Урок «Односоставные предложения» (Русский язык, 8 класс)
Обобщающий урок. 8 класс, Тема: «Односоставные предложения!»
Учитель: Гаврилова Ирина Викторовна
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Односоставные предложения»
Задачи: Образовательные: повторение и обобщение изученного по теме, закрепление навыка употребления односоставных предложений, умения определять их вид; повторение правил орфографии; закрепление орфоэпических норм;
Развивающие: развитие логического мышления, образного мышления и речи;
Воспитательные: воспитание культуры речи, любви к родному языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
Психологический настрой на работу.
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
-Как вы понимаете данное высказывание?
-Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания.
Работая над односоставными предложениями в течение нескольких уроков, вы, я думаю, уже увидели их особую красоту, так как односоставные предложения обладают удивительной эмоциональностью.
Многие поэты и писатели активно использовали такие предложения в своих произведениях. Сейчас мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Вам было необходимо составить текст с использованием односоставных предложений на тему «Зимнее утро». Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. (Дополнительные вопросы: какие типы односоставных предложений вы использовали в своем сочинении? К какому типу речи можно отнести этот текст? А к какому стилю? Какие изобразительно-выразительные средства были использованы вами в тексте?)
Ребята, на нашем сегодняшнем уроке мы отправимся в страну односоставных предложений, на нашем пути – много разных станций, на которых мы должны будем демонстрировать свои знания. У вас на партах лежат маршрутные листы, на которых обозначены станции, которые нам предстоит посетить. За правильные ответы вы будете получать жетоны (за правильный ответ – жетон-квадратик, за неполный ответ – половинку квадратика, таким образом, в конце нашего путешествия вы сможете самостоятельно подвести итог вашей работы на уроке. Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие! И первая станция – «Диктор».
Учитель читает стихотворение В.Кривина «Ошибка в ударении»
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Возил не шо/фер, а шофёр.
Не фа/рфор, а фарфо/р
Был оглашен не при/говор -
Судебный пригово/р.
Строгал не сто/ляр, а столя/р,
Но до/ску - не доску/.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а то/ску.
Задание выполняется при помощи мультимедийной презентации. Необходимо расставить ударение: баловать, каталог, сливовый, жалюзи, брала, торты, звонишь, красивее, квартал, водопровод. С каждым из этих слов составьте словосочетание и не забудьте определить в нем тип связи слов.
Молодцы, ребята! Следующая станция – «Терминологические слухи».
Каждому из вас я задам по вопросу, вам необходимо дать быстрый и правильный ответ. Вопросы:
1. Правда ли, что предложения делятся на односоставные и двусоставные? (Да)
2. Правда ли, что в односоставном предложении грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? (Нет).
3. Правда ли, что в неопределенно-личном предложении важно само действие, а не лица, которые его совершают? (ДА).
4. Правда ли, что определенно-личные предложения сообщают о различных состояниях природы, животных? (Нет).
5. Правда ли, что односоставное предложение– это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому.(Да)
6. Правда ли, что сказуемое в безличном предложении выражено глаголом в форме 1 и 2 лица? (Нет)
7. Правда ли, что в определенно-личном предложении сообщается о действии, которое выполняет известное лицо? (Да)
Посмотрите, пожалуйста, в свои маршрутные листы. Куда мы отправляемся теперь? Правильно, следующая станция «Словарных слов». На доске вы видите словарные слова, ваша задача правильно вставить пропущенные буквы.
ТружеНик ОсущЕствить
КОмитет КомиСС ия
воплОтить ВырАзить
ЛанДшафт РЕзолюция
ТроЛЛейбус ПрЕобразиться
ЭкспЕримент ДискуССия
ДЕбаты ПАтриот
Дальше на нашем пути станция «Односоставные предложения».
Перед вами карточки с отрывком из стихотворения А. Блока «Снег да снег...». Вам необходимо списать стихотворение найти односоставные предложения, определить их тип и выполнить синтаксический и морфемный разборы.
Снег да снег. Всю избу замело.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены....
И дыханье выходит из губ
Застывающим2 в воздухе паром4.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром.
Пока ребята выполняют самостоятельно предложенное задание, …… выполнит тестовую работу за компьютером
Дальше в нашем маршрутном листе станция «Мир скороговорок». Каждый из вас должен прочитать скороговорку как можно быстрее, но помните, оценивается не только быстрота, но и качество вашего произношения. Также вы должны будете определить тип предложения скороговорки.
На карнавале короновали клонированного крокодила. (НАЗ)
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.(О-Л)
Во лесу лозу вяжу,
На возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи -
Накажу!(О-Л и Н-Л)
Всех скороговорок не скороговоришь, не перевыскороговоришь. (О-Л)
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз. (Н-Л)
На траве двора не коли дрова. (О-Л)
Навалилось снега в валенки Вале маленькой. (Б)
Предпоследняя станция «Определи тип предложения». Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить его тип.
1.Еду, еду в чистом поле. (А.С.Пушкин). ОЛП.
2.Аптека. Улица. Фонарь. (А.Блок). Наз.
3. Учись у них – у дуба, у берёзы. (А.А. Фет) (О-Л)
4. Кругом зима. Жестокая пора! (НАЗ)
5. Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму. (Безл)
6. Помнишь рощу над рекой? (ОЛП)
7. Травою запахло душистою.(БП)
8. Минут через пять Мишку впустили.(НЛП)
9. Приятная прохлада. (НАЗ)
И, наконец, мы добрались до последней станции «Подведем итоги». Сейчас я предлагаю вам подвести итог своей работы, подсчитав заработанные жетоны.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Молодцы. Все работали хорошо. А это значит, что тема урока вами усвоена. Дома выпишите из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 3 двусоставных предложения и 3 односоставных. Найдите основы, проведите синтаксический разбор предложений. Урок окончен. Все свободны.