Методическая разработка "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма."
Методическая разработка урока информатики
Тема урока | «Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов» |
Учитель | Новикова И. В. |
Класс | 8 |
Цель урока | познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «свойства алгоритмов», «исполнитель алгоритмов», сформировать умение составлять и выполнять различные алгоритмы |
Задачи урока | ввести определение алгоритма; познакомиться с историей возникновения термина «алгоритм»; рассмотреть примеры алгоритмов; изучить свойства и виды алгоритмов; ввести понятие и определение исполнителя алгоритма; рассмотреть примеры формальных и неформальных исполнителей; закрепить рассматриваемый материал с помощью интерактивных заданий |
Тип урока | изучение нового материала |
Планируемые результаты | предметные — формирование понимания смысла понятия «алгоритм»; умения анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимания терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «неформальный исполнитель», «система команд исполнителя» и др.; умения исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; метапредметные — развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимания ограничений, накладываемых средой на исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем; личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. |
Методы и формы обучения | фронтальная, индивидуальная |
Основные термины и понятия | понятие алгоритма, свойства алгоритмов, понятие исполнителя, неформальные и формальные исполнители |
Образовательные ресурсы | интернет-ресурсы: https://bosova.ru/, https://ru.padlet.com/ |
Оборудование | компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютеры, ПО: презентация, текстовый процессор |
Ход урока
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные: - формирование навыков самоорганизации |
2 | Актуализация знаний. | - Каждый человек в повседневной жизни, в учебе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений для нахождения решения; простые и привычные задачи человек решает, не задумываясь, автоматически. Каждому из нас, так или иначе, в жизни приходится встречаться с решением различных задач. Рассмотрим ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с ее решением? (Появляются ситуации на интерактивной онлайн-доске). | Слушают и отвечают на вопросы учителя - Определить последовательность действий | Коммуникативные: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные: - формирование грамотной речи |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | - Каким словом можно назвать все эти действия? Вам подсказкой будет фотография этого арабского математика, который ввел правила выполнения арифметических действий над целыми и дробными числами. - А как можно назвать объекты, которые выполняют действия алгоритма? - О чем же мы будем говорить на уроке? Сегодня мы: - узнаем об алгоритмах и исполнителях; - познакомимся со свойствами алгоритмов и типами исполнителей; - научимся составлять и выполнять алгоритмы. | Выводят ответы на интерактивную онлайн-доску (алгоритм) Отвечают на вопрос: - Они являются исполнителями алгоритма. Формулируют цель урока: - Об алгоритмах и исполнителях | Коммуникативные: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные: - формирование грамотной речи Регулятивные: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка |
4 | Открытие новых знаний | - Сейчас я вам предлагаю составить инструкции для выполнения разных действий (задание на карточках). Составить инструкции: Внести деньги на счет телефона Рассчитать бюджет семьи Порядок проверки безударной гласной в корне слова Порядок расстановки коэффициентов в химической формуле. - Теперь попробуем сформулировать свойства алгоритмов на основе ваших инструкций. - Что общего во всех инструкциях? (свойство дискретности) - Что получается после выполнения алгоритма? (свойство результативности) - Можно ли эти инструкции применить для выполнения аналогичного действия? (свойство массовости) - Все ли инструкции просты и понятны? (свойство понятности) - Все ли команды прописаны однозначно? (свойство определенности) - Давайте теперь все вместе сформулируем определение алгоритма и его свойства. - Что такое алгоритм? - Какими свойствами он обладает? - Различают формальных и неформальных исполнителей. Формальный исполнитель всегда одну и ту же задачу будет выполнять одинаково, а неформальный исполнитель может выполнять команды по-разному (дорога домой из школы и обратно по разным улицам) Формальные исполнители необычайно разнообразны, но для каждого из них можно указать характеристики: Круг решаемых задач (т.е. зачем он нужен) Область – обстановку, условия в которых действует исполнитель Систему команд исполнителя – команды которые может выполнить. Режим работы исполнителя (непосредственное или программное управление) Показать возможности автоматизации деятельности человека (презентация) | Выбирают карточку с заданием После решения представляют свои алгоритмы на онлайн-доске. Слушают и отвечают на вопросы учителя - Пошаговое выполнение - Результат - Да - Да - Да
- Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату. - Дискретность, массовость, результативность, понятность определенность. Учащиеся слушают учителя | Коммуникативные: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Познавательные: - развитие познавательной активности Личностные: - развитие умения выделять главное; - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков структурирования информации. |
5 | Применение полученных знаний на практике | На интерактивной онлайн-доске появляются задания: - А теперь вы попробуете себя в роли исполнителей. Вам необходимо выполнить определенные алгоритмы, чтобы решить следующие задачи. Ваши решения прошу представить на интерактивной онлайн-доске. Задача 1. 1. Вычисляется длина исходной цепочки символов: 1) Если она нечётна, то к исходной цепочке символов слева приписывается буква А. 2) Символы попарно меняются местами (первый − со вторым, третий − с четвёртым, пятый − с шестым и т.д). 3) После этого справа к полученной цепочке приписывается буква Ф. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Дана цепочка символов ЛОМ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды? Задача 2. Исполнитель может выполнять 2 команды: 1. раздели на 2 (уменьшает число на экране в 2 раза) 2. вычти 1 (уменьшает число на 1) Составьте алгоритм получения из числа 27 число 3, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. | Оформляют письменно решение каждой задачи в тетрадях. С помощью интерактивной онлайн-доски демонстрируют свои работы и оценивают их. Ответы: Задача 1: ЛАМАФОФ Задача 2: 27-1=26 26:2=13 13-1=12 12:2=6 6:2=3 Ответ: 21211 | Познавательные: - поиск и выделение информации, - установление причинноследственных связей, - осознанное построение речевого высказывания, - конструирование информации в нужной форме; Регулятивные: - перед тем, как начать действовать определяют последовательность действий |
6 | Компьютерный практикум | - Выполни задание с помощью компьютера в системе Кумир: Исполнитель Робот действует на клетчатом поле, между соседними клетками которого могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам поля и может выполнять следующие команды, которым присвоены номера: При выполнении каждой такой команды Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если же в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Что произойдёт с Роботом, если он выполнит последовательность команд 32323 (здесь цифры обозначают номера команд), начав движение из клетки А? Какую последовательность команд следует выполнить Роботу, чтобы переместиться из клетки А в клетку В, не разрушившись от встречи со стенами? | Выполняют практическую работу в системе Кумир | Личностные: -формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации в разных формах Познавательные: - поиск и выбор необходимой информации, - анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей |
7 | Постановка домашнего задания | - Домашнее задание: § 2.1 – 2.2, разработать алгоритм одного дня из ваших будней. | Записывают домашнее задание | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие памяти Познавательные УУД: - развитие познавательной активности |
8 | Рефлексия. | - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Отвечают на вопросы. | Личностные: - понимают значение знаний для человека. Регулятивные: - оценивают свою работу. |