12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Митрачкова Елена Николаевна122
Работаю в школе г. Брянска учителем русского языка и литературы.Стаж - 27 лет. Категория - высшая.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
14

Разработка урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения»

Урок русского языка в 8 классе.

Учитель первой категории средней школы №9 г. Брянска

Митрачкова Е.Н.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения».

Цели:

обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме, знать отличительные признаки односоставных предложений, уметь находить их в тексте, определять их роль в художественной литературе.

развивающая: использовать односоставные предложения в речи и в творческих работах.

воспитывающая: почувствовать, как удается «творить чудеса» великим русским писателям на примере стих. И.Бунина.

С русским языком можно творить чудеса.

К.Паустовский.

Ход урока.

1 Сообщение темы и целей урока. Обращение к эпиграфу.

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

1) заполнение таблицы « Виды односоставных предложений» доски.

Виды односоставных предложений

 

Способ выражения сказуемого

Сфера использования

Примеры

2) высказывания писателей, поэтов, ученых – лингвистов об односоставных предложениях

3)работа по карточкам (2 человека)

Учитель читает слова Ломоносова об одном из типов односоставных предложений. О каком?

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «украшению и важности служит». (Ломоносов.) (о\л)

Учитель предлагает ученикам прочитать свои творческие работы с использованием о\л предложений.

- Почему предложения называются о\л? (действующее лицо мыслится определенно)

- Что в этих предложениях достаточно определенно указывает на лицо? (окончания глаголов)

- Что ученый – лингвист Пешковский сказал о н\л предложениях? (с высказыванием Пешковского знакомились, когда изучали н\л предложения)

(…все сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное»)

- Почему Бабайцева назвала б\п «самой пестрой, наиболее употребительной группой предложений»?

- Как вы думаете, о какой группе односоставных предложений Л.Толстой сказал: «В нем нет ни единого глагола. Каждое выражение – картина»? Как вы понимаете это высказывание? (Можно лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).

Проверка заполнения таблицы.

- Почему ни в одной из граф таблицы нет обобщ\л предложений? Что мы о них знаем? (Действие вне времени. Относится к любому, всякому лицу. Используется в пословицах, поговорках, афоризмах. Излагаются советы, пожелания, приказы.)

3.Выполнение различных задач и упражнений.

1) Работа с текстом, напечатанным на листочках.

План.

1) Выразительно прочитайте стихотворение И.Бунина «Рассвет».

Рассвет.

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зеленых утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье…

Разгорайся, новый день светлей!

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Разродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь – день радости и счастья!

И.Бунин.

2)Выпишите односоставные предложения. Определите, чем выражены главные члены предложения, их вид.

3) Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте?

4) Почему И.Бунин в стихотворении использует о\л и б\л предложения? Чего при этом добивается? (показывает созвучие его настроения с состоянием природы)

5) К какому стилю относится стихотворение? Докажите.

6) Почему так много используется обращений? ( в рус. яз. предл. с обращениями часто не имеют подлежащего, являются о\л)

7) «Соберите» и объясните орфограммы, объясните постановку знаков препинания.

2.Синтаксический разбор предложения (первое предложение из текста).

3.Графический диктант (буквенный)

1 Кому – то принесли от мастера ларец.

2. Не спится, няня.

3. Утро.

4. На улице полночь.

5. Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз.

6.И нет по - прежнему письма.

7. Над осенними полями пахнет дымом.

8.Не нагнать тебе бешеной тройки.

9. На селе темно и тихо.

4. Творческая самостоятельная работа.

«5» - по данному началу сочинение – миниатюру.

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

«4» - односоставные предложения на тему «Зима».

«3» - придумать 4 – 5 односоставных предложений.

.

5.Проверка выполненных работ. Обсуждение допущенных ошибок и их корректировка.

6.Подведение итогов.

7.Дом. задание «5» - «4» - упр. 208, «3» - упр. 210.

Карточка 1

Уровень «3»

Задание. Спишите. Выделите грамматическую основу, определите тип односоставных предложений.

1.Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну.

2. Его везли из крепости, из Бреста.

3.Хлестало в окна дождиком косым.

4. Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло.

5.Багровые горизонты.

Уровень «4»

Задание. Спишите. Выделите грамматическую основу, определите тип односоставных предложений.

1.Все грущу о шинели.

2.Десять суток нам дают на отдых.

3.Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.

4.Ее (черемуху) ломают ветками огромными.

5.Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет.

6.Тянет холодом зимних дней.

И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем.

 

Уровень «5»

Задание. Спишите. Выделите грамматическую основу, определите тип односоставных предложений.

1.Брожу по набережной.

2.Изба лесничего.

3. Повеет полем, первой бороздой.

4.Загляну в глаза волжанки.

5. В Сибири не любят горячку и спешку.

6.Весны без грозы не бывает.

7. Багровые горизонты. Оборванные провода.

Карточка 2.

Уровень «3»

Задание. Спишите. Выделите грамматическую основу, определите тип односоставных предложений.

Безветрие. Все небо залито розовой синевой. В воздухе марево от жары, и солнце сквозь его кажется туманным и серебряным. Спит порт. Тишь. Зеркальная бесконечная гладь.

Уровень «4»

Задание. Сначала спишите односоставные предложения, затем двусоставные. Дайте характеристику предложениям. Определите тип односоставных предложений.

1. Поражаюсь листве. Как яростно, ярко горит каждый листик берез, осин, рябин.

2.Сижу за столом у открытого окна.

3. Только что прошел тропический, короткий ливень с грозой.

4.Прекрасно было узкое озеро, держащее в своих объятиях лес.

5. В прохладе вечера разлился сухой, ржаной аромат.

6. Сегодня с утра начали жать рожь.

7.В лесу всю ночь напролет свищут, щелкают, звенят.

8. Жаворонков здесь полон воздух.

Уровень «5»

Задание. Продолжите данные предложения так, чтобы получились сложные. В каждой части сложного предложения подчеркните грамматическую основу. Определите тип односоставных предложений.

1. Нам сообщили, что (…). 2. Меня задержали после уроков, и (…).

3.У нас любят спорт, и (…). 4.Володе отказали в (…). 5. Сашу вызвали на уроке математики, и (…). 6.Растешь не по дням, а по часам, (…).

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.