Методическая разработка по теме «Односоставное предложение» (Русский язык, 8 класс)
МКОУ «Средняя школа имени В.И.Ерменеева с.Сабакаево» Мелекесского района
Урок русского языка на тему: Роль односоставных предложений в тексте.
Учитель Юреева Надежда Валентиновна
Этапы занятия, решаемые вопросы. |
Деятельность учителя. |
|||||||||||||||||||
1. |
1.Организационный этап 1 мин |
Слово учителя. Слайд1.(солнышко в руках). Ребята, уважаемые гости, здравствуйте. Я рада приветствовать вас и желаю вам доброго дня. Итак, откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня мы проводим урок по теме, а какой давайте попробуем определить вместе, выполнив синт. разбор предложения. («Роль односоставных предложений в тексте»). Запишите, выделите грамм. основу, дайте характ. предл. |
||||||||||||||||||
2. |
Работа по повторению изученного ранее. |
(Обращение к эпиграфу). С русским языком можно творить чудеса. К.Паустовский.1 балл. 1.Давайте запишем это предложение и выполним синтаксический разбор. (1 удоски). 2.Итак, какое это предложение по строению грамматической основы? 3. Как вы думаете, что же станет предметом исследования на сегодняшнем уроке? 4.Запишем тему: «Роль односоставных предложений в тексте».3 слайд. 5.Итак, что мы знаем об односостав. предл., об их роли в тексте. А что должны узнать? А что же мы должны узнать, если тема такова? Молодцы. Применим эти знания на практике. 2.Установите соответствие: работа в парах
2. Проверка по эталону с проговариванием. Оцени себя. |
||||||||||||||||||
3. |
Обобщение и закрепление учебного материала. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. |
3. Определите виды односоставных предложений. Работа в парах.
Проверка по эталону, доказывая вид. Оцените себя. 6 баллов. Учитель: Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов, но именно одн. предл. показывают богатство языковых средств русского языка. Давайте посмотрим, как известный русский поэт А.А. Фет используют односоставные предложения в своих произведениях. 4.Работа в группах. Памятка для работы в группах. Работать дружно Говорить тихо. Уметь слушать другого. Выполнить задание грамотно, правильно. Учитель: Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. 1.Выразительно прочитайте.1б 2.Выделите грамматическую основу.1б 3. ОПРЕДЕЛИТЕ типы односоставных предложений.1б 4.Найдите выраз.средства.1б
Проверка по эталону..Оценивание. Вывод учеников об употреблении односоставных предложений. Фет использовал способность русского языка выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций. Л.Н. Толстой сказал про это произведение: (последнее) «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». "Поэзия Фета-сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу..." Физкультминутка. Тихо встанем, улыбнёмся, Влево, вправо повернёмся. Земля, небо,пятка, пятка, Всем полезная зарядка. 5.Работа с текстом. Самостоятельная работа. – У Вас на столе текст из рассказа В. Астафьева «Затеси». Словарная работа: затеси. Дежурный по словарю. Запишем слово в составе словообразовательной пары. Синонимы (зарубка, метка) А у В. П. Астафьева-это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. – И сегодня мы с Вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается творить чудеса великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в «Затесях» работают односоставные предложения. Читает учитель!!! «Приветное слово». Х.лодно. Ветрено. Конец в.сны. Приходится на прогулку прятаться в лес. Огл.нулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему бер.зняку, приветствует всех, всему радуется. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе. О чём этот текст? Какова его идея? Можно ли заблудиться в жизни как в лесу? 1.Вставить пропущенные буквы. 1б. 2.Запишите номера односоставных предложений.11б 2.Определите виды односоставных предложений. 11б 3.Запишите номер односоставного предложения, входящего в состав сложного.1б. Учитель: Вот как у Виктора Астафьева в «Затесях» работают односоставные предложения. Проверка.оценивание. Определение уровня. |
||||||||||||||||||
4. |
Домашнее задание. Разноуровневое |
Базовый: Из рассказа В.П. Астафьева «Долбят гору» выписать отрывок, содержащий односоставные предложения, Повышенный: +определить их вид. Высокий: +Выполнить анализ этого текста. |
||||||||||||||||||
5. |
Подведение итогов урока |
Ребята, что мы с вами сегодня повторили и закрепили? А что нового узнали? Рефлексия. |
Приложение 1.отив фольклор пейзаж рассказ бежин луг
-
Индивидуальная траектория.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Признаки двусоставных предложений и односоставных предложений Виды односоставных предложений |
Частота употребления односоставных предложений в текстах Какова роль односоставных предложений в тексте. |
Приложение2.Установите соответствие: работа в парах
Виды односоставных предложений. |
Главный член предложения выражен |
назывное |
Глаголы 2 л. ед. ч. и 3 л. ед.ч. |
Определённо-личное |
Безличный глагол, слово категории состояния, слово нет, краткое прилагательное |
Неопределённо-личное |
Глаголы 1 и 2 лица ед. и мн. числа |
Обобщённо-личное |
Глаголы только 3л. мн.ч |
безличное |
Существительное в Им.п. |
Приложение 3.
Определите виды односоставных предложений.
1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин). |
|
3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков). |
|
4. Без русского языка не одолеешь самого опасного врага. |
|
5. Схоронили его за Москвой-рекой И бугор земли тут насыпали, И кленовый крест тут поставили. (М. Лермонтов). |
|
6. С моря веет свежестью. (М Горький). |
|
Приложение 4.
1 группа
Выразительно прочитайте.
1.Выделите грамматические основы.
2. ОПРЕДЕЛИТЕ виды односоставных предложений.
3.Найдите выраз.средства.
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
2 группа
Выразительно прочитайте.
1.Выделите грамматические основы.
2. ОПРЕДЕЛИТЕ виды односоставных предложений.
3.Найдите выраз.средства.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму
3 группа
Выразительно прочитайте.
1.Выделите грамматические основы.
2. ОПРЕДЕЛИТЕ виды односоставных предложений.
3.Найдите выраз.средства.
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Приложение 5.
1.Вставить пропущенные буквы.
2. Выделить грамматические основы.
3.Определить виды односоставных предложений.
В. П. Астафьев. «Приветное слово».
Х.лодно. Ветре.о. Конец в.сны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю. Скр.плю. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света…
Огл.нулся – мчится девочка в ра.пахнутой красной куртке по весеннему бер.зняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
Приложение 6. Тест.
Определите тип односоставного предложения:
1) определённо-личное, 2) неопределённо-личное,
3) обобщённо-личное, 4) безличное, 5) назывное.
Запишите соотношения, например: А1-1
А1. В лесу не видно спелых почек, не слышно голоса грачей.
А2. Кого журю, того люблю.
А3. Идти обратно бесполезно.
А4. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву…
А5. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
А6. Только мне не плачется – на душе светло.
А7. Как родного примут, угостят, согреют, пожелают доброго пути.
А8. Потерянное доверие не скоро найдешь.
А9. Мелколесье. Степь и дали.
А10. На перекличке дружбы многих нет.
Оценочный лист
№ |
Вид работы |
Мои баллы |
Максим. баллы |
5 |
|||
6 |
|||
12 |
|||
10 |
|||
Надежда
Надежда
Надежда