12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Румянцева Людмила Васильевна162
4

Методическая разработка по мотивам сказки Н Заболоцкого "Как мыши с котом воевали"




Кошки-мышки
PPTX / 988.02 Кб

как мыши с котом воев
PPTX / 733.11 Кб

Методическая разработка по мотивам сказок (для дошкольного и младшего школьного возраста). Румянцева Людмила Васильевна

Николай Заболоцкий. Как мыши с котом воевали.

Цели:

1) знакомство с текстом сказки;

2) развитие связной речи.

Задачи:

1) представить текст сказки (наизусть, чтение по ролям, с элементами театрализации);

2) активизировать и расширять словарь, совершенствовать грамматический строй речи;

3) совершенствовать связную речь: краткий пересказ текста сказки и характеристика действующих лиц (с опорой на иллюстрации);

4) формулировать и высказывать собственное мнение о поступках героев, рассуждать о подтексте произведения, доказывать своё мнение на примерах.

                               Организационный момент.

1. Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся очень необычной сказкой. Но сначала мы должны вспомнить, какие животные чаще всего встречаются в сказках – народных или авторских?

Дети: Волк, лиса, медведь, заяц, белка, кот, коза, кролик, обезьяна, мыши и другие.

Логопед: Животные самые разные и их достаточно много. Но сегодня мы поговорим о кошках и мышках.

                                 Ход занятия.

1. Просмотр презентации «Кошки и мышки – сказочные герои». Дети называют героев произведений, названия сказок, авторов.

Логопед: Вы все помните считалку «Тише, мыши, кот на крыше…». Назовите сказки, где персонажами – главными или второстепенными –  являются коты и мыши. Чтобы вспоминать было легче, посмотрим презентацию-подсказку.

1 слайд. «Тише, мыши, кот на крыше…» Что такое флюгер?  (Сначала дают определение дети, как они понимают это слово. Затем логопед уточняет:

ФЛЮ́ГЕР (нем.Flugel - крыло). Вращающаяся на мачте или шесте пластинка -- флажок, стрела, петушок или другая фигура,  показывающая     направление ветра и его силу. Также служит украшением дома.)

2 слайд. Самый главный кот – кот учёный, который рассказывал сказки    А.С. Пушкину. А поэт рассказал эти сказки детям.

3 слайд. Том и Джерри, мультсериал.

4 слайд. Кот в сапогах, Ш. Перро,

               кот Леопольд и мыши, мультфильм.

5 слайд. Кошкин дом, С.Я. Маршак.

6 слайд. Кот Базилио, лиса Алиса, Буратино. Золотой ключик, А. Толстой.

7 слайд. Чеширский кот, Алиса в Стране чудес.

                Котёнок Гав, мультфильм.

8 слайд. Кот и Лиса. Русская народная сказка.

9 слайд. Кошка Матильда и фрекен Бок. Малыш и Карлссон, А. Линдгрен.

              Крыса Лариска и старуха Шапокляк.

Логопед: Какие ещё сказки про котов и мышей?

Дети отвечают: Кот, который гулял сам по себе. Сказка об умном мышонке, Сказка о глупом мышонке и другие.


2. Логопед. Сейчас вы услышите ещё одну сказку, в которой главными героями являются кот и мыши. Вы послушаете внимательно и ответите на вопрос – в чём необычность этой сказки?                       

 Написал сказку поэт Николай Заболоцкий, называется произведение «Как мыши с котом воевали».

Представят сказку ребята из вашей группы (класса) в виде небольшого спектакля.       

КАК МЫШИ С КОТОМ ВОЕВАЛИ. Н. Заболоцкий.

Жил-был кот, ростом он был с комод,
Усищи — с аршин, глазищи — с кувшин,
Хвост трубой, сам рябой. Ай да кот!***

Пришёл тот кот к нам в огород,
Залез кот на лукошко,
С лукошка прыгнул в окошко,
Углы в кухне обнюхал,
Хвостом по полу постукал.***
 Эге, — говорит, — пахнет мышами!
Поживу-ка я недельку с вами!***

Испугались в подполье мыши 
От страха чуть дышат.
 Братцы, — говорят, — что же это такое?
Не будет теперь нам покоя.***
Не пролезть нам теперь к пирогу,
Не пробраться теперь к творогу,
Не отведать теперь нам каши,
Пропали головушки наши!***

А котище лежит на печке,
Глазищи горят как свечки.
Лапками брюхо поглаживает,
На кошачьем языке приговаривает:***
 Здешние, — говорит, — мышата
Вкуснее,
 — говорит, — шоколада,
Поймать бы их мне штук двести
 
Так бы и съел всех вместе!***

А мыши в мышиной норке
Доели последние корки,
Построились в два ряда
И пошли войной на кота.***
Впереди генерал Культяпка,
На Культяпке — железная шляпка,
За Культяпкой — серый Тушканчик,
Барабанит Тушканчик в барабанчик,
За Тушканчиком — целый отряд
 
Сто пятнадцать мышиных солдат.***

Бум! Бум! Бум! Бум!
Что за гром? Что за шум?
Берегись, усатый кот,
Видишь — армия идёт,
Видишь — армия идёт,
Громко песенку поёт.***

