Методическая разработка по теме «Гравитация»

1
1
Материал опубликован 8 May 2018 в группе


 


 


 

 


 


 


 

Методическая разработка

по теме «Гравитация»


Автор: Корнейчук Татьяна Александровна

Учитель физики

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Марьяновская средняя общеобразовательная школа №1»
 


 


Для этого урока британский астронавт Тим Пик демонстрирует закон

гравитации на Международной космической станции (МКС).

Возраст учащихся: 12-16 лет

Время проведения занятия: 40 минут

Подходы к обучению и изучению материала

Цели занятия:

- Объяснить роль гравитации в жизни человека;

- Оценить возможность проживания человека на планете с малой гравитацией.

- Рассмотреть способы увеличения и уменьшения гравитации.

Задачи занятия:

-образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения,

-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для положительной мотивации при изучении физики и новых достижений науки в данной области, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;

-развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Результаты УУД:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.


 

Данное занятие построено на проблемном обучении, которое побуждает ребят самим искать пути и способы решения, поставленных перед ними задач, изучая и анализируя информацию, полученную из интернет источников. Роль учителя – управлять процессом обучения. Занятие включает обсуждение в классе, исследовательскую работу по интернет источникам и обсуждение в малых группах, индивидуальное письменное задание. Также ученики должны попробовать ответить на этический вопрос.

Демонстрация при помощи учеников : модель - гравитация «в банке».

Материалы

для всего класса:

- Видео экспериментов Тима Пика на МКС (см. ссылку)

- Видео о Марсе (см. ссылку)

- Оборудование для демонстрации модели гравитация «в банке»: стеклянная банка, скрепка, магнит, скотч, крышка, нитки. Приклеить магнит с помощью скотча к крышке банки, к скрепке привязать нить и закрепить свободный конец нити ко дну банки на скотч. Банку закрыть крышкой с прикрепленным внутри магнитом. Крышку лучше брать железную. Итог: скрепка находится на расстоянии от магнита, но в его магнитном поле. Попросите учеников объяснить, почему так происходит. Дайте возможность высказаться всем учащимся.


 


 


 

Проведение занятия.


 

Этап и цель

Ход занятия

Начало занятия.

Два ученика демонстрируют модель гравитации.

Объясните, почему тело, брошенное горизонтально, меняет траекторию движения?

Что такое гравитация? От чего она зависит?

Попросить ребят объясните эксперимент.

Подведите ребят к тому, что гравитационная сила зависит от расстояния взаимодействующих тел и их масс. Записывают закон гравитации, гравитационную постоянную.

Основная часть

Постановка проблемы:

Работа в группах:

(исследовательская работа с использованием интернет источников)

Видеоролик о Марсе

Письменная работа по карточкам.

Видеоролик «Гравитация»

Проведение аналогий и выдвижение гипотез

:

Зачем гравитация нужна? Какую роль она играет в нашей жизни? Как можно усилить или ослабить гравитацию? Проведем исследование в группах.

1 группа: «Медики».

Оценивают влияние гравитации на человека: на какие жизненно важные системы организма человека она влияет и как будет чувствовать себя человек при уменьшении гравитации – невесомости, и при перегрузках? (кости скелета становятся хрупкими, атрофируются мышцы, страдает сердечно - сосудистая система, зрение.)

2 группа: «Астронавты»

Оценивают условия жизни, например, на Марсе. Ребята должны запомнить, а лучше записать физические характеристики Марса. Попросите обратить внимание на то, что гравитационное поле Марса всего 38% от Земного, и ускорение свободного падения 0,38g.

3 группа: «Физики-теоретики».

Изучают способы увеличения и уменьшения гравитации.

Обсуждение в группах с последующим представлением результатов исследования.

Перед выступлением 3 группы желательно выполнить письменную работу (карточки) Ребята рассчитывают вес человека на Земле и Марсе. Попросите более уверенно чувствующих себя учеников объяснить как выполняли задания и оценить результат.

Сделайте вывод о невозможности проживания на Марсе

Послушаем мнение Тима Пика, британского астронавта, который демонстрирует гравитацию в космосе.

Вернитесь в начало урока к эксперименту. Проведите аналогии между скрепкой и человеком, магнитным полем и гравитационным. Как можно искусственно создать условия для жизни? Поставьте перед ребятами проблему: если усилить гравитацию на Марсе, смогут ли космонавты там жить? Что нужно для этого сделать? Заслушать идеи ребят. Дать возможность высказаться всем ребятам и обосновать свои идеи.

Затем предоставить слово 3 группе, которая познакомит с научными исследованиями в этой области:

1.Движение с постоянным ускорением.

( невозможно)

2. Вращение частей корабля для создания гравитации. (невозможно)

3. Искусственная гравитация (путем включения и выключения).(приемлемо)

Рассмотреть практическую значимость данных исследований.

Заключение

Ребята обсуждают этический вопрос: стоит ли отправлять космонавтов на Марс, или пока можно обойтись марсоходами?

Подведите итог и попросите оценить роль гравитации в жизни человека

Ребята обсуждают колонизацию Марса. Могут возникнуть вопросы;

-как защитить космонавта от радиации, если на Марсе только локальные магнитные поля?

-на сколько важна для человечества колонизация Марса?


 

Адаптация занятия для учеников с особыми потребностями

По возможности комментировать педагогу и ученикам с нормальным зрением все, что происходит во время демонстрации ученикам с ослабленным зрением

Ученикам с аутизмом желательно дать четкие пояснения по действиям во время работы в группах.

Учащиеся с ограниченной подвижностью не будут испытывать неудобств.


 

Еще несколько рекомендаций

- В качестве задания на дом или к будущему уроку ученики могут дополнительно изучить материал о способах создания искусственного гравитационного поля ( см. ссылку ниже).

- Предложите ребятам подумать о способах защиты космонавтов от радиации на поверхности Марса. а так же о способах выращивания овощных культур в условиях Марса.


 

Полезные ссылки:

Видео от Астрономической академии, включая демонстрации Тима Пика на борту МКС

http://astroacademy.org.uk/resources/gravity/

Интересные факты о Марсе

https://www.youtube.com/watch?v=ESAk3pzwo8I

Человек в условиях космоса

https://www.popmech.ru/technologies/236600-chto-proiskhodit-s-telom-v-nevesomosti/

«Марс один»- материал об экспедиции на Марс

https://ru.wikipedia.org/wiki/Mars_One

Предстоящий полет на Марс. К вопросу о гравитации.

https://hronokod.ru/predstoyashhij-polet-na-mars-k-voprosu-o-gravitatsii/

Благодарность

Материалы предоставлены Астрономической академией. Подробнее: www.astroacademy.org.uk


 

Крточки-задания: 1. Определить ускорение свободного падения на поверхности планеты Марс. Масса и радиус в сравнении с земными: у Марса — 0,107 и 0,533,

2 Определите вес человека на Марсе, если его масса 70 кг.

3 Во сколько раз вес человека на Земле, больше чем на Марсе?

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Александровна! Спасибо за разработку! Очень понравилась!

20 September 2018