Урок русского языка «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение деепричастного оборота» (7 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 49
Тема: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение деепричастного оборота»
Учебный предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Баранов М.Т. и др.]. - М.: Просвещение, 2019.
Класс: 7 Дата:
Цель: Дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях запятыми; учить правильно обособлять или не обособлять деепричастия и деепричастные обороты.
Планируемые образовательные результаты:
Тип урока: урок открытия нового знания
Предметные:
• обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
• совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить или не ставить знаки препинания при них;
• совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами;
• формировать умения графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте
Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре; воспитывать уважение к художественному слову; формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: песня «Кентавры» из фильма «Чароде́и» режиссёра Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких; рисунки кентавра, окна, рисунок, изображающий фразеологизм «как курица лапой», рисунок, изображающий диалог; схемы: «Части речи», «Функциональные разновидности языка», «Части речи», «Второстепенные члены предложения».
ХОД УРОКА
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Организационный момент. | Приветствие обучающихся. Песня о кентаврах. Кто такие кентавры? | Приветствуют учителя. Слушают отрывок из песни «Кентавры» из фильма «Чароде́и» режиссёра Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких. Кента́вр — в древнегреческой мифологии дикие, смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ. | Личностные: действие смыслообразования, формирование чувства уверенности в своих силах; развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2) Актуализация знаний | А) Предлагает связать рисунки и материал, изученный на уроках русского языка:
Б) Предлагает связать схемы и материал, изученный на уроках русского языка: 1.Части речи. 2. Функциональные разновидности языка. 3. Части речи 4. Второстепенные члены предложения. В). Кентавр (причастие и деепричастие) – обратная схема (предлагается дополнить схему. | А) Подбирают к картинкам соответствия из области русского языка.
Б) Подбирают ключевое слово к схемам. В) Берётся картинка «Кентавр» (причастие и деепричастие) – обратная схема (предлагается дополнить схему). | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике. Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя. Познавательные: принятие познавательной цели и сохранение ее при выполнении учебных действий. Регулятивные: постановка учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества Регулятивные:планирование своей деятельности под руководством учителя, определение последовательности действий, умение вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Познавательные: формирование навыков анализа и сопоставления (анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков). Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух. 4. Формирование умений применять знание теоретического материала на практике, умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; формирование умения работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать Коммуникативные УУД 1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 3.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
3) Этап локализации индивидуальных затруднений. | Предлагает сформулировать темы и цели урока. | Формулируют тему и цели урока. | |
4) Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации. | Ставит корзину и предлагает поработать над «корзиной идей». Вспомните всё, что вы знаете о причастном обороте и о деепричастии. Попробуйте определить, что вы знаете по теме, а чего ещё не знаете. Запишите предположения на бумажке (жёлтая – что знают, розовая – чего не знают), а я пройду и соберу в корзину. Собрав бумаги, зачитывает некоторые из них и предлагает вопрос, каким путём можно узнать то, чего ребята не знают. | Пишут на бумажках ответы, педагог собирает. Предлагают пути реализации проекта. | |
5) Этап реализации построенного проекта. | А) Предлагает поработать с учебником на стр. 100-101 и составить кластер. Б) - А есть ли в теоретическом материале на стр. 101 слово «всегда»? О чём это говорит? Есть ли эта информация в учебнике? | Изучают материал учебника, составляют кластер по теме. Просматривают материал, приходят к выводу, что есть случаи, когда обособления не происходит. | |
6) Этап первичного закрепления и углубления изучаемого материала с проговариванием во внешней речи. | А) Организует наблюдение по тексту. - Сколько в тексте допущено пунктуационных ошибок? (работа в парах) - Назовите число и месяц, когда происходят события в тексте. - Можно ли предположить, в какой исторический период происходят события? - К какой функциональной разновидности относится текст? Почему? - Найдите причастия, выделите их как члены предложения. Есть ли здесь деепричастные обороты? - Сколько пунктуационных ошибок допущено? - Можете предположить, когда не обособляется деепричастный оборот? Б) Изучите текст, содержащий теоретический материал. Подберите примеры из текста, иллюстрирующие случаи необособления деепричастного оборота. В) Какой случай в тексте № 1 не представлен? | А) Читают текст, находят деепричастия и подчёркивают их как члены предложения в самом тексте. Не спеша бегут кони среди снежных полей. Лёгкий мороз не даёт сидеть без движения, заставляя растирать замерзающие щёки и нос. На ночь глядя мы подъезжаем к богатому помещичьему дому, все окна которого приветливо светятся. Нас встречают радостно и обо всём расспрашивая. Ура! Мы успели приехать до наступления Нового года.
Б) Работают со вторым текстом, объясняют пунктуацию или её отсутствие в тексте 1. В) Не выделяется запятой деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым. Артём отвечал нам не смущаясь. | |
7) Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | А) Предлагает поработать с упр. 188 (устно, слабые обучающиеся). Б) Первые два предложения записываются на доске комментировано, далее самостоятельно. | А) Упр. 188 – устно. Б) Работают с текстом. Как мы радовались, оказавшись в большом зале! Нарядив ёлку игрушками, мы готовились к празднику. Войдя в зал, отец был очень восхищен красотой и уютом в комнате. Накрывая праздничный стол, мама напевала новогоднюю песню. Я, услышав эту песню, сразу вспомнил об игрушке, подаренной мне бабушкой. Я быстро отыскал ее и, повесив на ёлку, пошел помогать маме. Не покладая рук мы работали весь день. | |
8) Этап включения в систему знаний и повторения. | Предлагает подвести итог уроку, обратившись к картинкам, предложенным в начале урока. - Как прозвучали эти темы на уроке? | Делают вывод о том, что каждый из рисунков и каждая из схем были связаны с материалом урока. | |
9) Этап рефлексии учебной деятельности. | - Предлагает подвести итог урока: достигнуты ли цели? - Что надо сделать, чтобы отработать тему? Домашнее задание:
Перевести теорию, представленную в тексте 2 в таблицу, которую надо составить в тетради для таблиц и схем. лист в дневнике. ру. Даётся ссылка, чтобы углубить материал (по желанию): http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=113
| Подводят итоги урока. Записывают домашнее задание | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности; Предметные: общее представление о внешних факторах языкового развития и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания. |
Селиванова Галина Геннадьевна