12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь Александровна1703
Молодой специалист в области обществоведческих дисциплин. Люблю свою работу, практически все имеющееся время отдаю детям.
Россия, Орловская обл., пгт Верховье

Охранять природу-значит охранять жизньPPTX / 3.18 Мб

/data/files/y1679696852.pptx (Охранять природу-значит охранять жизнь)


видео природаMP4 / 37.48 Мб

/data/files/l1679696895.mp4 (видео природа)


физминуткаMP4 / 4.31 Мб

/data/files/g1679696914.mp4 (физминутка)Урок «Охранять природу – значит охранять жизнь»

Цели и задачи: познакомить учащихся с основами экологической морали; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться объяснять значение понятия экологическая мораль; осмысливать необходимость бережного отношения к природной среде; объяснять модели нравственного и безнравственного взаимодействия с природой;

Метапредметные:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: умение анализировать свои поступки с точки зрения экологической морали; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.



Мотивационно-целевой этап.

Послушайте стихотворение Александра Городницкого.



Редеют неизменно год из года

Лесов и рощ зеленые ряды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Природе двадцать первого столетья

Не исцелить своих смертельных ран.

Опутанный мазутовою сетью,

Бунтует, задыхаясь, океан.

За дымом не увидишь небосвода,

Из черных рек не зачерпнешь воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Нам никогда обратно не пробиться

Из окруженья. В поздний этот час

Мы спим беспечно, как самоубийца,

На пыльной кухне отворившей газ.





- О чем это стихотворение? Какие уроки из него можно извлечь?



Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Мы не задумываемся, чем они могут обернуться для последующих поколений.



- Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны сегодня ответить?



Тема урока: «Охранять природу –значит охранять жизнь»

План урока:

Что значит относиться к природе по-человечески?

Тяжелые последствия безответственности.

Экологическая мораль



Введение в новый материал.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить созданные руками человека «чудеса света». Но никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном нам во Вселенной. Эта наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока не открыли. Величайшим, потому что сосредоточивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - рождение и историю планеты, возникновение жизни, разума.

Человек – часть природы. Люди неразрывно связаны с ней тысячью нитей. Сохранять природу – сохранять жизнь. Что же должен делать человек, чтобы найти выход из сложившейся кризисной ситуации? Как должен вести себя каждый из нас по отношению к природе? Давайте обсудим.

Работа по теме урока.

Что значит относиться к природе по-человечески?

Работа в группах, прочитайте п.1 §16 учебника и ответьте на вопросы.

- В чем заключается специфика работы семьи Пажитновых?

- Почему ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что вас поразило в этой истории больше всего?



Работа в парах: составьте словесный портрет ответственного человека. Первый ученик в группе называет качества , а второй – поступки.



Ответственный человек:

Добрый

Мужественный

Заботливый

Активный, упорный, настойчивый в своих стремлениях.

Чувствует ответственность за все, что его окружает

Стремится делать что-то полезное

Умеет предвидеть последствия своих поступков

Самостоятельно прочтите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на странице 133,134 учебника и ответьте на вопросы.

Тяжелые последствия безответственности.



Человечество – это своеобразная болезнь планеты, вызывающая появление на теле земли глубоких язв и разных наростов. Это слова Владимира Солоухина. Прав ли он? Давайте посмотрим несколько слайдов и сделаем вывод.

Авария на Чернобыльской АЭС. В результате катастрофы был нанесен огромный вред окружающей среде – территория на десятки лет превратилась в мертвую зону. Последствия этой аварии до сих пор дают о себе знать.

Знаменитое Сакское озеро, из глубин которого добывают уникальную грязь, способную поставить на ноги тысячи больных людей, в 1893 году разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая – «производила» соду. Разделение озера привело к образованию в нем нескольких изолированных водоемов, нарушив естественные условия его существования.

За год в атмосферу Земли выбрасывается около 5 млрд т углекислого газа. В результате появляются озоновые дыры – над Антарктидой, Арктикой, Европой. Кислорода становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбрасываемых предприятиями черной металлургии и химической промышленности все больше.

Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках купаться нельзя.

Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование человечества. Для животных лес – родной дом. А значит, из-за вырубки лесов животные обречены на гибель.

Прочитайте пересказ сказки Телешова «Белая цапля на странице 134,135 учебника и ответьте на вопросы на 136 странице.



Работа в парах: составьте характеристику безответственного человека. Первый ученик – качества, второй - поступки.



Физминутка.

Безответственный человек:

Эгоист

Не заботится о том, что его окружает

Равнодушный

Легкомысленный, не слишком умный

Не несет ответственности за свои поступки

Не умеет предвидеть последствия своих поступков

Не стремится делать что-то полезное



Экологическая мораль

Делимся на 2 группы:

1 группа: работая с п.3 §16 охарактеризуйте идею господства над природой, представив аргументы.

2 группа: найти в этом же пункте идею сотрудничества и аргументы.

Сторонники господства над природой

Сторонники сотрудничества с природой

Человек – царь и властелин природы и может распоряжаться ее богатствами, как ему заблагорассудится.

Природа враждебна и равнодушна к людям.

Чтобы природа служила человеку, ее нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя.

Моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

Человек – часть природы.

Природа щедро и бескорыстно отдает людям все, что имеет.

Нужно лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе она может наказать человека.

Моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Нужно научиться по-новому относиться к природе, поступать так, чтобы ей не навредить, не причинить зла.

Прочтите правила морали. Какие из этих правил выполняет каждый из вас? Зная эти правила, вы будете применять их впредь?

Изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с.138,139 учебника.

- Почему, будучи ребенком, Альберт Швейцер не захотел участвовать в играх мальчишек? – Какое моральное правило помогло ему?

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Урок прошел отлично. Мне понравился.( хлопните в ладоши)

Урок был интересным , но у меня возникли вопросы. ( улыбнитесь)

Урок мне не понравился, я не слушал ( поднимите руку)

Подведение итогов.

Выполним задания 1,2 рубрики «В классе и дома»

Домашнее задание: §16 прочитать. Творческое задание: приготовить сообщение на тему: «Как помочь природе».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Галина Владимировна, 25.03.23 в 16:53 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Любовь Александровна, 26.03.23 в 12:57 1Ответить Пожаловаться
Очень рада, что моя работа стала полезной)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.