Методическая разработка "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма."

0
0
Материал опубликован 30 October

Методическая разработка урока информатики


Тема урока

«Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов»

Учитель

Новикова И. В.

Класс

8

Цель урока

познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «свойства алгоритмов», «исполнитель алгоритмов», сформировать умение составлять и выполнять различные алгоритмы

Задачи урока

ввести определение алгоритма;

познакомиться с историей возникновения термина «алгоритм»;

рассмотреть примеры алгоритмов;

изучить свойства и виды алгоритмов;

ввести понятие и определение исполнителя алгоритма;

рассмотреть примеры формальных и неформальных исполнителей;

закрепить рассматриваемый материал с помощью интерактивных заданий

Тип урока

изучение нового материала

Планируемые результаты

предметные — формирование понимания смысла понятия «алгоритм»; умения анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимания терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «неформальный исполнитель», «система команд исполнителя» и др.; умения исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

метапредметные — развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимания ограничений, накладываемых средой на исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Методы и формы обучения

фронтальная, индивидуальная

Основные термины и понятия

понятие алгоритма, свойства алгоритмов, понятие исполнителя, неформальные и формальные исполнители

Образовательные ресурсы

интернет-ресурсы: https://bosova.ru/, https://ru.padlet.com/

Оборудование

компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютеры, ПО: презентация, текстовый процессор


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные:

- формирование навыков самоорганизации

2

Актуализация знаний.

- Каждый человек в повседневной жизни, в учебе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений для нахождения решения; простые и привычные задачи человек решает, не задумываясь, автоматически.

Каждому из нас, так или иначе, в жизни приходится встречаться с решением различных задач.

Рассмотрим ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с ее решением?

(Появляются ситуации на интерактивной онлайн-доске).

Слушают и отвечают на вопросы учителя







- Определить последовательность действий

Коммуникативные:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные:

- формирование грамотной речи


3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Каким словом можно назвать все эти действия? Вам подсказкой будет фотография этого арабского математика, который ввел правила выполнения арифметических действий над целыми и дробными числами.


- А как можно назвать объекты, которые выполняют действия алгоритма?


- О чем же мы будем говорить на уроке?


Сегодня мы:

- узнаем об алгоритмах и исполнителях;

- познакомимся со свойствами алгоритмов и типами исполнителей;

- научимся составлять и выполнять алгоритмы.

Выводят ответы на интерактивную онлайн-доску (алгоритм)




Отвечают на вопрос:

- Они являются исполнителями алгоритма.


Формулируют цель урока:

- Об алгоритмах и исполнителях


Коммуникативные:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные:

- формирование грамотной речи

Регулятивные:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

4

Открытие новых знаний

- Сейчас я вам предлагаю составить инструкции для выполнения разных действий (задание на карточках).

Составить инструкции:

Внести деньги на счет телефона

Рассчитать бюджет семьи

Порядок проверки безударной гласной в корне слова

Порядок расстановки коэффициентов в химической формуле.


- Теперь попробуем сформулировать свойства алгоритмов на основе ваших инструкций.

- Что общего во всех инструкциях? (свойство дискретности)

- Что получается после выполнения алгоритма? (свойство результативности)

- Можно ли эти инструкции применить для выполнения аналогичного действия? (свойство массовости)

- Все ли инструкции просты и понятны? (свойство понятности)

- Все ли команды прописаны однозначно? (свойство определенности)


- Давайте теперь все вместе сформулируем определение алгоритма и его свойства.

- Что такое алгоритм?




- Какими свойствами он обладает?



- Различают формальных и неформальных исполнителей. Формальный исполнитель всегда одну и ту же задачу будет выполнять одинаково, а неформальный исполнитель может выполнять команды по-разному (дорога домой из школы и обратно по разным улицам)


Формальные исполнители необычайно разнообразны, но для каждого из них можно указать характеристики:

Круг решаемых задач (т.е. зачем он нужен)

Область – обстановку, условия в которых действует исполнитель

Систему команд исполнителя – команды которые может выполнить.

Режим работы исполнителя (непосредственное или программное управление)

Показать возможности автоматизации деятельности человека (презентация)

Выбирают карточку с заданием





После решения представляют свои алгоритмы на онлайн-доске.


Слушают и отвечают на вопросы учителя


- Пошаговое выполнение

- Результат


- Да


- Да

- Да




- Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.


- Дискретность, массовость, результативность, понятность определенность.



Учащиеся слушают учителя














Коммуникативные:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные:

- развитие познавательной активности

Личностные:

- развитие умения выделять главное;

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков структурирования информации.


5

Применение полученных знаний на практике

На интерактивной онлайн-доске появляются задания:

- А теперь вы попробуете себя в роли исполнителей. Вам необходимо выполнить определенные алгоритмы, чтобы решить следующие задачи. Ваши решения прошу представить на интерактивной онлайн-доске.

Задача 1.

1. Вычисляется длина исходной цепочки символов:

1) Если она нечётна, то к исходной цепочке символов слева приписывается буква А.

2) Символы попарно меняются местами (первый − со вторым, третий − с четвёртым, пятый − с шестым и т.д).

3) После этого справа к полученной цепочке приписывается буква Ф.

Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Дана цепочка символов ЛОМ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды?


Задача 2.

Исполнитель может выполнять 2 команды:

1. раздели на 2 (уменьшает число на экране в 2 раза)

2. вычти 1 (уменьшает число на 1)

Составьте алгоритм получения из числа 27 число 3, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

Оформляют письменно решение каждой задачи в тетрадях.

С помощью интерактивной онлайн-доски демонстрируют свои работы и оценивают их.



Ответы:

Задача 1: ЛАМАФОФ











Задача 2:

27-1=26

26:2=13

13-1=12

12:2=6

6:2=3 Ответ: 21211

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- установление причинно­следственных связей,

- осознанное построение речевого высказывания,

- конструирование информации в нужной форме;

Регулятивные:

- перед тем, как начать действовать определяют последовательность действий


6

Компьютерный практикум

- Выполни задание с помощью компьютера в системе Кумир:

Исполнитель Робот действует на клетчатом поле, между соседними клетками которого могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам поля и может выполнять следующие команды, которым присвоены номера:

 t1730269280aa.jpg
1 — вверх 
2 — вниз 
3 — вправо 
4 — влево 

При выполнении каждой такой команды Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если же в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается.

Что произойдёт с Роботом, если он выполнит последовательность команд 32323 (здесь цифры обозначают номера команд), начав движение из клетки А? Какую последовательность команд следует выполнить Роботу, чтобы переместиться из клетки А в клетку В, не разрушившись от встречи со стенами?

Выполняют практическую работу в системе Кумир


Личностные:

-формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации в разных формах

Познавательные:

- поиск и выбор необходимой информации,

- анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей

7

Постановка домашнего задания

- Домашнее задание: § 2.1 – 2.2, разработать алгоритм одного дня из ваших будней.


Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

8

Рефлексия.


- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?


Отвечают на вопросы.

Личностные:

- понимают значение знаний для человека.

Регулятивные:

- оценивают свою работу.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации