Методическая разработка по теме "Деепричастный оборот"

4
2
Материал опубликован 24 March

7 класс


Урок

Деепричастный оборот

Цели:


закрепить навык различения основного и добавочного действия;

познакомиться с понятием «деепричастный оборот»;

научиться самостоятельно находить в предложении деепричастный оборот и выделять его запятыми.


Тип урока: 

изучение нового материала

Планируемые результаты:


Личностные результаты:

обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;

развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку

формирование способности самооценки своих действий

формирование чувства уверенности в своих силах;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя

формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

Познавательные УУД:

формирование навыка работы с различными текстами источниками информации с целью отбора необходимого материала;

формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы.

формирование умений графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте.

Коммуникативные УУД:

формирование умений совместного решения проблемы;

формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Предметные результаты:

обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии; - совершенствовать навык разграничения основного и добавочного действия;

совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;

совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами.


Оборудование:

Презентация, карта урока, раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Психологический настрой учащихся.

Притча.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках».(слайд)

-Скажите, ребята, как вы думаете, а на нашем уроке, что в «ваших руках»?

В наших руках- создать на уроке такую атмосферу, где каждый ученик будет вдумчиво работать, правильно отвечать, красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках»


Приветствуют учителя.

Слушают притчу, рассуждают о словах девиза нашего урока.

Актуализация опорных знаний

Ребята ,перед началом урока каждому из Вас я раздала карту урока. Работать мы будет в ней на протяжении всего урока.


Ребята,посмотрите,пожалуйста,на слайд и подумайте,какое задание вам необходимо выполнить.Данное задание мы будем выполнять по вариантам.

1 группа


2 группа


прибежав

присмотревшись

отрежь

изредка

прикасаясь

возвратившийся

стуча

объедини

прибирая

сияющий

издалека

расстилая

летящий

аккуратен

собирая

вырастив

растирая

легкий

стремящийся

зарождаясь

видеть

внимательно


Выполняя предыдущее задание, вы находили деепричастия.

Давайте вспомним:

- Что такое деепричастие?(Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)

- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?(В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия)

- Назовите глагольные признаки деепричастия.(Деепричастия образуются только от глаголов, бывают совершенного и несовершенного вида)

- Назовите наречные признаки деепричастия.(Деепричастия не изменяют ся, т.е.не склоняются и не спрягаются, в предложениях бывают обстоятельствами)


Ребята определяют,что надо найти деепричастия, в картах подчёркивают деепричастия,выделяют суффиксы.






























Учащиеся формулируют тему и определяют цели урока.


Введение в тему урока. Целеполагание.

Ребята, подберите к каждому деепричастию зависимое слово.Работаем по вариантам( каждому учащемуся учитель в самом начале урока выдает карту ,в которую ребята в течение всего урока вносят ответы). Ребята зачитывают ответы. Молодцы ,ребята!

Ребята, как вы думаете ,что образует деепричастие +зависимое от него слово-деепричастный оборот.

Сформулируйте,ребята,пожалуйста,тему нашего урока.


Формулировка темы урока.


Тема урока: Деепричастный оборот

Каковы же будут цели нашего урока?


Работа по теме урока. Осмысление

Задание 2.

Ребята,на доске у меня находятся слова. Составьте ,пожалуйста,в своей карте предложение и запишите его.


Запишите предложение.


Доброта, зарождаясь в детстве, живёт в душе человека.

Составьте схему предложения с деепричастным оборотом.

______________, /_._._._/, ________.

-Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Деепричастные обороты всегда обособляются на письме и являются одним членом предложения – обстоятельством.

-Измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, составьте схемы предложений

Зарождаясь в детстве, доброта живёт в душе человека.

/_._._._._/, ______________ ________.



Доброта живёт в душе человека, зарождаясь в детстве.

__________ ________ , /_._._._._./ .



А теперь составьте и запишите предложение с одиночным деепричастием.



Доброта, зарождаясь, живёт в душе человека.

__________,/_._._._/, _________.

-Одиночное деепричастие всегда на письме выделяется запятыми.

- В чём отличие в обособлении причастного и деепричастного оборотов?