Вот Культяпка боевой
Показался в кладовой.
Барабанчики гремят,
Громко пушечки палят,
Громко пушечки палят,
Только ядрышки летят!***

Прибежали на кухню мыши,
Смотрят — а кот не дышит,
Глаза у кота закатились,
Уши у кота опустились,
Что случилось с котом?***
Собрались мыши кругом,—
Глядят на кота, глазеют,
А тронуть кота не смеют.***

Но Культяпка был не трус 
Потянул кота за ус,—
Лежит котище — не шелохнётся,
С боку на бок не повернётся.***
Окочурился, разбойник, окочурился,
Накатил на кота карачун, карачун! (вместе)

Тут пошло у мышей веселье,
Закружились они каруселью,
Забрались котищу на брюхо,
Барабанят ему прямо в ухо,
Все танцуют, скачут, хохочут…***

А котище-то как подскочит,
Да как цапнет Культяпку зубами
 
И пошёл воевать с мышами!***

Вот какой он был, котище, хитрый!
Вот какой он был, котище, умный!
Всех мышей он обманул,
Всех он крыс переловил.***
Не лазайте, мыши, по полочкам,
Не воруйте, крысы, сухарики,
Не скребитесь под полом, под лестницей,
Не мешайте детушкам спать-почивать!


3. Логопед: В чём необычность этой сказки?

Дети высказывают своё мнение. – Обычно, кот охотится на мышей. Даже Том охотится за Джерри, но у него плохо получается. А в этой сказке наоборот – мыши стали охотиться за котом, мыши объявили коту войну.

Физминутка

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!


4. Логопед: Многие книги сопровождаются иллюстрациями. Кто объяснит, что такое иллюстрация?

Дети отвечают: -- Иллюстрация – это рисунок, который сопровождает и поясняет текст, украшает книгу.

Просмотр презентации с иллюстрациями к сказке Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» и комментарии к ним. Дети рассказывают, что они видят на картинке, логопед задаёт наводящие вопросы.

Логопед: Что мы видим на картинке?

1 слайд. Мыши пируют в кладовке, у них много вкусной еды.

2 слайд. Какой кот? – Большой, рыжий, сильный, огромный, очень хитрый, насмешник, весёлый.

3 слайд. Мышки чувствуют вкусные запахи, а выйти боятся: их кот сторожит. А кот какой? – Кот весёлый, улыбается.

4 слайд. – Мыши пошли войной на кота. Впереди генерал Культяпка.

Логопед: Почему его так зовут? Посмотрите внимательно.

Дети: У него нет одной лапки. Наверное, он её потерял в мышеловке, или сражался с кошкой.

5 слайд. Мыши пришли воевать, а кот лежит, не дышит. Кот умер.

6 слайд. Мыши обрадовались, пляшут, смеются, прыгают по коту. Кот не шелохнётся – мёртвый.

7 слайд. Кот вскочил и набросился на мышей.

8 слайд. На стене висит портрет кота – победителя мышей.

Логопед: Какой кот на портрете? – Довольный, весёлый, шапка лихо сдвинута на одно ухо. Это – кот-герой.

9 слайд. Две картинки – одна из начала сказки, другая – из конца сказки.

Логопед: Мы видим картинку –  начало сказки и картинку –  окончание сказки. Посмотрите внимательно на часы. Что вы можете о них сказать?

Дети отвечают: На часах тоже кот. В начале сказки на часах сидят мыши, кот-часы сердитый, часы не ходят, потому что на маятнике сидит мышонок.

В конце сказки кот-часы весёлый, маятник раскачивается, часы показывают правильное время, а мышей нигде не видно.

10 слайд. Портрет Николая Заболоцкого.

Логопед: Эту сказку придумал и записал поэт Николай Заболоцкий. Он родился в 1903 году, умер в 1963 году. Он прожил всего 60 лет. История России в ХХ веке очень жестокая. Поэт видел революцию, Первую и Вторую мировые войны, Гражданскую войну. Он был репрессирован и сидел в тюрьме, будучи невиновным. Затем его реабилитировали, то есть оправдали. По профессии Н. Заболоцкий был учителем. В свободное время он сочинял стихи для детей, которые издавались в детских журналах «Мурзилка», «ЁЖ», «Весёлые картинки».

Несмотря на тяжёлую жизнь, поэт создавал очень светлые, нежные, весёлые произведения. С одним произведением мы сегодня познакомились.

                         Окончание занятия.

1. Логопед: В чём смысл сказки, её идея? Автор просто хотел рассказать историю про кота или он хотел чему-то нас научить?

Дети отвечают: Кот не просто ловил мышей, он поступил очень хитро—притворился мёртвым, и мыши сами к нему прибежали. Смысл сказки в том, что к любому делу нужно прикладывать ум, хитрость, сноровку, выдумку, организацию, подготовку. Автор учит, что любое дело надо делать с умом.

2. Логопед: Понравилась вам сказка и выступление ребят?

Дети высказывают своё мнение.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.