12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панфилова Виктория Олеговна22

Конспект урока русского языка в 8 Е классе. Односоставные предложения.

Автор: Панфилова Виктория Олеговна, учитель русского языка и литературы, Гимназия 2, г. Балаково

Тема «Односоставные предложения» является одной из важных и интересных тем программы по русскому языку 8 класса. Изучение данной темы позволяет обучающимся практически освоить большое разнообразие и вариативность грамматических основ простых предложений. Освоение данной темы является важным также и потому, что знание этой темы позволит обучающимся правильно выполнить многие тестовые задания в вариантах ГИА в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения (в заданиях типа: выпишите грамматическую основу, посчитайте количество грамматических основ).

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок – первый по изучению данной темы - рассчитан на обучающихся 8 класса общеобразовательных школ. Материал урока отличается доступностью, адаптирован к психолого-педагогическим особенностям обучающихся. Но нужно отметить, что материалы урока (алгоритм, таблица личных окончаний глаголов, задания могут быть рекомендованы к использованию в 8, 9 классах общеобразовательных школ).

Цель: дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.

Задачи:

– образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений.

– развивающая: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний

– воспитательная: формирование чувство долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование и ТСО 1. Учебник.

2. Тетрадь.

3. Персональный компьютер.

4. Компьютерная презентация.

5. Блок-схема: «Односоставные предложения»

Педагогические технологии: технология вторичного осмысливания знаний, практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.

План урока:

Этап урока

Содержание этапа

Время

 

Организационный момент

Готовность к уроку, проверка присутствующих, повторение пройденного материала и его закрепление, сообщение темы и цели урока.

5 мин.

 

Актуализация знаний

Решение проблемного вопроса. Анализ предложений.

7 мин.

 

Изучение нового материала

Работа с таблицами и схемами. Составление алгоритма и опорного конспекта.

15 мин.

 

Закрепление пройденного материала

Выполнение заданий на определения вида односоставных предложений.

15 мин

 

Подведение итогов

Как определить вид односоставного предложения? Для чего нужно знать виды односоставного предложения? Оценивание работы учащихся, мотивация их деятельности.

2 мин.

 

Домашнее задание.

Комментарий к выполнению домашнего задания.

1 мин.


 

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Работа с текстом

Обучающимся раздаются текст, разрезанный на предложения.

Задание №1:

· соберите текст из предложенных предложений , т.е. расположите в правильном порядке предложения (в конспекте предложения расположены друг за другом),

· докажите, что это текст, определите стиль, тип речи (предложения связаны цепной связью, художественный стиль, описание).

Утро в деревне.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Из-за плетней так славно попахива..т отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

А потом пове..т ветерком, потян..т прямо в лицо свежим печеным хлебом.


 

Это в селе уже не спят, хлопоч..т возле печей.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

(По Г.А. Скребицкому)

Задание №2:

· Найдите глаголы в предложениях.

· Подберите глагол, соответствующий схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

3. Чем определяется выбор гласной в окончаниях глагола? (спряжением).

Объясните, какие гласные вы вставили в личные окончания.

Дома вам необходимо было вспомнить правило правописания личных окончаний глаголов будущего и настоящего времени. (Актуализация правила правописания личных окончаний глаголов).

4. Тема нашего урока - односоставные предложения.

Какую синтаксическую роль глаголы играют в предложениях? Найдите подлежащие в предложениях.

Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее или сказуемое, но перед нами «Полноценные» предложения, содержащие законченное высказывание.

В русском языке достаточно часто используются ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое.

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУСОСТАВНЫЕ предложение.

5. Ознакомление с видами односоставных предложений.

Существует несколько видов односоставных предложений (работа с табличкой):

6. Обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения (пошаговое объяснение, как пользоваться алгоритмом).

Примеры для наблюдения берем из текста:

Утро в деревне (назывное)

Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью. (назывное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое – нет. Назывное.

Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

Это в селе уже не спят, хлопочут возле печей. (неопределенно-личное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – да. Определенно-личное.

Задание №3:

· Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставного предложения:

Не бери в лес ружье. (определенно-личное)

В дверь несмело постучали. (неопределенно-личное)

И снова мне легко. (безличное)

Запах розы и жасмина. (назывное)

Осенний день шуршал ломкой листвой. (двусоставное)

· Пользуясь таблицей Основные группы односоставных предложений, над сказуемыми подпишите, в какой форме они стоят.

7. Домашнее задание:

Составить односоставное предложение с глаголом НАПОЛН..ТЕ. Повторите правила правописания личных окончаний глаголов. Из учебника выпишите определение Односоставные предложения – это…

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями, учились пользоваться алгоритмом для их определения. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению односоставных предложений, посмотрим, как и для чего они используются в разных стилях речи, в т.ч. публицистическом и художественном.



 

Приложение 1.

«Виды односоставных предложений»

1. Укажите определённо-личное предложение:

1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (А.Н.Толстой)

2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. (К.Паустовский).

3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)

4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А.Ахматова)

2. Укажите безличное предложение:

1) Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).

2) Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).

3) По наружности о человеке не суди. (Пословица).

4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье?(А.С.Пушкин).

3. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

1) Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)

2) Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам.(Н.Шумаков)

3) Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)

4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (С.Есенин)

4. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными:

1) Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди! (Н.Рубцов)

2) Тишина. Кукушка. Травы. (В.Боков)

3) Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова. (Н.Шумаков).

4) На заводе всё благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича. (А.И.Куприн).

5. Укажите вид односоставных предложений:

1) Сирены вой. Тревога. Звонким хором зенитки бьют. (Н.Браун).

2) Олимпиада зимняя в Гренобле. Ангина. Ночь. Транслируют хоккей.(А.Кайданов).

3) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет!(Ф.И.Тютчев)

4) Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. (С.Щипачёв).

6. Укажите неопределённо-личное предложение:

1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).

2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).

3) По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).

4) В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).

7. Укажите назывное предложение:

1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять. (Н.Шумаков).

2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье… (Н.Шумаков)

3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А.М.Фёдоров).

4) Тихая, звёздная ночь. (А.Фет).

8. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь. (Н.Шумаков)

2) На рассвете с реки и с болот потянуло холодом. (В.Успенский).

3) Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М.Дудин).

4) Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков)

9. Какое предложение не является односоставным неопределённо-личным?

1) Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)

2) Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н.Шумаков).

3) Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика. (В.Некрасов).

4) На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под ветра яростный надсад. (Б.Пастернак).

10. Укажите вид односоставных предложений:

1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (И.З.Суриков).

2) Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак).

3) На тротуаре листьев пляска. Безлюдье. Детская коляска. (И.Кабыш).

4) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

 

 

Приложение 2.

Задание. В отрывках из стихотворений М. Лермонтова найдите односоставные предложения, определите их вид.

1) И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

2) Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

3) Вам не видать таких сражений!

4) Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москву!

5) Вот смерилось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый.

6) Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?...

7) Одинок я, нет отрады,

Стены голые кругом, —

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнём.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.