(Деепричастный оборот всегда обособляется, причастный оборот - только тогда, когда стоит после определяемого слова. Не обособляются одиночные деепричастия, если они не обозначают добавочного действия, а также - фразеологические сочетания. Одиночное причастие не обособляется).



Задание 3.

Работа над формулировкой правила. Анализ примеров, иллюстрирующих правило.


Обособление обстоятельств, выраженных

деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособляются:

Не обособляются:

1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:

Листья, /падая/, шепчутся, /прощаясь навек/.

Река пенилась, /вздымая валы/, и стремительно неслась вниз.


1) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя головы, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.)



2. Деепричастия,  перешедшие

в наречия (стоя, сидя, молча, шутя, лёжа и др.):

Она стояла молча.
Читать лёжа вредно.


Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда на письме выделяются запятыми.


Составляют предложения.Меняют деепричастный оборот местами. Приходят к выводу о постановке знаков препинания в деепричастном обороте.Анализируют примеры,иллюстрирующие примеры.









































Этап первичного закрепления


Задание 4. Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.Работа в парах.


Жёлтые листья слабо колеблясь падают на землю.

Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром.

Дождь барабанил по крыше негодуя на кого-то.

Птицы хлопая крыльями поднимаются вверх.


Задание 5. Совместите фразеологизмы с их значениями

Не сомкнув глаз Не дав заметить, понять что-либо

Засучив рукава Не сделав ни малейшего усилия

Не шевельнув пальцем Не уснув

Не подав виду Усердно, прилежно работать


Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения.

Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу _________________________


Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка ________________________



Сравните предложения

Отец работал весь день засучив рукава.

Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки



Находят границы деепричастного оборота, расставляют знаки препинания.Работают в парах.


















Взаимопроверка

Тематическая физкультминутка


Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастный оборот:

Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.


Снятие эмоционального и физического напряжения. Отдыхают, при этом хлопают, если слышат деепричастный оборот.




Этап самостоятельной работы с проверкой


Эстафета «До первой ошибки!»

Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений (в 9-14 предложениях запятые не расставлены).

1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дороге.

2. Льды, растаяв весною, становятся синью в реке.

3.Русла горных ручьёв рассекают кручи.

4. Ветерок колышет травы, ещё не успевшие увянуть.

5. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья.

6.Третий день, не переставая ни на минуту, моросил дождь.

7.Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, сковали нас.

8. Бледно розовеют кроны старых сосен за селом.

9. Ветер пробежал по степи неся глухой шум поезда.

10. Созерцая водную гладь он сел на край плота.

11. Лебеди плавали не замечая меня.

12. Белочка распушив хвост прыгала по веткам.

13. Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

14. Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя…


Находят предложения с ДО

Этап включения в систему знаний и повторения




Задание 7. Игра «Подскажи словечко»

Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок. Расставить знаки препинания.


1.Дружба как стекло …. не сложишь.

2.Не …броду не суйся в воду.

3.Не…. несчастья счастья не увидишь.

4. …. человека уважаешь себя.

Слова для справок:уважая,узнав, зная, разбив,посеяв.

Задание 8. «Три ошибки»

Устраните три ошибки. Свое решение обоснуйте.

Деепричастие вместе с относящимися к нему словами называется причастным оборотом.

Деепричастие вместе с зависимыми словами являются в предложении разными членами предложения.

На письме деепричастные обороты выделяются запятыми, а одиночные деепричастия не выделяются.




Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


– А теперь, подведём итоги урока.
– Что узнали ,чему научились на уроке?

- Справились ли мы с вами с поставленными задачами?
–Ребята, а какой девиз был у нашего урока?( Всё в наших руках). У вас на партах лежат ладошки, на которых записаны высказывания об уроке. Отметьте те высказывания, которые вам близки.

Слайд . t1742810295aa.png

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…




Подводят итоги урока. Рефлексируют собственную деятельность на уроке и эмоциональное состояние.

Домашнее задание

Выучить правило!

1)Подготовка к ВПР (решить тест)

ИЛИ

2)Выполнить задание по распечатке

ИЛИ

3) Упражнение







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Увидела интересные находки, применю на своих уроках.

1
24 March

Спасибо, интересно!

0
25 March