Статья «Использование дистанционного обучения во внеурочной деятельности»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«Наша основная задача – обеспечить детей качественным образованием вне зависимости от места их проживания, вводя в учебный процесс новейшие технологии» - сказала Е.В. Уба.
Для решения этой задачи сформирована группа инициативных учителей, которые разработают образовательные программы с учётом специфики дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании сoвременных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. [1]
Цели дистанционного обучения:
- подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
- подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определённого профиля;
- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
- базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
- дополнительное образование по интересам. [2]
Задачи:
- создания образовательного пространства;
- формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
- развития критического мышления, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Категории детей, нуждающихся в образовании по системе ДО:
дети –инвалиды;
дети, обучающиеся по системе Экстерната;
часто болеющие дети (карантин);
дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ;
одаренные дети;
дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;
дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.
Технология дистанционного обучения
заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Как же построены все системы дистанционного обучения? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб технологий, видеосвязи, электронной почты. [3]
Итак, для дистанционного обучения нужны:
Интернет
Программные средства для видеосвязи
Специализированный сайт с обучающими курсами обучения. Для размещения средств дистанционного обучения наиболее подходит система управления oбучением Moodle.
Площадкой для предоставления учебных материалов и проверки приобретённых учениками знаний является система Moodle.
Она создаёт и хранит портфолио каждого школьника: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Учитель может использовать в рамках тематического курса любую систему оценивания. Moodle позволяет контролировать посещаемость, активность учащихся и время их учебной работы в сети.
Каково же наполнение дистанционного курса?
Это: тесты; практические задания; видео-урок; творческие задания (ребусы, иллюстрация, создание буклета); вопросы.
Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.
Таким образом, учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Учитель может увлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры. [4]
Как это работает на образовательном портале в системе Moodle рассмотрим на примере программы внеурочной деятельности по математике.
On-line – урок: учитель находится в базовой школе и с помощью оборудования для видеосвязи проводит занятия в соответствии с тематическим планированием.
В таком режиме урок можно провести, используя презентации, видео фрагменты. Особенно увлекательным для детей является работа с интерактивной доской.
Off-line – урок: осуществляется с помощью образовательного портала.
На стартовой странице расположены обучающие курсы по общеобразовательным программам, элективным курсам, внеурочной деятельности с 5 по 11 классы.
Внеурочная деятельность состоит из 34 занятий. Каждое занятие начинается с цитаты, которая перекликается с тематикой урока. В дополнительном материале можно узнать больше о жизни и деятельности ученого, чья цитата была использована в начале урока, что позволяет расширить кругозор ребенка.
Для проверки и закрепления материала по заданной теме, разрабатываются тесты, практические задания.
Попытку прохождения и оценку теста задает сетевой учитель. В общей таблице результатов отслеживается количество попыток, время и оценка.
Отчет о выполнении практических заданий ученики присылают на электронную почту или дают краткий ответ на сайте.
Видео-урок записывается учителем с помощью специальных программ для самостоятельной работы школьника.
Урок – консультация проходит в режиме онлайн (работа учеников по инструкции). На таких занятиях учителем прорабатывается каждый момент урока.
Тот, кто пробовал использовать Интернет-технологии, согласится со мной в том, что это процесс, требующий больших временных затрат, но увлекательный и творческий. Именно по этой причине желательно использовать Интернет-технологии во внеурочной деятельности учащихся.
Однако, при всей заманчивости использования Интернета, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет-это лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.
2. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного. http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/
3. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006