Урок русского языка «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение деепричастного оборота» (7 класс)

5
1
Материал опубликован 12 June 2023 в группе


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 49​​​​​​​

Тема: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение деепричастного оборота»

Учебный предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Баранов М.Т.  и др.]. - М.: Просвещение, 2019.

Класс: 7 Дата:

Цель: Дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях запятыми; учить правильно обособлять или не обособлять деепричастия и деепричастные обороты.

Планируемые образовательные результаты:

Тип урока: урок открытия нового знания

Предметные:

•          обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;

•          совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить или не ставить знаки препинания при них;

•          совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами;

•          формировать умения графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте

Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре;  воспитывать уважение к художественному слову; формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: песня «Кентавры» из фильма «Чароде́и» режиссёра Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких; рисунки кентавра, окна, рисунок, изображающий фразеологизм «как курица лапой», рисунок, изображающий диалог; схемы: «Части речи», «Функциональные разновидности языка», «Части речи», «Второстепенные члены предложения».

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Организационный момент.




Приветствие обучающихся.

Песня о кентаврах.





Кто такие кентавры?

Приветствуют учителя.

Слушают отрывок из песни «Кентавры» из фильма «Чароде́и» режиссёра Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких.


Кента́вр — в древнегреческой мифологии дикие, смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ.

Личностные: действие смыслообра­зо­ва­ния, формирование чувства уверен­ности в своих силах; развитие учебно-по­знава­тель­ного инте­ре­са к рус­ско­му языку.

Регулятивные: планирование учебного со­труд­­ничества с учи­те­лем и сверст­ни­­ками.

2) Актуализация знаний

А) Предлагает связать рисунки и материал, изученный на уроках русского языка:

  1. Кентавр
  2. Окно
  3. Фразеологизм
  4. Диалог





Б) Предлагает связать схемы и материал, изученный на уроках русского языка:

1.Части речи.

2. Функциональные разновидности языка.

3. Части речи

4. Второстепенные члены предложения.

В). Кентавр (причастие и деепричастие) – обратная схема (предлагается дополнить схему.




А) Подбирают к картинкам соответствия из области русского языка.

  1. Причастие и деепричастие.
  2. Оловянный, деревянный, стеклянный.
  3. Как курица лапой
  4. Разговор двух или нескольких лиц.

Б) Подбирают ключевое слово к схемам.






В) Берётся картинка «Кентавр» (причастие и деепричастие) – обратная схема (предлагается дополнить схему).







Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике.



Регулятивные: формиро­ва­ние умения определять и фор­­­мули­ровать цели и зада­чи уро­ка без помощи учителя.

Познавательные: при­­нятие  по­знава­тель­ной це­ли и со­хра­нение ее при вы­пол­нении учеб­ных дейст­вий.



Регулятивные: постановка учебной задачи, на основе соот­не­сения то­го, что уже изве­стно и усвое­но, и того, что еще неизве­стно.

Коммуникативные:

планирование учебного со­тру­­дничества с учителем и сверст­никами, общение и вза­­имодей­ствие, планирование учебного сотрудничества

Регулятивные:пла­ниро­вание своей деятель­­но­сти под руково­д­ством учи­те­ля,  определение  по­сле­до­ва­­­те­ль­но­с­ти дей­ст­вий, уме­ние вно­сить корре­ктивы  и до­пол­не­ния в соста­в­лен­ные пла­ны.

Познавательные: формирование на­выков анали­за и сопостав­ления  (анализ объек­тов с выделением су­ще­­ствен­ных и несущест­вен­ных при­зна­ков).

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

4. Формирование умений приме­нять знание теоретического ма­териала на практике, умение делать выводы в результате со­вместной работы класса и учи­теля; формирование умения ра­бо­тать с ра­з­ными источни­ка­ми инфор­ма­ции, нахо­дить ее, ана­ли­зиро­вать

Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

3.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3) Этап локализации индивидуальных затруднений.

Предлагает сформулировать темы и цели урока.





Формулируют тему и цели урока.

4) Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Ставит корзину и предлагает поработать над «корзиной идей».

