ученикам предлагаю сфотографировать самые красивые места нашего края (или найти фотографии в интернете) и создать презентацию-игру с макросами «Мой край. Собираем пазлы».
Тема: «Телекоммуникационные системы»
Используем возможности сервиса
На сервисе ZooBurst ученики создают небольшую (не более 10 страниц) интерактивную 3D книгу по краеведению. Ребята самостоятельно подбирают материал, героя-экскурсовода и получают огромное удовольствие от работы!
Создаем web-сайты на основе краеведческого материала:
«Школьный вальс длиною в жизнь» об учителях нашей школы, пенсионерах. Четыре героя сайта, четыре удивительных человека. Вместе с ученицей мы встретились с ними, записали воспоминания. И получили огромное удовольствие от этих встреч. Может быть, именно поэтому и сайт получился с такими восторженными интонациями.
«Моя родина Поречье. Гали Плисовская» Сайт об уроженке нашего края, эмигрировавшей в послевоенные годы в Австралию и выпустившей на чужбине сборник стихов о Поречской земле. Чтобы собрать материал ученица разыскала ее одноклассников, связалась с австралийским издательством, выпустившим сборник, попыталась установить ее координаты.
«С верой и надеждой». Название сайта неслучайно, «ибо вера заставляет нас веровать, надежда - уповать, любовь - любить Бога..." Именно эти слова красной нитью пронизывают стихи Надежды Прохоркиной.
Сайт «Художник-сказочник из Поречья» о нашем земляке, художнике Анатолии Кокорине, получившем золотую медаль Академии художеств СССР за иллюстрации к произведениям Х. Андерсена. Ученики не только разместили собранный материал о художнике, иллюстрации художника к сказкам, но и «оживили» их, создав gif и flash анимации.
«Василий Романенков - поэт из Демидова». Ученицы собрали материал о поэте, создали gif- иллюстрации к стихам, разработали flash-игры, разместили на страницах сайта презентации для учителя, проект дворовой площадки в память поэта.
«Геннадий Язенькин. Краски осеннего листопада». Ученица на страницах сайта проводит исследование творчества поэта и предлагает его всем продолжить, разработав занимательные задания и flash- программы.
«1000 загадок Демидовского края» - это энциклопедия игр, исследовательских работ, позволяющих глубже узнать историю родного края.
Созданные сайты, позволяют учителям и ученикам находить нужную информацию о нашем крае при подготовке к школьным мероприятиям и урокам.
За созданные презентации, рисунки, web-сайты по краеведческой тематике мои ученики награждались дипломами районного, областного, всероссийского уровня. Но главное в использования краеведческого материала в процессе изучения информатики - формирование духовно богатой личности, осознающей ценности родного края и бережно к ним относящейся. Перефразируя строки Ю. Ефремова, надеюсь, что ученики
И с гордостью родному краю скажут:
«Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю!»