Методическая разработка по мотивам сказки «Репка» для средней группы
Это конспект познавательного занятия, направленного на формирование элементарных математических представлений и эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста.
Лексическая тема: «Овощи, фрукты».
Цель:
- развитие связной речи, ее диалогической формы (умение повторять несложные фразы, отрывки из хорошо знакомых сказок в совместной деятельности с взрослым; отвечать на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Кому?», «Какой?», «Какая?»)
- Развивать умение отвечать на поставленный вопрос.
- Закрепить представление детей о количествах 1, 2, много, мало, используя для этого дискретные множества. Учить детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству (отличающиеся между собой на две единицы: 4 и 6), устанавливая, каких предметов больше, меньше, используя приём приложения.
Воспитательные цели: Продолжать учить позитивному общению друг с другом, создавать положительный эмоциональный настрой в группе.
Словарная работа: Учить детей пользоваться математической терминологией. Побуждать употреблять слова: один, два, много, мало, больше, меньше.
Задачи:
побуждать к диалогической речи посредством совместных игр;
развивать интерес к совместной игре;
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Формы работы с детьми: чтение, беседа, рассматривание, дидактическая игра, проблемная ситуация.
Оборудование: игрушка – деда, книга со сказкой «Репка», красная и белая фасоль, красные и белые стаканчики, сказочные персонажи по сказке по количеству детей, салфетки, тарелочки, пиктограммы – сердитая, грустная и весёлая кошка, репка с сюрпризом.
Организационный момент
(дети с воспитателем встают в круг)
Воспитатель: - Здравствуйте дети!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (весна). Правильно, весна. Весной ярко светит солнышко, давайте поприветствуем друг друга и на наше солнышко.
Игра-приветствие «Две сестры глядят на братца»:
Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры:
- Вот уже растет ребенок –
Он чихнул, как взрослый! (А. Барто)
(Воспитатель после игры-приветствия предлагает детям сесть на стульчики вокруг стола).
Ведущая: Ребята! Сегодня мы побываем в гостях у сказки. А у какой сказки – вы узнаете, если отгадаете загадку:
Круглая, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желтая, как мед,
А вкус не тот. (Репка)
Кругла да гладка,
Откусишь - сладка.
Засела крепко
На грядке ...(Репка!)
1. Вводная беседа по иллюстрациям к сказке «Репка»:
-рассматривание книги «Репка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это книжка. Посмотрите внимательно на обложку, какая сказка спряталась в этой книжке? (сказка «Репка»).
(Воспитатель перелистывает страницы с иллюстрациями, а дети в это время называют героев).
Воспитатель: Каких героев из этой сказки вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы!
- А где выросла репка? Кто знает? (на огороде)
- А сколько же репок выросло на огороде? (одна)
- Кто посадил репку? (дед)
- Кто помог ему вытянуть её? (бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
- Сколько сказочных героев? Давайте посчитаем их? (6)
- Какая репка выросла у деда? (большая)
2. Основная часть:
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»:
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами увидим персонажей этой сказки, давайте поищем их вот в этом «волшебном мешочке» (воспитатель показывает воспитанникам «волшебный мешочек и приглашает по очереди выбрать фигурку и назвать героя)
Проблемная ситуация «Помоги дедушке»:
Воспитатель: Дети, посмотрите на фигурки, всех ли мы героев достали из мешочка? Кого у нас не хватает?
(Воспитатель снимает салфетку, на столе стоит фигурка деда, рядом тарелочка с семенами).
Воспитатель: Вот он, наш дедушка, только он чем-то занят. Что это рядом с ним в тарелке давайте посмотрим? (семена)
- А как вы думаете, зачем ему семена? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, он хотел посадить и вырастить еще больше овощей, и поэтому не успел спрятаться в мешочек. Давайте, поможем ему закончить его работу, чтобы он вернулся в сказку.
Дидактическое упражнение «Золушка»
- Сколько у нас семян? (много)
- Какого цвета семена? (белые, красные)
- Сейчас мы разделимся на две команды и попробуем разобрать эти семена. Каждая команда должна правильно распределить семена по стаканам: красная фасоль в красный стакан белая фасоль в белый стакан.
- Сколько белых семян? (много)
- Сколько красных семян? (мало)
- И так мы помогли нашему дедушки с его работой и теперь он смог вернуться в сказку. Теперь всех героев мы с вами собрали? (Да)
- Ребята! А сейчас давайте сами отправимся в сказку.
Хороводная игра по мотивам сказки «Репка» авторская игра Е.А. Корабельниковой
Под музыку дети выполняют соответствующие движения
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Во саду ли, в огороде
Лето наступило.
Во саду ли, в огороде
Солнышко светило.
Сами землю мы копали,
Мы копали, мы копали (показать соответствующим движением)
Семя репки засыпали,
Засыпали-засыпали (соответствующие движения пальцами).
Репку-репку удобряли,
Репку поливали (показать соответствующим движением),
От порывов ветра
Репку прикрывали (прикрыть руками).
Взялись за руки, пошли по кругу.
Чтобы выросла быстрей,
Пели песенки мы ей:
«Расти-расти репка,
Хороша и крепка!»
Новый день за днем идет
Репка крепнет и растет.
Выросла большая,
Крупная такая (вытянуть руки вверх)!
Вот такой ширины (взялись за руки, разошлись в стороны),
Вот такой вышины (подняли руки вверх)!
Круглая и гладкая (Очертить руками круг)!
Вкусная и сладкая (погладили живот)!
Только вот беда: никак
Вытянуть не можем (развели руками).
Мы и так, мы и сяк…
Кто же нам поможет?
Дедка с бабкой всполошились,
За листочки ухватились:
Тянут раз, тянут два (потянуть руками):
Закружилась голова (приложить руку к голове).
Прибежала внучка,
Вместе с ней и Жучка.
Тянут, стараются (потянуть руками),
А репка усмехается (усмехнуться).
Призадумались: как быть?
Где нам помощь раздобыть?
Кошка с мышкой увидали,
Даже драться перестали.
Тянут-потянут,
Тянут-потянут (потянуть руками)…
А репка-то хохочет,
Тянуться не хочет (засмеяться)!
А теперь мы все столпились,
Друг за дружку ухватились (по кругу ухватить друг друга за талию),
Тянем-потянем,
Тянем-потянем,
Тянем-потянем,
ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ!!!
Всех мы в гости приглашаем,
Нашей репкой угощаем! (протянуть руки вперед ладонями кверху).
Дидактическое упражнение «Чего больше»
- А теперь откройте салфеточки и посмотрите, сколько репок вырастил дед? (много)
- Давайте узнаем чего больше репок или сказочных героев. Чтобы узнать чего больше, что нужно сделать? (сравнить)
- Как будем сравнивать? (возле каждой репки положим сказочного героя)
- Кого больше? (сказочных героев больше)
3. Подведение итогов
- Дети, подскажите мне, какую сказку мы сегодня с вами рассказывали?
- Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии (считали, сколько репок и сколько сказочных героев. Называли чего больше, а чего меньше).
4. Рефлексия.
Ребята вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Выберите портрет кошечки, который соответствует вашему настроению после занятия.
(Мне вот понравилось то, как вы сегодня отвечали на вопросы и играли, я выберу довольную кошечку).
5. Итог занятия.
Молодцы ребята вы все хорошо отвечали на вопросы, и герои нашей сказки решили подарить вам репку сюрприз.
Чудо репку ты возьми и внутри к ней загляни.
Удивитесь, улыбнитесь, репкой вкусной угоститесь.
(Воспитатель раздает репку, на обратной стороне которой, приклеена конфета)