Вспомните всё, что вы знаете о причастном обороте и о деепричастии. Попробуйте определить, что вы знаете по теме, а чего ещё не знаете. Запишите предположения на бумажке (жёлтая – что знают, розовая – чего не знают), а я пройду и соберу в корзину.

     Собрав бумаги, зачитывает некоторые из них и предлагает вопрос, каким путём можно узнать то, чего ребята не знают.

Пишут на бумажках ответы, педагог собирает.







Предлагают пути реализации проекта.

5) Этап реализации построенного проекта.


А) Предлагает поработать с учебником на стр. 100-101 и составить кластер.





Б) - А есть ли в теоретическом материале на стр. 101 слово «всегда»? О чём это говорит? Есть ли эта информация в учебнике?

Изучают материал учебника, составляют кластер по теме.






Просматривают материал, приходят к выводу, что есть случаи, когда обособления не происходит.


6) Этап первичного закрепления  и углубления изучаемого материала с проговариванием во внешней речи.

А) Организует наблюдение по тексту.




- Сколько в тексте допущено пунктуационных ошибок? (работа в парах)



- Назовите число и месяц, когда происходят события в тексте.

- Можно ли предположить, в какой исторический период происходят события?

- К какой функциональной разновидности относится текст? Почему?

- Найдите причастия, выделите их как члены предложения. Есть ли здесь деепричастные обороты?

- Сколько пунктуационных ошибок допущено?

- Можете предположить, когда не обособляется деепричастный оборот?

Б) Изучите текст, содержащий теоретический материал. Подберите примеры из текста, иллюстрирующие случаи необособления деепричастного оборота.

В) Какой случай в тексте № 1 не представлен?

А) Читают текст, находят деепричастия и подчёркивают их как члены предложения в самом тексте.

Не спеша бегут кони среди снежных полей. Лёгкий мороз не даёт сидеть без движения, заставляя растирать замерзающие щёки и нос. На ночь глядя мы подъезжаем к богатому помещичьему дому, все окна которого приветливо светятся. Нас встречают радостно и обо всём расспрашивая. Ура! Мы успели приехать до наступления Нового года.

  1. 31 декабря.
  2. 18-19 век.
  3. Язык художественной литературы
  4. Есть.
  5. Ошибок нет.



Б) Работают со вторым текстом, объясняют пунктуацию или её отсутствие в тексте 1.


В) Не выделяется запятой деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым.

            Артём отвечал нам не смущаясь.

7) Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

А) Предлагает поработать с упр. 188 (устно, слабые обучающиеся).

Б) Первые два предложения записываются на доске комментировано, далее самостоятельно.

А) Упр. 188 – устно.

Б) Работают с текстом.

Как мы радовались, оказавшись в большом зале! Нарядив ёлку игрушками, мы готовились к празднику. Войдя в зал, отец был очень восхищен красотой и уютом в комнате. Накрывая праздничный стол, мама напевала новогоднюю песню. Я, услышав эту песню, сразу вспомнил об игрушке, подаренной мне бабушкой. Я быстро отыскал ее и, повесив на ёлку, пошел помогать маме.  Не покладая рук мы работали весь день.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.


       Предлагает подвести итог уроку, обратившись к картинкам, предложенным в начале урока.

- Как прозвучали эти темы на уроке?

      Делают вывод о том, что каждый из рисунков и каждая из схем были связаны с материалом урока.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.






- Предлагает подвести итог урока: достигнуты ли цели?

- Что надо сделать, чтобы отработать тему?

                 Домашнее задание:

  1. Выучить теорию стр. 100-101.

Перевести теорию, представленную в тексте 2 в таблицу, которую надо составить в тетради для таблиц и схем. лист в дневнике. ру. Даётся ссылка, чтобы углубить материал (по желанию): http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=113

  1. На выбор: Упр. 191 (списать, расставить знаки препинания), 194 (составить предложения по схеме) или самим составить текст, в котором представить различные случаи обособления или не обособления деепричастий и дееприч. оборотов)

Подводят итоги урока.








Записывают домашнее задание

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности;

Предметные: общее представление о внешних факторах языкового развития и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок! Оригинальное начало.

14 June 2023

Похожие публикации